Летописи рассказывают, что в 859 году нордманы (варяги) напали на славян и обложили их данью, но были выгнаны после двухлетней борьбы. Вскоре потом славяне отправили выборных уговаривать тех же нордманов возвратиться и царствовать над ними по праву: «Земля наша,— говорили посланные,— велика и обильна, но порядка в ней нет; придите княжить и владеть нами». Некто Рюрик 1 нашелся исполнить их желание и прибыл с семейством и шайкою морских разбойников в Новгород, где утвердил свое владычество.
Добровольное подданство народа своим врагам утверждают на свидетельстве монаха, писавшего в конце XI столетия. Очевидно, что добрый инок, по простоте или из собственных видов, обновил одну из сказок, которые потомкам Рюрика нужно было распространить, чтобы склонить умы на свою сторону и придавать законность своему владычеству. Когда нет исторических источников и предания недостаточны, напрасны будут догадки. Год прибытия нордманов, кажется, не противоречит летоисчислению. Их водворение может объясниться только двумя предположениями.
// С 62
Мнение, что, призванные для защиты, они владели краем, похоже на правду; оно согласно и с обычаями времени, и с хитрым воинственным характером морских королей. Можно также принять мнение, что второе нападение их было удачнее первого, и что право завоевания было началом их владычества. Последнее, кажется, вернее, потому что ближе к обыкновенному ходу событий 2.
Однако ж сказку о добровольном подданстве многие поддерживают и в наше время, для выгод правительства, которое всегда ищет опоры в мнении народном. Правительство же не может терпеть ничего независимого в своем домостроительстве. И потому мнение для него: или камень преткновения, или тростник. Куда ни кинь, все клин.
Русские историки усвоивают народу чувственную любовь к государям, которые от начала и до наших дней, то поодиночке, то толпою, являются на своем поприще. Разберем свидетельства исторические. Поколение Рюрика, утвердившееся коварством или насилием, сперва оказало услуги нордманам духом завоеваний и водворениями, распространившими пределы страны. События этого времени ознаменованы бунтом древлян, полочан, радимичей и других племен и мщением, которое правительство излило на них. Уделы, заведенные нордманами, укоренились по смерти Владимира 3. Край раздробили; народ разделили на участки. Это устройство по своим последствиям было пагубнее ига монгольского. Силы края истощились в междоусобиях. Ум юного народа затих от постоянного действия раздробленного самодержавия. Народный дух, постепенно угасая, заменился равнодушием 4. Следы такой же гражданской жизни заметны у нас даже и теперь. Ни холоден, ни горяч — хуже всего в политике, как и в религии. Только Новгород и Псков устояли против общей заразы. Несмотря на все усилия властителей, они сохранили право избирать и судить князей. 30-ть из числа избранных были отрешены и изгнаны. С появлением монголов князья нордманского поколения пали к ногам завоевателей. Они заботились только о себе в бедствиях отечества и перед ханами искали такого же унижения, какого требовали от (своих) * подданных. Такого поведения не вытерпели, наконец, и монголы, хотя им были выгодны унизительные происки князей. Многие вызваны в Орду, осуждены и казнены рукою палача. Не было ни усилия, ни сочувствия со стороны подданных. Татарский приговор освящался равнодушием народным 5.
Князья литовские, а не потомки Рюрика, положили начало освобождению. Они отторгли западные части края и присоединили к своим владениям. Им стали подражать князья московские, усилившиеся во в емя смятений 6. Обогащаясь умножением и удержанием части поборов, переходивших в Орду через их руки от всех уделов, они успели округлить свои владения насилием, покупками, наследствами и свадьбами, Ссоря удельных
// С 63
князей, коварствуя при дворе ханов, разоряя собственных подданных, они хлопотали только о том, чтобы соединить всю власть в своих руках. В то же время раздоры в Орде и изменение в религии, ослабляя монголов, способствовали свержению ига. Однако ж не слабостию монголов и не происками князей освободилась Россия. Крайность бед, достигнув высшей степени, пробудила дух народный, без которого не совершается коренных переворотов 7.
