Барон Василий Алексеевич фон Роткирх, родившийся в Вильне 19 ноября 1818 года, принадлежал древнему рыцарскому роду, корни которого теряются в Силезии XII века. Кстати, дед Василия Андреевича - Алексей Карлович фон Роткирх был мужем родственницы великого русского поэта Софии Абрамовны Ганнибал.
+ + +
Учился юный Вася в Киеве, окончил там Могилёвскую гимназию. В 1837 поступил юнкером в армию и был направлен в западные губернии Российской империи. Двенадцать лет прослужил в Динабургской крепости при одноименном городе (ныне г. Даугавпилс, Латвия).
Чем было занятся неоперившемуся юнкеру в скучном уездном городке? Многие господа офицеры, заеденные провинциальной скукой и бытом, искали отдохновения в гулянках, кутежах, различных пьяных проделках. Но не таков был юный Василий Алексеевич. Обнаружив в себе литературный талант, он с удовольствием брался за перо в свободное от службы время. Благо, показать свои успехи молодому дарованию было где. Как он сам написал спустя много лет в своих «Динабургских воспоминаниях» (1890): «...был назначен командиром динабургскаго инженернаго арсенала полковник Николай Иванович Гагельстром, человек умный, образованный, энергичный и отличавшийся постоянною, кипучею своею деятельностью. Он до страсти любил театральное искусство и в любительских спектаклях не редко играл сам; был знатоком и любителем музыки и обладал бездною вкуса и изобретательности. Все, что он устраивал, было прекрасно и отличалось законченностью. Энергичный Гагельстром нашел не менее энергическую поддержку всем полезным предприятиям своим в лице динабургскаго коменданта Андрея Михайловича Симборскаго. В голове этих деятелей родилась и созрела мысль устройства в Динабурге, на Новом Форштадте, постояннаго театра. Осуществление благой мысли не заставило себя долго ждать. Полковник Гагельстром, не смотря на массу своих служебных занятий по постройке трехколеснаго понтоннаго обоза, по системе Бираго, все свободное свое время посвящал постройке театра. Он чуть-ли не все состояние свое - и кажется жены - убил как на сооружение здания театра, так и на подержание его впоследствии на подобающей высоте».
Когда театр начал действовать, Роткирх стал писать для него «пиесы». Позже он вспоминал: «Я поставил на сцену несколько драматических пиес, переделанных мною из разных сочинений, именно: «Граф Монтекристо» -из известнаго романа Дюма;«Фрегат Надежда» -из повести Марлинскаго; «Лейтенант Белозор» - из повести его же; «Жидовку» -трагедию, переделанную из известной оперы Галеви. Последния две пиесы живут на провинциальных театрах доныне - стало быть ровно 30 лет...»Параллельно с драматургической деятельностью, Роткирх дебютировал в поэзии, анонимно издав в Варшаве сборник «Страшный гость. Литовская поэма, взятая из народных поверий» (1844). Его составили перевод IV части драматической поэмы Адама Мицкевича «Дзяды» (первый перевод из драматической поэмы запрещённого в России автора и поэтому в книге не указанного), собственные стихотворения, переводы и перепевы польских поэтов Игнация Красицкого и Юзефа Игнация Крашевского. Позже, первый опыт Роткирха в прозе «Записки о Друскениках» (1854) не разрешила цензура.
Перо и шпага
Таким образом, Василий Алексеевич имеет огромные заслуги в становлении динабургского городского театра и словесности. Однако, судьба отвела ему другую роль, нежели жизнь провинциального драматурга. С 1861 Роткирх - вице-директор Особой канцелярии по делам военного положения в Варшаве. Он играл важную роль в подавлении польского восстания 1863 года, исполнял долг перед Отечеством, не убоявшись террористов, грозивших ему расправой. В итоге, в декабре 1863 на Василия Алексеевича было совершено покушение, по счастью, неудачное.
В 1864 году он назначается дежурным штабс-офицером управления III округа корпуса жандармов в Варшаве, затем занимал высокие жандармские должности в Одессе, Могилёве, Минске. С 1882 года Роткирх служил начальником Виленского жандармского управления. Проживая в Вильне, активно писал воспоминания и рассказы, исторические общественно-политические и краеведческие очерки. Под псевдонимом Теобальд, он публиковался в журналах «Русский архив» и «Русская старина», в газете «Виленский вестник»и ежегодном «Виленском календаре». В 1890 году многие из своих очерков он опубликовал в пяти книгах под общим названием «Воспоминания Теобальда». Одновременно, Василий Алексеевич нашел себе новое увлечение:углубился в изучение литовской мифологии, стал активно собирать местные сказки и предания.
В общем, в литовской культуре Роткирх имеет значение одного из отцов-просветителей. Создание труда по литовской мифологии он считал своим патриотическим долгом. Сей труд, по его мнению, должен был стать ответом русской науки на многочисленные польские труды в этой области. Однако рукопись «Полная литовская мифология и свод мнений различных писателей о ней» в семьсот с лишним страниц при жизни автора так и не была издана, увидев свет много позже. Однако же, многочисленные статьи по литовской мифологии Василий Алексеевич публиковал в «Виленском вестнике», потом они были опубликованы под одной обложкой, в книге «Литовско-языческие очерки» (Вильна, 1890).
Горькие мысли
В зрелые свои годы Роткирх нередко вспоминал времена своей молодости, динабургский театр, судьбой которого, даже уехав из города, он продолжал интересоваться. Какой горечью дышат эти строки: «Театр существует до ныне и г-жа Гагельстром сдает его в аренду разным, приезжающим в Динабург, драматическим труппам. Но... увы! Теперь театр уже не то, что был прежде, когда высшия административныя власти края умели оценить и достойно вознаградить самую идею устройства в Динабурге русскаго театра. Нынешняя администрация, как губернская, так и уездная, не в состоянии подняться до высоты этой идеи и всячески тормозит русский театр; по словам г-жи Гагельстром, русская театральная труппа по несколько месяцев ждет в Динабурге разрешения на открытие спектаклей; но местные великие мира сего вдруг услыхали, что в Вене когда то сгорел Ринг-театр и вот, чтобы спасти от подобной же катастрофы и динабургский театр, начали, через час по ложке, предъявляет и к г-же Гагельстром разныя требования: сперва потребовали устройства какой то особой лестницы, стоившей несколько сот рублей, потом сноса близ стоявшаго строения, пробивки девяти дверей и, без сомнения, губернский архитектор потребует еще перестройки крыши, несгораемых декораций, железной куртины, а быть может и перестройки самаго театра или же переноса его за город. С подобною администрациею едва ли бы удалось покойному Гагельстрому устроить нынешний театр и заслужить благодарность губернатора Муравьева!»
Умер Василий Алексеевич в Вильне 22 ноября 1891 года, будучи генерал-лейтенантом. Похоронен на Евфросиниевском кладбище в Вильне и могила его до сих пор окружена уважением местных жителей, чтящих в нем одного из сохранителей своего бесценного культурного наследия.