Жизнь убеждает: все базовые характеристики, определяющие видовую нравственно–разумную сущность людей, не даются от рождения в готовом виде. Изначально жизнь каждого пришедшего в этот мир дитя человеческого держится на низших рефлекторно-инстинктивных программах. И это значит то, что от рождения мы не более чем «дичка». Вот почему народы в своей духовной истории вырабатывали приемы и технологии «агрокультур», с помощью которых каждое старшее поколение долгим, буквально жертвенным трудом «окультуривало» (вочеловечивало) каждое новое подрастающее поколение. Вот почему в священных писаниях на образно-символическом языке воссоздание человеческой сущности сравнено с взращиванием окультуренного фруктового сада.
И это означает только то, что некогда Творец передал нам «эстафетную палочку» быть во веки веков Его соТворцами. И великое бедствие подстерегало народы и даже цивилизации, которые, устремляясь к другим ценностям и смыслам жизни, теряли навыки многоопытных «садоводов» по взращиванию главного «плода» человеческой жизни – нравственно-разумной сущности людей. Если люди под фарисейски лукавым обоснованием оставляли фруктовый сад сосуществовать наравне с дикой порослью, сосуществовать в равных с ними «либеральных» свободах. В этих условиях однажды горе-садовод вдруг увидит, как некогда цветущий сад духовно-разумной жизни вытесняется и зарастает более жизнестойким диким сорняком, живущим по законам «инстинктивных свобод». И, похоже, именно по таким циклам оформлялась история развития и падения прошлых цивилизаций. И по такому же самоликвидационному сценарию развивается и современная цивилизация.
Вот почему, если мы по-настоящему хотим, чтобы продолжалась нравственно-разумная история наших генеалогических древ «из рода в род» мы, как минимум, должны знать законы научной «агрокультуры» людей. В течение 30 лет я задавал следующий вопрос известным ученым профессорам и академикам из РАН, РАМН и РАО: назовите, пожалуйста, хоть несколько законов, на основе которых мы должны вочеловечивать каждого пришедшего в этот мир ребенка. Этот же вопрос я задавал перед большими аудиториями учителей и психологов – профессиональных специалистов по воспитанию детей. Но ни разу я так и не услышал вразумительного ответа! По каким же тогда законам мы воссоздаем людей? И стоит ли после этого удивляться тем трагическим процессам «расчеловечивания» людей, которые неумолимо нарастают в современной цивилизации, выстроенной на материальных ценностях, инстинктивных свободах и устремленности к вечным «райским наслаждениям»?
И на этот счет известные в мире мыслители уже четко высказались. От имени таких мыслителей, которые глубже нашего видят истины, приведем лишь одно типичное заключение – приговор современной цивилизации: “За эти два года понял две истины: первая - то, что случилось, должно было случиться, и вторая - случилось не только у нас, случилось во всем мире. Народами овладела ярость, злоба расползается по планете. Народы нравственно деградируют, личность дичает и разрушается… Ясно лишь одно: «хомо сапиэнс» не способен преодолеть вражду и войну, как один из способов регуляции численности биологического вида”. (И. Васильев, 1995).
Предвосхищение наступления заката и великого падения современной цивилизации, утерявшей законы и технологии «агрокультур» в воссоздании людей, мы находим в исследованиях и заключениях современных западных специалистов: Шпенглера, Ф. Фукуямы, И. Валлерстайна, С. Хантингтона, П. Бьюкенена, Майкл А. Кремо и других.
Сколько же мы уже допустили ошибок в животрепещущей проблеме воссоздания нравственно-разумных поколений людей?! Перефразируя слова Наполеона на счет того, что страшнее преступления бывает ошибка, сегодня можно утверждать: страшнее любого преступления, в конце концов, предстанет та ошибка, которая подведена под цепь сменяющих друг друга поколений. Это уже эволюционно значимая трагедия! И еще страшнее по своим последствиям предстает та ошибка, которая навязана общественному мнению в качестве этического добродетельного образа жизни.
Известно, что последние столетия цивилизация развивается на фундаменте научно-технического прогресса. И мы как-то особенно не вникли в то, что на этом фундаменте так и не нашлось места рукотворно воссоздаваемому нравственно-разумному прогрессу самого человека. Человека, как меры всех ценностей, которые не даются нам в готовом виде, а прививаются и укореняются долгим трудом семьи и общества у каждого пришедшего в этот мир дитя человеческого.