Порядок уделов, изменяемый при Ярославе и Мономахе, окончательно рушился при Иоанне III и его наследниках 8. Разъединенное самодержавие совокупилось; но сущность осталась та же. Переменам никто не противился: ни князья, у которых все было продажно, ни народ, который после 400-летних бедствий стал ко всему равнодушен. Но препятствия встретились в Новгороде, сохранившем права свои, развитые посредством торговли с народами более образованными9. Прибегли к разврату, убийствам, конфискации, ко всем средствам насилия и неправды, которые необходимы заблуждению, чтобы удержаться и распространиться. Самодержавие, только что восстановленное в первоначальном виде своем, доставило русским царя Бешеного (Иоанна IV), который 24 года (1560— 1584) — купался в крови подданных10. Наконец, нордманские поколения, основанные морским разбойником, после 600-летнего владычества угасли вместе с царем Слабоумным (Феодором Ивановичем) 11.
В продолжительном племени князей из числа 750-и видим только некоторых замечательных своими способностями; но они мелькают изредка, и вся деятельность их ограничивается стремлением поддержать самодержавие в его различных видах. Впрочем, личное влияние князей было почти ничтожно. Мнение, что Владимир ввел христианство, основано на свидетельствах неважных, сомнительных и подлежавших спору. Те не понимают божественного происхождения и назначения веры, которые думают, что помощь сильных земли нужна для того, что она проникла в сердца и утвердилась в них. Благодатные лучи веры гораздо прежде Владимира озарили* пространные страны севера: Библия, переведенная на славянский язык греческими монахами в Моравии, была известна в России за 100 лет до обращения Владимира. Ольга, бабка его, уже христианка. Соборные послания патриархов Фотия и Игнатия свидетельствуют, что русские крестились в 867 году.12. В Олегово время Россия считалась 60-м архиепископством константинопольским. При Игоре 13 была уже церковь св. Илии в Киеве. Договоры его с греч<ескими> императорами) Романом, Константином, Стефаном утверждались крестным целованием 14.
Русская правда — сборник нордманских учреждений — перемешана с случайными постановлениями. Не удовлетворяя потребностям народа, это наборное законосоставление несообразностью частей своих только замедлило движение общественное15.
Потомки Рюрика не умели заслужить и потому никогда не пользовались привязанностью подданных. Владычество князей ознаменовано
// С 64
беспорядками и бедствиями, за которые ответственность не может падать прямо на них. Корнем зла было самодержавие. Оно сбивает с толку, приписывая неограниченную способность человеку, который законами природы во всем ограничен. Они развращают, требуя, чтоб воздавали кесарю то, что принадлежит единому богу. Общественное здание, основанное не песке, должно было неминуемо рассеяться без посторонних причин. Если оно еще не развалилось, этому причиной материалы и связь: народные свойства русских и вера.
В правление англосаксонов *16 англичанин на базаре с Леви <?> стоил 4-е пенни; но эта цена изменялась, возвышаясь иногда до 3-х манкузов, до серебряного фунта и до золотой иры 17.
Поселяне с семействами и со всяким имуществом были собственностью лордов. Последние могли произвольно дарить или продавать их: могли трудами их обрабатывать землю или определять им работы не земледельческие; могли вместе с землей передавать их другому владельцу или разделять их наследникам по духовным завещаниям.
Верховным судилищем государства в XII веке был королевский суд. Епископы, графы, бароны и главные чины двора королевского заседали в оном. Король председательствовал; но в собственных тяжбах становился истцом, назначая председателя вместо себя.
В обыкновенных принудительных местах судопроизводство было источником доходов для правительства и судей. Тяжбы длились иногда по нескольку царствований сряду и решались обыкновенно в пользу того, кто больше давал. По требованию баронов Иоанн Безземельный (в 1215 году) объявил, что никто не может быть судьею, не зная законов, и принужден был подписать следующую статью Великой Хартии: «Мы не будем продавать, не будем замедлять и не будем отказывать в правах и справедливости кому бы то ни было». Граждане не могли ни выезжать из королевства, ни оставаться за границею по делам своим сколько было нужно, без особенного королевского повеления.
Правительство с беспокойством наблюдало за поступками баронов, и, при малейшем подозрении, король сажал их в тюрьму, изгонял в заточение, грабил их земли, разрушал замки.
