Замечательный факт из области этнографии древних славян (IX-X вв. н.э.) лёг в основу темы, которая на академическом уровне не освещалась с предлагаемых здесь позиций. Речь пойдёт о находках радимичских курганов (медальоны, височные кольца, подвески). Все эти украшения были выполнены с орнаментацией на мотивы славянских культовых традиций. Предлагаю читателю сравнить, бесспорно, славянские артефакты с памятниками культуры Древнего Востока. Результаты сравнения, надо сказать, интересные.
Наиболее значимые орнаменты на радимичских подвесках - это изображения тура (быка), окружённого семью фигурками треугольной формы с шарообразным навершием.
Подвески из радимичских курганов IX-X вв.
Этнографы определяют эти фигурки женскими и называют турьицами, а быка – туром. Сцена, изображённая на подвеске, связывается с обрядом почитания тура и его семи коров. Вот что об
этом пишет наш именитый учёный Б.А. Рыбаков ("Язычество Древней Руси", стр.537-538): «Пожалуй, самыми интересными подвесками, смысл которых разъясняется при ознакомлении с этнографическими данными, являются круглые подвески с головой быка из земли Радимичей. Они впервые найдены во Влазовичах (Власовичах) близ Суража на Ипути, но есть и в других местах.
Схожая подвеска известна и среди материалов владимирских курганов. Ободок подвески по всему кругу украшен выпуклыми точками. Середина круга занята огромной головой быка; четко профилированы рога, уши, большие круглые глаза. На лбу быка двойной треугольный знак, опускающийся углом книзу. Морда быка с рогами занимает всю внутреннюю поверхность подвески.
Совершенно исключительным является то, что вокруг головы быка расположено семь женских фигурок. Они изображены крайне схематично — так, как обычно вышивают женские фигуры на второстепенных местах вышивки: круглая голова и удлиненно - треугольная юбка. Расположены они подчеркнуто разбросанно, без привычного порядка: три женщины помещены между рогами, причем одна из них показана вниз головой. Две пары фигурок находятся с обеих сторон морды быка. В каждой паре одна фигура вверх головой, а другая – вниз. Эти «таврокатапсии» связаны с
какими-то особыми игрищами в честь быка или тура. Еще Прокопий Кесарийский писал о том, что славяне приносят в жертву богу-громовержцу быка. Жертвоприношения быка Илье Пророку (Перуну) сохранились на русском Севере вплоть до XIX века.
У белорусов и у южных славян известен старинный обряд «турицы». С этим обрядом, очевидно, связан и тот танец, который упомянул в одном из своих стихотворений Г. Р. Державин:
«Танцуем... танцуем и бычка».
У потомков дреговичей и у потомков вятичей до XIX в. сохранился девичий головной убор с
большими «турьими» рогами из соломы и ткани (окрестности Турова. Материалы этнографа Супинского). В бывшей Калужской губернии у девушек в конце XIX в. существовал праздничный головной убор с огромными рогами. Священники не пускали таких «рогатых» невест в церковь.
Этнографический материал по культу быка-тура огромен. В Киеве была «Турова божница». Во многих местах южной части лесной зоны есть села с названием Туровичи. Турьи рога, как мы
видели, были священным ритуальным сосудом.
Культ быка, «буй-тура», «яр-тура» был культом ярой жизненной силы и сохранялся очень долго. Для расшифровки изображений быка и семи девушек очень важны сведения об игре в быка, сообщенные известным исследователем «нечистой силы» С. В. Максимовым. Игра производилась на святки (с 25 декабря по 6 января) в избах, отводимых для посиделок и игрищ. «Игра в быка. Парень, наряженный быком, держит в руках под покрывалом большой глиняный горшок с приделанными к нему настоящими рогами быка.
Интерес игры состоит в том, чтобы бодать девок и притом бодать так, чтобы было не только больно, но и стыдно. Как водится, девки подымают крик и визг, после чего быка убивают: один из парней бьет поленом по горшку, горшок разлетается, бык падает и его уносят».
Примерно такие «турицы» и изображены на замечательных радимичских подвесках. Вполне возможно, что особое ожерелье с головой быка и «девичьим переполохом» одевалось не повседневно, а именно в дни туриц, русалий 6 января, которыми завершались зимние святки и их последний цикл — «Велесовы дни».
Трактовка сюжета подвесок, которую предложил Б.А. Рыбаков, не совсем полно отражает значимость и значение древнеславянского памятника. По моему пониманию и по материалам, которые удалось изучить по данному вопросу, радимичские подвески имеют более глубокое значение. Богопочитание тура-быка известно в культуре индоевропейцев с IV тысячелетия до новой эры, с тех времен, когда происходило расширение географии животноводства. Это первое.