С одной стороны, мы имеем гениальную гипотезу Ф. Энгельса о фундаментальной роли вертикализации нашего тела, о роли руки и речи в становлении творческого нравственно-разумного человека. С другой стороны, в современной «научно-технической цивилизации» мы так и не нашли научно-экспериментальной проверки этой гениальной гипотезы в реальной практике воссоздания людей. А в итоге мы стали воссоздавать людей на качественно иной воспитательно-педагогической основе. Стали воссоздавать новые поколения на основе привития и укоренения чуждого природе разумного человека «безрукого», «седалищно-обездвиженного», согбенно-закрепощенного учебного динамического стереотипа. Стали воссоздавать новые поколения на основе познания виртуального отрешенного от чувств мира. Познавать по мертвым буквам, цифрам, схемам. Познавать не своими, а чужими глазами и т.д.
И после этого мы все удивляемся, что как только в России была внедрена эта модель так называемого образования, сразу же все заметили: почему-то непременным атрибутом такого образования стали вечная болезненная бледность, мигрень, согбенный больной позвоночник, подагра, психоневростения, шизофрения, пенсне на носу, тросточка в руках, а нередко и… чахотка. И особенно ярко все это было видно на начальных этапах всеобуча. Из обращения нижегородских дворян к Государю: “Школа возвращает родителям детей, отданных в нее здоровыми,- изуродованных, кривобоких, близоруких, ни к чему не способных, ничего не знающих, преждевременно стареющих”.
Обстоятельно изучив самочувствие и качество развития детей в навязанной обществу разработанной на Западе данной модели образования, Д.И. Писарев еще в 1865 году писал: «Давно уже… замечен тот факт, что школа имеет на детей особенное влияние, резче высказывающееся в физическом отношении. Влияние это выражается в том, что прежняя свежесть, бодрость и цветущее здоровье детей сменяются вялостью, истомленностью и болезненностью. Некоторые даже перестают расти: большинство теряют свою прежнюю беззаботную веселость и смотрят как-то угрюмо и боязливо. Влияние это нередко отражается и в умственном отношении: дети тупеют, теряют прежнюю даровитость и взамен ее приобретают какую-то болезненную нервную раздраженность – признак слабосилия. Поэтому не совсем неправы те, которые говорят о вырождении человеческого рода под гибельным влиянием школы» («Учитель», 1865, №9, с. 316).
О том, что с внедрением данной модели образования цивилизация вступила в эпоху деградации тела и полноценного деторождения бил во все колокола еще в середине XIX века врач Эдвард Кларк из Гарварда. Это он выявил, что после школы девочки приобретают «тщедушность телес», малокровие, которое нарушает течение беременности, в т.ч. качество развития младенцев. А у многих вовсе прекращаются репродуктивные способности.
Ярко и образно о самочувствии и качестве развития детей в школах писал в те годы известный доктор Ламанн (Франция): Ипохондрия и истерия, эти бичи современной интеллигенции, суть вполне развившиеся, настоящие нервные болезни, не воображаемые страдания. Постоянные колебания и изменения душевного настроения и болезненных симптомов придают совершенно особый характер эти, правда - несносным, но никоем образом не опасным для жизни недугам. Общая вялость, усталые черты лица и страдальческое выражение нередко дают возможность, распознать душевное и физическое утомление...
Много спорили и спорят еще и теперь о переутомлении. Для здорового и крепкого ребенка требования школы вовсе не чрезмерны, но положительно невыносимы, чтобы при системе, царящей в нашей школе, при пренебрежении физическим воспитанием, даже самый здоровый материал оставался бы здоровым, и таким образом, вредные последствия извращенной педагогической системы не могут не сказываться на юношах и на взрослых...
Вот почему, когда приходит время занятий в школе, мы видим, как бледнеют румяные щечки детей, как раздаются постоянные жалобы на отсутствие аппетита, расстройство пищеварения, головные боли и прочее и, как иными словами развиваются явления настоящей неврастении...Но вот ребенок одолел школу, и все же ложная система воспитания продолжает оказывать свое влияние...Природа заявляет свои права, но ложно направленный инстинкт юности заставляет искать суррогатов утраченного детства в сомнительных развлечениях, растлевающих душу и тело. Многие, очень многие из них погибают прежде всего потому, что в этом возрасте изнуряющие хронические заболевания уносят особенно много жертв: уцелевшие же болезненным характером своих идей ясно свидетельствуют, что их нервная система получила сильное потрясение. Для многих в это время наступает пора экзаменов, являющихся как бы специальной пробой на неврастению... Один при этой работе получает неврастеническую головную боль, которая делает его полным “идиотом” и неспособным к работе, у другого начинается нервное расстройство пищеварения, третий совершенно теряет всякое мужество. По окончании экзаменов нервная система многих до такой степени расшатана и истощена, что они уже не способны ни к какой дальнейшей деятельности...