Когда Генрих III требовал, чтобы бароны собрались в его совет, они отказались, потому что важнейшие места в королевстве розданы были иностранцам и что король более доверял честности последних, чем любви собственных подданных. Эдмон, епископ Терберийский, сопровождаемый важнейшим духовенством, пришел к королю и объявил: «что англичане не хотят быть попираемы ногами иностранцев в своей родной земле» 18.
Эти черты британских летописей сходны с тем, что мы видим вокруг себя. Русских продают и покупают по разным ценам; дарят, отказывают
// С 65
по духовным завещаниям и, сверх того, закладывают в кредитных заведениях. По делам политическим у нас составляется Верховный суд, подобный суду королевскому, с тою разницею, что не только председатель, но и все члены суда назначаются государем. Наши тяжбы так же продолжительны и так же разорительны. Лучшее право у нас на звание судьи — одряхлеть в военных и морских чинах, без всякого знания законов и даже русского языка. В 1801 году Правительствующий Сенат просил правительство, чтоб необходимым условием для поступления в сенаторы и в удостоверение способностей был чин тайного советника 19. Без дозволения правительства русские не могут ни выехать из государства, ни жить за границею. Корпус жандармов постоянно* наблюдал за ними. Главные места в государстве вверены иностранцам, не имеющим никакого права на доверие народное. Следовательно, в несколько веков нашего политического быта мы едва подвинулись к той черте, от которой пошли англичане.
История должна ** не только для любопытства или умозрений, но путеводить нас в высокой области политики. Наши учреждения очевидно требуют преобразования. Народ нисходит в страдательном состоянии, и все способности его приведены к одному повиновению. Сам собою он ничего не делает. Ему предписывают, что он должен мыслить, что должен чувствовать и чем должен заниматься. Народ постоянно занят без сознания того, что он производит, подобно расстроенной машине, которой бесчисленные веретена хлябают от порывов внешней неправильно действующей силы. Производство такого механизма неудовлетворительно; потому что не основано ни на законах, которые грубым веществом управляют, ни на законах, которым повинуются существа мыслящие. Оттого не видно следов ни нравственного развития в *** совокупности народной, и успехи наши ограничиваются удобностями животного существования для высших классов и внешним лоском, ослепляющим только взоры толпы. Само правительство признало необходимость исправить недостатки и злоупотребления настоящего управления, напечатав: «Что всякое желание к лучшему, всякая мысль к утверждению силы законов, к расширению просвещения и промышленности, всегда будет нами с благоволением» (Ман<ифест> 13 июля 1826 г.) 20. Оно собрало и обнародовало законы, которыми управляется Россия, для того чтоб явить как недостатки, так и невозможность их исправить, пока не будут установлены условия необходимые, которые ручались бы за их прочность и исполнение. Наконец правительство обязалось ввести конституцию, как единственное верное средство против злоупотреблений, затрудняющих управление 21. Ибо опыт доказал, что размножать указы, учреждать новые министерства, изменять чины, плату, количество и мундир чиновников то же значит, что подбеливать сметану. Русские превзошли англичан, отражая завоевателей от родной земли; и должны сравниться с ними утверждением законов конституционных и народной свободы.
// С 66
М.С. Лунин. Письма из Сибири. М., Наука. 1988. В настоящей интернерт-публикации использована электронная версия книги с сайта dekabristy.ru
Завершен в 1838 г. Печатается по списку, сохранившемуся в «деле» Лунина, в той же тетради, что и русский перевод «Взгляда на русское Тайное общество», переписан тем же неизвестным почерком (возможно иркутским учителем Журавлевым или его женой) (ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., 1826, ед. хр. 61, ч. 61, лл. 116—123 об.). Текст несомненно восходит к оригиналу Лунина, до нас не дошедшему (см. наст. изд., с. 363).
Опубликован в 1923 г. (Штрайх, 1, с. 78—83).
В настоящем издании «Розыск» впервые рассматривается как своеобразный расширенный комментарий ко «Взгляду на русское Тайное общество». Подготовительные заметки Лунина к работе над «Розыском» сохранились в ЗК. См. наст. изд., с. 202— 203, 205.
1 Рюрик — полулегендарный предводитель варяжской дружины (IX в.), по летописному преданию родоначальник русской княжеской династии Рюриковичей.
