10
Приготовления к походу. — Сбор мятежных рот на площади утром 31 декабря. — Молебен и чтение Катехизиса. — Выступление на Мотовиловку. — Приезд Ипполита Муравьева
Между тем офицеры Черниговского полка не теряли времени. Ночь с 30 на 31 декабря была проведена в приготовлениях к походу. Каждый занимался своим делом, забывая опасность; деятельность и усердие членов Общества были беспримерны; они старались одушевить солдат новым
Постраничные примечания автора:
*) Такая верность и преданность солдат достойна всякого замечания. Шутов знал, что он произведен в офицеры, что приказ об оном находится в дивизионной квартире, также знал, какая его ожидает награда и какое наказание. — Он прогнан сквозь строй и сослан в Сибирь на каторгу 37). — Прим. Горбачевского.
// С 69
мужеством и поддержать бодрость их духа. Чтобы успешнее действовать на них, они всеми силами старались обеспечить их продовольствие. Сами солдаты в приготовлении к походу показывали не менее ревности: ружья, патроны и вся амуниция были осмотрены с величайшим тщанием и все недостатки были исправлены. Посреди общей деятельности один С. Муравьев не принимал участия в приготовлениях: он оставался уединенным, писал целую ночь, но куда? и к кому? — никто даже из близких ему не мог узнать.
В вечернем приказе С. Муравьева было сказано, что все роты, находящиеся налицо, должны собраться на площадь на другой день (31 декабря) в 9 часов утра. В назначенное время пять рот, а именно: 1-го батальона 3-я мушкетерская, 2-го батальона — 2-я гренадерская, 4-я, 5-я и 6-я мушкетерские роты пришли на сборное место в полной походной амуниции. Музыканты без всякого приказания явились сами и 60 человек, оставя инструменты, взяли оружие из полкового цейхгауза и стали в ряды своих товарищей. 1-й гренадерской и 1-й мушкетерской рот не было на площади, потому что по приезде в Васильков С. Муравьев тотчас послал приказание в сии роты собраться им в деревню Мотовиловку и там ожидать его прихода. 3-я мушкетерская рота, за которой был отправлен поручик Быстрицкий майором Трухиным, не успела еще прийти. При собравшихся ротах находились следующие офицеры, командиры рот: 3-й мушкетерской — поручик Щепилло; 2-й гренадерской — поручик Петин; 4-й мушкетерской — поручик Маевский; 5-й — поручик Кузьмин; 6-й — поручик Сухинов, вместо откомандированного Фурмана. Командир 2-й мушкетерской роты, штабс-капитан барон Соловьев, тут же находился, хотя рота его еще в то время не пришла. В сих ротах офицеры: Апостол-Кегич, Рыбаковский, князь Мещерский, Мозалевский, Белелюбский, Кондырев, Сизиневский, Войнилович. Сверх того находились тут и Полтавского полка поручик Бестужев-Рюмин, отставной полковник Матвей Муравьев-Апостол и приехавший на время сбора полка на площадь свиты е. в. подпоручик Ипполит Муравьев-Апостол. Ротные командиры и офицеры проверили людей, осмотрели амуницию и с нетерпением ожидали С. Муравьева, который долго не выходил из своего кабинета, проведши там около часу времени с Мозалевским. Никто не знал, зачем Мозалевский был у Муравьева и какое получил поручение.
Вышедши в залу, он приказал позвать полкового священника и, объяснив ему цель восстания и свои намерения, просил его содействовать в сем благом деле молитвою и крестом.
— Русское духовенство,— сказал ему, наконец, С. Муравьев,— всегда было на стороне народа, оно всегда, во времена бедствий нашего отечества, являлось смелым и бескорыстным защитником прав народных.
Священник, человек молодой и довольно просвещенный, постигнул возвышенные и благородные чувства С. Муравьева.
// С 70
— Я согласен на ваше предложение,— сказал он ему,— и готов умереть с вами для общей пользы; но... я имею жену, детей,— прибавил он после некоторого молчания,— если ваше предприятие не удастся, что будет с ними? Бедность, нищета и даже позор ожидают мою жену и моих сирот 38). Супружеская и родительская любовь мгновенно поколебали в нем первый порыв любви к отечеству, он готов был отказаться от прежних слов своих, но Муравьев снова успел возбудить в душе его благородное самоотвержение. Желая успокоить справедливое опасение священника на счет его семейства, он дал ему 200 руб.
— Вручите сии деньги вашему семейству,— сказал С. Муравьев,— они будут необходимы для него во время вашего отсутствия, между тем будьте уверены, что ни Россия, ни я никогда не забудем ваших услуг.