При полном упадке нервной энергии несчастные жертвы уродливого воспитания (обучения - примечание наше) кончают самоубийством или, по меньшей мере, являют нам зрелище физически и психически совершенно разбитых людей.” (Цит. по М. Платен. Лечение целебными силами природы. М. «Пресса». 1994).
Под влиянием неопровержимых фактов о деструктивном влиянии школы на телесное и психическое здоровье детей и подростков в 1904 году в Нюрнберге был вынужден собраться крупнейший в истории всемирный конгресс по школьной гигиене. Об общественном интересе к нему говорит тот факт, что в нем приняли участие 1510 делегатов и гостей практически со всего мира. Тревожными насчет будущего цивилизации были выступления участников конгресса. В качестве примера приведем лишь одно типичное выступление доктора Земерад из Богемии: «Часто страшно бывает взглянуть на шестилетнего ребенка, поступающего в школу. В лице ни кровинки, весь организм достиг крайней степени истощения. Восьмилетнее пребывание в школе отражается очень вредно на здоровье этих слабых существ. Прежде 14-летняя девушка была сильна, хорошо развита… настоящая невеста. Теперь это слабая, худощавая и бледная девочка с худенькими ручонками и тоненькими ногами. Таковы же и мальчики». (С. Ц. Янушевский. Главнейшие задачи современной школьной гигиены. Отчет о командировке на Нюрнбергский Международный конгресс по школьной гигиене. Одесса. 1904).
А теперь такой вопрос: а являемся ли мы по сути нравственно-разумными существами, если за истекшее столетие ни одно государство мира обстоятельно так и не изучило: почему школа на этапе детства так всеобъемлюще разрушает телесное и психическое здоровье новых поколений народа? И, вообще, в каком направлении будет развиваться человек исторически, если мы подменили эволюционно значимые чувственно-моторные стереотипы развития и вочеловечивания новых поколений на чуждые не только природе разумного человека, но и вообще природе самой жизни? А если мы ничего не сделали за эти столетия для спасения детей и внуков, на основе которых держится история народов, то являемся ли мы теми, за кого себя выдаем в своих глазах? А в итоге, того не ведая, мы запустили в цепи поколений, с одной стороны, феномен не воссоздания видовых потенциалов нравственно-разумной человеческой сущности, с другой – феномен истощения плодородия вегетативной жизнеспособности. Жизнеспособности, при которой больное от школы с «тщедушностью телес» поколение могло оставить после себя еще более не жизнеспособное.
Итак, о трагических последствиях такого обучения, а по сути воссоздания новых поколений народа специалисты медики говорят уже на протяжении двух столетий. И вся наша беда в том, что все эти воззвания основывались на узкоспециализированной патологии человека, которую можно лечить (но никогда нельзя исцелить) классическими медико-фармакологическими средствами. На социальном же уровне все это, в конце концов, и проявилось развитием эволюционно значимых эпидемий сверхзаболеваемости, сверхсмертности, угасания репродуктивного потенциала, нарастания проявлений расчеловечивания людей в виде психической деградации, распада семей, тяжких преступлений (насилий, грабежей, убийств, самоубийств и т.д.).
Известно: современный учебный процесс – это опирающееся на дьявольскую «троицу» принуждения («дисциплину, послушание и… наказание») 10-12 летнее инструктивно-программирующее насыщение голов несчастных детей информацией (знаниями – на педагогическом жаргоне). Насыщение в обход не только собственного телесно-чувственного опыта детей, но и в обход их природной любознательности, собственных мотивов, а в итоге смыслов и интересов. И такой подход считается государственным механизмом по воссозданию духовно-творческого потенциала народа?! Что это, как не переворот нашего мировоззрения на природу людей, на механизм воспитания новых поколений народа?! А ведь еще великий И.П. Павлов показал: если в мозг подавать не мотивируемую в чувствах (эмоциях) информацию, т.е. подавать «вне интереса», то в коре головного мозга оформляются центры заглушения и отторжения такой информации. Согласно же официальным заключениям, в настоящее время до 90% детей в школе учится совершенно без интереса. Значит, школа готовит и выдает «на гора» социальной жизни не только закрепощено-угнетенную по принуждению человеческую сущность, но более того, готовит активно забывчивые, педагогически запущенные поколения народа.