2 Добровольное подданство народа своим врагам утверждают на свидетельстве монаха, писавшего в конце XI столетия... Последнее, кажется, вернее, потому что ближе к обыкновенному ходу событий.— В вопросах возникновения государственности на Руси Лунин выступил противником норманнской теории, отвергая концепцию добровольного призвания варягов как исходного момента для «мирного» возникновения русского абсолютизма.
Лунин пришел к этому не сразу, о чем свидетельствуют предшествующие «Розыску» заметки в ЗК (см. наст. изд., с. 202).
Лунин следовал традиции М. В. Ломоносова и других критиков «варяжской легенды», внесенной около 1113 г. киевским монахом Нестором в «Повесть временных лет». Д. С. Лихачев считает, что «легенда о призвании варягов складывалась постепенно и искусственно» (Лихачев Д. С. Повесть временных лет. Историко-литературный // C 407 очерк.— В кн.: Повесть временных лет. Литературные памятники. М.— Л., 1950, с. 113).
3 Русские историки усвоивают народу чувственную любовь к государям... Уделы, заведенные нордманами, укоренились по смерти Владимира.— Здесь и далее Лунин заимствует факты из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина. Владимир — великий князь Киевский (980—1015).
4 Край раздробили; народ разделили на участки... Народный дух, постепенно угасая, заменился равнодушием.— В 1820-х годах, в связи с выходом «Истории...» Карамзина, в русском обществе живо обсуждали вопрос об исторических корнях самодержавия и вольности. Часть декабристов (М. Ф. Орлов и др.) полагали, что первоначальные свободы были сокрушены приходом варягов. См. ЛН, 59, кн. 1, с. 557 — 568. Н. М. Муравьев, идеализируя вечевой строй древней Руси, видел «корень зла» в монгольском нашествии. В своем сочинении «Любопытный разговор» он писал о свободах древней Руси: «Почему же сии вечи прекратились и когда? — Причиною тому было нашествие татар, выучивших наших предков безусловно покорствовать тиранской их власти» (ВД, 1, 322). Лунин, однако, отказывается от «внешнего» объяснения, находя глубинные причины укрепления самовластия во внутреннем устройстве, междоусобицах, раздроблении уделов.
5 С появлением монголов князья нордманского поколения пали к ногам завоевателей... Татарский приговор освящался равнодушием народным.— Одна из главных лунинских мыслей, высказанная и во «Взгляде», см. примеч. 6 к нему.
6 Князья литовские, а не потомки Рюрика, положили начало освобождению... Им стали подражать князья московские, усилившиеся во время смятений.— См. паст. изд., с. 76—77.
7 Однако ж, не слабостию монголов... не совершается коренных переворотов.— Лунин полемизирует с концепцией Карамзина, отдававшей князьям, крепнувшему самодержавию главную роль в объединении и возвышении Руси.
8 Ярослав Мудрый (1019—1054), Владимир Всеволодович Мономах (1113—1125) — великие князья киевские, Иван III Васильевич — великий князь Московский (1462—1505).
9 ...препятствия встретились в Новгороде... с народами более образованными.— Большинство декабристов симпатизировало республиканской истории древнего Новгорода, зачастую впадая в неисторическую идеализацию.
10 Самодержавие... царя Бешеного... купался в крови подданных.— Здесь Лунин, как и многие другие декабристы, разделяет концепцию Карамзина о царствовании Ивана Грозного, развитую в IX томе «Истории Государства Российского» (1821 г.).
11 ... с царем Слабоумным (Феодором Ивановичем).— На последнем представителе «варяжской» династии Рюриковичей — Федоре Иоанновиче (1584—1598) Лунин заканчивает краткий обзор истории русского государства.
12 Мнение, что Владимир ввел христианство, основано на свидетельствах неважных, сомнительных и подлежащих спору. ...Соборные послания патриархов Фотия и Игнатия свидетельствуют, что русские крестились в 867 году.— Справедливо оспаривая мнение об исключительной роли князя Владимира в принятии христианства древней Русью, Лунин тщательно, но не всегда критически отыскивает в первом томе «Истории Государства Российского» доводы насчет более раннего проникновения новой веры без помощи «сильных земли» и таким образом стремится отделить торжество христианства от «корня зла», набирающего силу самовластия.