Не совсем верным, по-моему, является и распознавание форм, изображённых вокруг головы быка, как стилизованных схематических женских фигур. На женщин, танцующих в безумном
хороводе (аж ноги вверх) эти фигуры похожи, но отдалённо. Почему их семь на всех подвесках (разных курганов, разных областей)?
Ответ, очевидно, в том, что этот сюжет отражает астрологическую (звёздной) культуру древнерусского населения. На подвесках изображён бог Велес-Тур, Taurus, по европейским понятиям, т.е. Телец, имеющий на небе одноимённое созвездие. Вместе с ним на подвесках изображены турьицы, числом семь, - небесные коровы.
Это семь звёзд звёздного скопления Плеяд из созвездия Тельца.
По греческой версии – это Плеяды, дочери Атланта и Геспериды, по финской версии эти звёзды именуются «Группой дев», индейцы эти звёзды зовут «Плясуньями», у славян эти звёзды назывались по имени «хозяина» Велеса-Волоса – Волосынями. В Авесте, древнем памятнике индоариев, Плеяды называются Perune, что является свидетельством существования рассматриваемых верований в общеиндоевропейский период.
С чего мы это взяли, что славяне изображали на своих амулетах звёздные скопления и что они вообще имели представление об астрологии? Для прояснения этих вопросов предлагается рассмотреть явные аналогии в материалах Древнего Востока.
Древнеегипетская палетка преддинастического периода (конец IV тыс.до н.э.). Ранний вариант изображением тура и туриц.
В подтверждение заявленных положений приведём ряд любопытных фактов, напрямую связанных с нашей темой. Отец истории Геродот описывает священного быка древних египтян
Аписа следующим образом: «По словам египтян, на корову с неба нисходит луч света и от него-то она рождает Аписа. А телёнок этот, называемый Аписом, имеет вот какие признаки: он чёрный,
на лбу у него белый треугольник, на спине изображение орла… ».
Для нас важно сходство египетского Аписа и Тура радимичских подвесок в части наличия у них одной и той же треугольной отметины на лбу. А потому сей факт является для нас важным, что мы
попытаемся убедить читателя в родстве религиозных и культурных традиций двух «бесконечно далёких», якобы, народов – древних египтян и средневековых русичей.
«Роженицами у славян назывались богини судьбы. Славяне верили, что, во-первых, у каждого человека есть своя звезда в небе и своя роженица на земле, покровительствующие ему в жизни. А книжники, знакомые с астрологией, называли роженицами семь планет.
Во-вторых, что три такие богини приходят к новорождённому и назначают ему судьбу. В-третьих, древнерусские поучения упоминают рожениц в двойственном числе… По мнению Б.А. Рыбакова,
эти две роженицы – Лада и Леля» (Д.Дудко. Матерь Лада. – М.: Изд-во Эксмо, 2003 г). Отметим, между прочим, что в религии древних египтян роженицами так же были две богини – Исида и Нефтида.
Парные роженицы известны и в славянской археологии по многим памятникам, относящимся как к доисторическому периоду (Триполье), так и к средневековой Руси.
От Велеса и Лады (Рода и Роженицы), видимо, пошли все славянские боги.
«Супружеской верностью Велес-Тур не отличался. В украинской песне Тур «перебирает» звёзды, ища себе возлюбленную» (Д. Дудко). Интересно, что этот сюжет характерен и для египетских верований. Осирис любит не только Исиду, но и роженица Нефтида рожает ему сына. А бык Апис принадлежит не одной корове Хатхор, их у него семь.
Из астрономии нам известно, что Плеяды (Волосыни) – звёздное скопление из семи звёзд, и принадлежит оно созвездию Тельца (Тура). Примечательно, что апрель, древнерусский месяц ладень (цветень), проходит под знаком Тельца и посвящён этот месяц богине Ладе. Лада же имеет тождество с египетской Исидой и её воплощением Хатхор – небесной коровой. Обратившись к источникам древнеегипетской культуры, мы увидим много любопытных и примечательных фактов, относимых к Туру (Апису) и его коровам – турьицам (Семи Хатхор).
Апис – священный бык, поклонение ему было учреждено задолго до объединения Египта в единое государство. Это животное для египтян было символом силы на войне и на брачном ложе, воплощением сверхъестественной силы. Апис был проявлением бога Птаха (Рода). Здесь следует обратить внимание на характеристику Аписа, явно напоминающую таковую славянского Тура (Яр-Тура, Буй-Тура).
Но более интересным кажется факт существования в древнеегипетской религиозной традиции богини Хатхор. Хатхор – это «дом (хата) Гора (солнца) – то есть небо. «Хатхор была богиней
неба и коров, а в более поздние времена считалась покровительницей любви и радости (сравните со славянской Ладой). Она изображалась в виде коровы, либо в виде женщины с коровьей головой» (У.Б. Эмери. Архаический Египет).