В этих условиях механизмы и технологии «агрокультуры» по воссозданию нравственно-разумных людей все больше и больше уходят из образа жизни так называемой цивилизации. Многочисленные же феномены Маугли-детей должны бы уже давно подсказать всем нам, возможно, самый главный, не присущий никаким другим видам жизни корневой механизм «сотворения» людей: человеку изначально дана по-настоящему не изученная наукой некая высшая способность не только к воплощению на предложенный образ – модель жизни, но даже и к перевоплощению в другие виды биологической жизни. Неоднократно уже было доказано: если ребенок изначально не видел и не запечатлел прямоходящих людей, он так и останется на стадии «бегающего» четвероногого… животного. Вот яркий пример неосознанной наукой способности дитя человеческого к воплощению в «образ и подобие» всего видимого и слышимого, в «образ и подобие» всего запечатленного!
Заметим, способность к перевоплощению людей в другие формы жизни на образно-символическом языке освещена в мифах и сказках самых разных народов мира. Такие воплощения и перевоплощения связаны, как отмечается в сказаниях, с особым взаимодействием нашего тела с силами земли («ударился об землю»). К сожалению чаще всего «знатоки» древних мифов истолковывают эти сказания не как универсальный способ передачи истин на чувственно-переживаемом языке образов-символов, а как отражение «примитивности» мировосприятия и мироотражения «первобытных» людей. Но даже «Закон Божий» (Изд. 4-ое, 1987) утверждает: священные писания так же изложены на иносказательно-наводящем образно-символическом языке, а поэтому никто не должен «понимать эти слова в буквальном смысле» (с.9).
В определенной степени наука доказала: главным биогенетическим механизмом воплощения и перевоплощения людей в другие виды жизни является процесс эмоционального запечатления на этапе детства предложенной модели (образа) жизни, или так называемый импритинг. И причем здесь генетика, если уже доказан факт: между генофондом человека и высших обезьян не выявлено качественных различий.
Итак, исходя из универсальной («генетической») способности людей к воплощению на этапах раннего детства в предложенную взрослыми модель – образ всего видимого и слышимого, вытекают и требования к жизнеустройству человеческого общежития. Окружит мир взрослых своих детей образом «окультуренной» нравственно-разумной жизни, начнет воспитывать детей по законам формирования нравственной человеческой души, устремленного в высь в осанне тела, а также руко- и речетворчества – в итоге получим совершенных людей.
И, наоборот, если под различными лукавыми «инновациями», реформами и «модернизмом» мы игнорируем вечные законы вочеловечивания детей, тем более, если доведем до их зрения и слуха сцены из насилий, крови и секса. В итоге, взрастим «новейшую» популяцию «кроваво-сексуальных маньяков», готовых к ликвидации всех, кто станет на пути их инстинктов и инстинктивных потребностей.
И мы видим, как уже не одно десятилетие «общечеловеки» под фарисейско-либеральными лозунгами умело творят новый «сорт» людей (по внешнему анатомическому признаку) – ликвидаторов себе подобных и, в первую очередь, «истребителей» детей, и особенно девочек, женщин.
Если мы сорвем с фруктового древа зеленый плод и посеем зеленое семечко в землю, то каким взрастет древо жизни? Низкорослое, больное, скрюченное. И дай Бог, если оно еще родит 1-2 маленьких безвкусных плода. Хотя генофонд в нём оставался не поврежденным. И мы не задумываемся, что по таким же законам незрелости и «зелени» мы через механизм школы воссоздаем одно поколение за другим.
Современная фундаментальная наука о мозге доказала: стратегия осознанного поведения людей определяется не суммой утилизированной в их головы информации и инструкций, а запечатленной в памяти чувств логикой сцен и сюжетов в окружающем живом мире. Вот как об этом пишет всемирно известный специалист в области мозга К. Прибрам (1975): «Таким образом, во многих отношениях проблема поведения является обратной стороной проблемы образа. Образ – это отражение внутри организма его окружения, а поведенческий акт – это отражение в окружающей среде того, что имеется внутри организма».
Предлагаемый уважаемому читателю настоящий труд представляет собой попытку научно осмыслить вечные законы вочеловечивания людей. Работа представляет 30-летний опыт автора и его учеников. В работе изложены реальные факты деструктивного влияния классической модели образования на качество развития, в т.ч. психическое, нравственное и телесное здоровье новых поколений народа.