Священник, не возражая более, пошел вместе с Муравьевым на площадь.
Собравшиеся роты были построены в густую колонну. Подошед к ней, С. Муравьев приветствовал солдат дружелюбно и потом, в коротких словах, изложил им цель восстания и представил, сколь благородно и возвышенно пожертвовать жизнью за свободу. Восторг был всеобщий; офицеры и солдаты изъявили готовность следовать всюду, куда поведет их любимый и уважаемый начальник. Тогда С. Муравьев обратился к священнику, просил его прочитать Политический катехизис, который состоял из чистых республиканских правил, приноровленных к понятиям каждого 39). Священник читал громким и внятным голосом правила и обязанности свободных граждан.
— Наше дело,— сказал Муравьев по окончании чтения, обратясь снова к солдатам,— наше дело так велико и благородно, что не должно быть запятнано никаким принуждением, и потому кто из вас, и офицеры, и рядовые, чувствует себя неспособным к такому предприятию, тот пускай немедленно оставит ряды, он может без страха остаться в городе, если только совесть его позволит ему быть спокойным и не будет его упрекать за то, что он оставил своих товарищей на столь трудном и славном поприще, и в то время как отечество требует помощи каждого из сынов своих.
Громкие восклицания заглушили последние слова С. Муравьева. Никто не оставил рядов и каждый ожидал с нетерпением минуты лететь за славою или смертью.
Между тем священник приступил к совершению молебна. Сей религиозный обряд произвел сильное впечатление. Души, возвышенные опасностью предприятия, были готовы принять священные и таинственные чувства религии, которые проникли даже в самые нечувствительные сердца. Действие сей драматической сцены было усугублено неожиданным приездом свитского офицера, который с восторгом бросился в объятия С. Муравьева. Это был младший брат его — Ипполит. Надежда получить от него благоприятные известия о готовности других членов заблистала
// С 71
на всех лицах. Каждый думал видеть в его приезде неоспоримое доказательство всеобщего восстания и все заранее радовались счастливому окончанию предпринятого подвига.
Среди сих надежд колонна, получив благословение священника, с криком: ура! — двинулась по дороге в деревню Мотовиловку. Городские жители, теснившиеся вокруг, провожали воинов, желая им успеха.
— Да поможет вам бог! — раздавалось повсюду.
Солдаты были бодры; мужество блистало в их взорах; веселые песни выражали спокойствие их душ. Для удержания порядка и отвращения внезапного нападения войско шло в боевом порядке. Авангардом командовал Войнилович; арьергардом — Сухинов. Деятельность и бдительность сего последнего оправдали вполне доверенность Муравьева и его товарищей. Несмотря на благородное чувство, одушевлявшее большую часть солдат, в столь значительном числе оных неминуемо находились такие, которые думали, что при подобных случаях можно позволить себе без упрека совести разного рода шалости и бесчинства и безнаказанно нарушать дисциплину. Сухинов благоразумною осторожностью и строгим соблюдением военных правил укрощал их буйство и поддерживал порядок. Некоторые из них притворялись пьяными с намерением отстать от полка и предаться беспорядкам. Подобные хитрости не ушли от бдительности Сухинова: он уничтожал все их замыслы. При самом начале один рядовой, сорвавший платок с женщины, провожавшей его как доброго постояльца, был немедленно строго наказан, при всех его товарищах. Войнилович, по распоряжению С. Муравьева, приближаясь к каждой корчме, посылал туда унтер-офицера и двух рядовых с строгим приказанием ставить у дверей корчмы часовых и никого не впускать в оную. Таким образом прекращались все беспорядки, почти неизбежные при движении полка.
Во время дороги к Мотовиловке Ипполит Муравьев рассказал офицерам Черниговского полка, что он выехал из Петербурга 13 декабря, с поручением от членов Северного общества уведомить членов Южного о намерении начать возмущение в столице и пригласить их к содействию. Тут же он сказал, что московские члены разделяют мнение петербургских и обещают помогать успехам восстания, где бы оно ни началось. И, наконец, он прибавил, что дорогою узнал о печальном событии 14 декабря.
— Мой приезд к вам в торжественную минуту молебна,— говорил он,— заставил меня забыть все прошедшее. Может быть ваше предприятие удастся, но если я обманулся в своих надеждах, то не переживу второй неудачи и клянусь честию пасть мертвым на роковом месте.
Сии слова тронули всех.
— Клянусь, что меня живого не возьмут!— вскричал с жаром поручик Кузьмин. — Я давно сказал: «Свобода или смерть!»
Ипполит Муравьев бросился к нему на шею: они обнялись, поменялись пистолетами и оба исполнили клятву.