Ольга — княгиня Киевская, жена Игоря, правившая в малолетство своего сына Святослава. Около 957 г. приняла христианство. Противоборствующие константинопольские патриархи Игнатий (846—857 и 867—877) и Фотий (858—867 и 878—886) стремились распространить христианство среди восточных славян.
13 Игорь — великий князь киевский (ок. 912—945), сын Рюрика.
14 Договоры... утверждались крестным целованием.— В 941 г. Игорь предпринял неудачный поход в Византию; в 944 г. возобновил нападение. Мир, предложенный греческими послами, был заключен в Константинополе в 945 г. Лунин говорит о византийских императорах: Константине VIII Порфирородном, правившем в 912— 959, и его соправителях — Романе I Лекапене (919—948) и Стефане (945—964).
15 Русская правда... это наборное законосоставление несообразностью частей своих // C 408 только замедлило движение общественное.— Декабрист солидаризируется с карамзинским определением «Русской правды» как сборника норманнского орава («История государства Российского», т. II. СПб., 1818 с. 47); однако, в отличие от историка, в общем положительно расценивавшего закрепление правовых норм в древней Руси, Лунин находит в этих событиях XI — XII столетий мотивы, созвучные позднейшей эпохе: для него важнейший отрицательный признак «Русской правды», что это была «Правда Ярослава», позже — «Правда Ярославичей», т. е. кодекс, навязанный народу «сверху», от власти, но не исходивший из «движения общественного». Лунин ошибался в чисто историческом плане («Русская правда» — памятник достаточно сложный и отражавший реальные процессы, происходившие в обществе и государстве Киевской Руси), однако его взгляд характерен и естественен для декабристской идеологии.
16 В III разделе «Розыска исторического» Лунин сопоставляет русскую средневековую историю с английской. Фактические сведения об истории Англии заимствованы из работы Дж. Лингарда (Лингара): в ЗК есть заметка — «законодательная и судебная история Англии, извлечь из Лингарда» (наст, изд., с. 212). В перечне книг лунинской библиотеки, составленном после его вторичного ареста, под № 42 значится: «A history of England Lingarde в 14 книгах, в 8 долю» (Речь идет об «Истории Англии, начиная с первого вторжения римлян» Дж. Лингарда: «A history of England from the first invasion by the Romans»; см. также Манассеин, с. 105). Более всего в английской истории Лунина занимал отпор, полученный королем Иоанном Безземельным в его деспотических притязаниях (1215); в своих сочинениях он не раз упоминает «Раннимедский (Рюнимедский) союз» и Великую хартию вольностей.
17 В правление англосаксов... до золотой иры.— Генрих III (1216—1272), сын Иоанна Безземельного вел продолжительную борьбу за усиление королевской власти, однако вынужден был уступить сопротивляющимся сословиям (см. также примеч. 2 к «Взгляду на русское Тайное общество»).
18 Эдмон, епископ Терберийский... иностранцев в своей родной земле.— Речь идет о событиях 1234 г. Эдмунд (Эдмон) — архиепископ Кентерберийский.
19 В 1801 году Правительствующий Сенат... чин тайного советника.— Со времен Петра I (Постановление о «должности» Сената 27 апреля 1722 г.) необходимым условием поступления в сенаторы были чины действительного тайного (II класс Табели о рангах) и тайного советника (III класс).
Реформы Сената при Александре I, связанные с резким падением роли этого учреждения в царствование Павла I, начались с именного указа 5 июня 1801 г., которым Сенат приглашался составить доклад о своих правах и обязанностях. Только вследствие этого указа «О сочинении Сенату особого доклада о правах и обязанностях его» Сенат мог «просить» правительство о ряде мер, увеличивающих его значение. Однако просьба о назначении в сенаторы особ первых трех классов осталась без внимания (см. «История Правительствующего Сената», т. III. СПб., 1911, с. 242).
20 Ман<ифест> 13 июля 1826 г.— Лунин нарочито толкует в нужном ему духе «Манифест» Николая I, подписанный 13 июля 1826 г., в день исполнения приговоров над декабристами (большая часть этого документа была посвящена обличению «мятежников»).
21 Наконец правительство обязалось ввести конституцию... затрудняющих управление.— Речь идет о конституционных декларациях Александра I, см. «Взгляд на русское Тайное общество», примеч. 8.