Комплексом выполненных исследований установлено: такая модель образования в цепи сменяющих друг друга поколений спровоцировала синдром инфантильно дегенеративной инволюции людей (СИДИ), сопровождающейся постепенно нарастающим угасанием жизнеспособности и расчеловечиванием («одичанием»).
Удивительно, но именно на это указывают не только специалисты, но уже и само Министерство образования и науки РФ. Чего стоит только одно его официальное заявление: спустя только первый год обучения у 60-70% малышей появляются первые признаки психических нарушений (письмо №220\11-12 от 22.02.1999).
В странах Запада еще в 50-е годы ХХ столетия был выявлен феномен массового угасания у детей той способности, которая вырвала нас из низшей рефлекторно-инстинктивной жизни – творческого воображения. Этот синдром был назван специалистами расчеловечиванием людей. Позже, в 70е-80е годы, были описаны синдромы «выгорания», а также дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Как показали выполненные под нашим руководством исследования, все эти синдромы - проявления эволюционно значимого регресса (деградации) людей на этапе детства, обусловленного, в первую очередь, «классической» моделью образования.
Под нашим руководством разработана и приведена в настоящей работе альтернативная здоровье развивающая модель обучения детей, которая еще в 1989 году была утверждена Министерством здравоохранения РФ под названием «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающее здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах» (авторы В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо).
В 2000-2001 годах программа прошла повторную экспертизу представительной группой авторитетных ученых под руководством Научного Центра здоровья детей РАМН (дир. ак. А.А. Баранов). Итогом такой работы явилась выдача положительного заключения и сертификата Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (№ 77.99.95.3.Т.000674.07.01).
Данная модель образования предполагает строительство учебного процесса на законах раскрепощения видовых потенциалов посредством прямостояния и прямохождения, в т.ч. свободы телодвигательной ориентировочно-поисковой активности в 3-х мерном пространстве; на законах запечатления причинно-следственной логики меняющегося во времени образного «тока», а также творческого преображения образов в руко- и речетворчестве.
Для реализации данных принципов разработана эргономическая мебель, энергоемкие тренажеры, технические средства сенсорной дидактики в режиме «зрительных горизонтов», а также физиолого-эргономические режимы и технологии обучения, которые защищены 44 патентами на изобретения и полезные модели. В соответствии с заключением Научного Совета №37 Академии Медицинских наук СССР данное направление признано открытием в мировой науке и рекомендовано в широкую практику отечественной системы образования (Постановление №2 от 17 апреля 1986). О положительных (и даже удивительных) итогах образования детей на разработанной физиолого-эргономической основе имеются положительные заключения авторитетных институтов РАН, РАМН и Минздрава РФ. Различные разработки демонстрировались на союзных и российских выставках, награждены дипломами, а также 2-я золотыми, 3-я серебряными и 4-я бронзовыми медалями.
Итоги выполненного в России широкомасштабного социально-педагогического эксперимента (на примере более тысячи образовательных учреждений) с использованием сообразных природе развивающегося ребенка учебно-дидактических технологий обобщены в 3-х томном издании Материалов Всероссийского форума с международным участием «Образование и здоровое развитие учащихся» (М. 2005). И все-таки такой опыт – лишь начало перевода здоровьразрушающей отечественной системы образования на здоровьеразвивающую.
Данной опыт докладывался автором на Комиссии по науке, культуре и образованию Парламентской Ассамблеи Совета Европы (май 2005) и получил авторитетную поддержку и положительное заключение. Научные выводы включены в доклад члена Комиссии по науке, культуре и образованию А.А. Коробейникова на Парламентской Ассамблее Совета Европы «Образование в целях гармоничного развития учащихся» (2006).
Данная работа предназначена для родителей, учителей, психологов, медиков, руководителей системой образования и здравоохранения, государственных деятелей, а так же для тех граждан, кто на правовой основе готов всеми силами отстаивать высшее право ребенка: право на свободное здоровое, творческое и нравственное развитие, в т.ч. в учебном процессе, кто хочет уверенно смотреть в будущее детей, будущее своего народа.
Выражаю благодарность своим коллегам по совместной работе в НИИ Медицинских проблем Севера СО АМН СССР, всем, кто поддерживал данное направление в научном сообществе, органах власти всех уровней, освещал в печати и на телевидении. Но особая моя признательность воспитателям, учителям, медицинским работникам и руководителям детских садов и школ – тысячам людей, взявших в основу своей работы наши образовательные технологии, и своим многолетним опытом доказавших жизнеспособность и перспективность такого обучения и воспитания учащихся.