// С 72
37 Мемуарист не совсем точно изобразил ход событий, приукрасив ш без того яркий пример верности революционному делу, который показал Михаил Шутов. С этой целью Горбачевский «устроил» встречу Шутова с командиром 9-й пехотной дивизии генерал-майором Тихановским. Выписка из Военно-судного дела фельдфебеля 5-й мушкетерской роты Михаила Шутова позволяет исправить неточность мемуариста. Шутов непосредственно содействовал освобождению из-под ареста С. Муравьева-Апостола. Получив от командира роты поручика Кузьмина (приказ привести оставшихся солдат в Васильков, Шутов, направляясь со своей командой в штаб-квартиру полка, встретил шесть человек рядовых 5-й роты, которые объявили, «что им приказано командовавшим дивизией возвратиться на ротный двор». «Шутов (по показанию этих солдат. — Ред.) сказал, что вам командующий?» и «изъявил к оному в самых 'дерзких выражениях явное презрение!» (ЦГВИАМ, ф. 36, оп. 4/847, д. 7, л. 148—148 об.; ВД, т. VI, стр. 199). Важно отметить, что Шутов уже знал о подписании 25 декабря 1825 г. приказа о производстве его в офицеры и тем не менее примкнул к восставшим. Судили его в прежнем звании, как фельдфебеля, // С 317 приговорив к 12 тысячам палочных ударов. Не выдержав с первого раза это нечеловеческое истязание, Шутов вторично был подвергнут наказанию, после чего сослан в Сибирь. Дальнейшая его судьба неизвестна.
38 31 декабря 1825 г. в 11 часов утра, отслужив наскоро молебен, полковой священник Даниил Кайзер прочел перед строем восставших «Православный катехизис». Получив от С. Муравьева-Апостола в виде вознаграждения 200 руб. ассигнациями, Кайзер должен был часть этих денег затратить на, покупку повозки, чтобы сопровождать полк. Но он, по выходе восставших, остался в Василькове. Тем не менее действия его были квалифицированы как измена престолу и церкви. По приказу Николая I Синод исключил Кайзера из духовного сословия и Могилевская судная комиссия приговорила его «лиша дворянского звания, обратить на службу вечно рядовым». Царь изменил наказание осужденному на бессрочные крепостные работы. Но по состоянию здоровья Кайзер оказался непригодным к тяжелому физическому ТРУДУ и был заключен в один из монастырей тюремного типа в Смоленской губ. При амнистии политическим заключенным, объявленной Указом Александра II от 26 августа 1856 г., о Кайзере забыли. 21 июля 1858 г. военный министр сообщил шефу жандармов, что царь разрешил вернуть осужденному дворянство и положить ежегодное пособие в размере 57 руб. 143/7 коп. серебром. Дальнейшая судьба Кайзера неизвестна (см. БД, т. VI, стр. 181, 202, 295—300, 349; П. Е. Щеголев. Катехизис С. Муравьева-Апостола. — В его кн.: «Исторические этюды». СПб., 1913, стр. 358-363).
39 «Православный катехизис» является своеобразным агитационным документом декабристского движения. Написанный в форме вопросов и ответов, напоминающий солдатские памятки, «Катехизис» широко опирался на тексты священного писания. Обращение к религиозным догматам было вызвано желанием авторов сделать свои политические призывы более понятными и авторитетными для простого народа.
По всей видимости, «Православный катехизис» был написан в период междуцарствия С. Муравьевым-Апостолом и Бестужевым-Рюминым. В ночь с 30 на 31 декабря они продиктовали текст его по памяти писарям Дмитриевскому и Хоперскому. По приказу С. Муравьева-Апостола последние вместе с другими писарями полка изготовили тринадцать экземпляров «Православного катехизиса». Как показывал на следствии С. Муравьев-Апостол, «Катехизис» был составлен «для воззвания к возмущению против монархической власти» (ВД, т. IV, стр. 277). Горбачевский верно определил его республиканское содержание. Правительство, армейское командование и местные власти в районе восстания приняли самые энергичные меры к розыску «Православного катехизиса», опасаясь его революционизирующего влияния на солдат и крестьянство (ВД, т. VI, стр. L—LI, 361—362). Однако солдаты и крестьяне не поняли политические лозунги и призывы «Православного катехизиса», и он не смог сыграть той мобилизующей роди, которую ему отводили в восстании С. Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин. Одновременно руководители Васильковской управы написали «Воззвание» к народу, призывавшее хранить спокойствие во время государственного переворота, совершаемого армией (ВД, т. IV, стр. 256).