Скопление Плеяд
У Хатхор было священное дерево (Дерево Хатхор), которое растёт в небесной вышине, среди звёзд. Там, в кроне дерева живут семь молодых коров (Семь Хатхор), они предсказывают судьбу
новорождённым людям. Очевидно, Семь Хатхор – это семь звёзд скопления Плеяд из созвездия Тельца.
По их расположению предсказывалась судьба новорождённых.
Аналогично и в славянской традиции: Семь турьиц (Волосынь) в созвездии Коровы (Лады) предвещали события жизни появившихся на свет русичей. Тема выбора Туром-Велесом коровы для оплодотворения есть отголосок традиции предсказания судьбы. По расположению коров турьиц (звёзд) относительно Тура (воплощения солнца) предсказывалась добрая или злая судьба (Доля – Недоля).
Возвращаясь к радимичским подвескам с изображением Тура и семи его коров, можно утверждать, что сюжетом для знаменитых подвесок послужила древняя традиция предсказания судьбы по расположению на небе семи звёзд созвездия Плеяд. Беспорядочное расположение семи коров вокруг Тура на подвеске свидетельствует о динамичности процесса, и только. Схематичность же изображения звёзды-турьицы скорее напоминает метлу – комету, нежели женщину. Кометы, предвещатели крутых перемен, на Руси именовались мётлами, и изображались они подобно тому, как изображены турьицы на подвесках.
«…На Украине ходило поверье, что «тильки явиться на неби метла, то буде вийна»; в Белоруссии говорили в народе, что бог посылает метлы на небе, чтобы смести грешников с лица Земли, а в остальной части России о кометах говорилось: «метлы небо подметают перед божьими стопами».
Наше предположение имеет подтверждение в древнеегипетских источниках. В Египетской Книге Мёртвых в главе CXLVIII приводится текст, который должен быть произнесён перед усопшим, для того чтобы в загробной жизни тот смог стать духом страны богов и иметь там пищу и прекрасную жизнь. Помимо обращения к Ра (верховному богу), усопший обращается и к семи коровам и их быку. Он просит их о наделении его в загробной жизни совершенной душой и достатком. Это обращение можно понимать как просьбу о наделении усопшего в новой жизни счастливой судьбой. Иллюстрацией к этой главе служит виньетка с изображением святилища, в котором стоит усопший, поклоняющийся Ра. Рядом выстроились в ряд семь коров и бык, перед каждым животным находятся подношения.
Рисунок к главе CXLVIII Египетской Книги Мёртвых.
Примечательно здесь изображение семи коров (Семи Хатхор) и быка Аписа. Бык назван здесь принадлежащим коровам, а не наоборот, как много позднее на Руси (коровы принадлежали Туру).
Семь коров лежат перед подношениями, над каждой из них над спиной изображён знак, полностью совпадающий со значком, которым обозначены на Радимичских подвесках турьицы.
Только здесь следует пояснить, что в древнеегипетской письменности существовал иероглиф, обозначающий свет (сияние) звезды (солнца) и изображался он так же, как и рассматриваемый нами символ – ᴕ. У египтян этот знак именовался «менат».
Замечательное подтверждение существования ранних астрологических традиций у индоевропейцев недавно обрели и германские археологи. Речь идёт о «Звёздном диске». Бронзовый диск был обнаружен в 1999 году у селения Небра, что близ города Гозека в Восточной Германии. Диск с золотыми рельефами солнца, луны и звёзд был изготовлен 3600 лет назад и по всем признакам является инвентарём древнейшей в мире обсерватории в Гозеке, обнаруженной тоже недавно. Немецкая обсерватория датируется 4900 годом до н.э. и старше Стоунхенджа на два тысячелетия. Для нашей темы исключительно важным здесь является тот факт, что
на диске изображены звёзды и планеты, среди которых учёные без труда определили центральное в сюжете диска созвездие, и это созвездие – Плеяды, то есть Волосыни, Перуни, Девы. На рисунке – скопление из семи звёзд – это Плеяды.
Диск из Небры.
На Радимичских подвесках определённо изображён традиционный славянский сюжет богопочитания Велеса-Тура (ипостаси бога) и влияния его на судьбы человеческие в зависимости от расположения звёзд на небе. Конкретно, в зависимости от расположения Волосынь. Этот факт свидетельствует о существовании на Руси собственной астрологической культуры во времена средневековья. Но более значимым и удивительным представляется связь религиозных и культурных традиций древних египтян, покинувших прародину и переселившихся в Северную Африку и средневековых русичей.
Эта связь, несомненно, свидетельствует в пользу теории евразийского происхождения Древнеегипетской цивилизации.
Томск
май 2011