Вы здесь

Приложение 1. Основные методы исследования.

1. Функциональные возможности ЦНС оценивались по латентному периоду зрительно-моторной реакции (ЛПЗМР) при помощи электронного секундомера (частотомера) и специальной прис­тавки. Измерялось время с момента подачи сигнала (вспышки света) до возникновения ответной реакции (нажим на кнопку). Продолжительность исследования 3 мин., количество раздраже­ний примерно 50. Для исключения выработки условного рефлек­са вспышки света подавались в достаточно случайные моменты времени.

В последующем вычислялась средняя величина латентного периода ЗМР, а также строилась вариационная кривая, отражаю­щая распределение значений времени реакции. По кривой рас­считывались показатели распределения значений латентного пе­риода ЗМР вокруг модального значения времени реакции, а также показатель его сдвигов. С помощью данных характеристик рас­считывался уровень функциональных возможностей ЦНС:

 УФВ=1n ,

где УФВ – уровень функциональных возможностей ЦНС; Рмакс -максимальная вероятность, соответствующая пределам модаль­ного класса; — значение времени реакции, соответствую­щее середине диапазона Т0,5.

Электрокожная проводимость является одним из компонен­тов вегетативной реакции, зависящей от скорости кровообраще­ния и функции потовых желез. Повышение ЭКП свидетельствует о повышении симпатикотонуса, падение ЭКП — о его снижении.

ЭКП измерялась на предварительно протертой спиртом коже рук испытуемого. Испытуемый, касаясь электродов, замыкал электрическую цепь, состоящую из электродов, микроампермет­ра и стандартной батарейки (4,5 В ). Показатель ЭКП считывал­ся с микроамперметра.

2. Реоэнцефалография (РЭГ). Для регистрации реограмм в 70е – 80е годы ХХ столетия мы ис­пользовали четырехканальные реографические приставки: 4РГ в стационарном исполнении, электроэнцефалограф ЭЭПГ4-02 (в качестве регистратора), портативный вариант 4РГ-01 или 4РГ-2М и электрокардиограф (в качестве регистратора). В 90е годы и в настоящее время пользуемся компьютерным электроэнцефалографом «Нейрон-Спектр», фирмы «Нерософт»

Для изучения гемодинамики в каждом из трех основных сосу­дистых бассейнов головы использовали следующие отведения. В бассейне внутренней сонной артерии — основном магистраль­ном сосуде головы — один электрод укрепляли в области переносья (на 1 — 1,5 см кнаружи от средней линии), а второй — в области сосцевидного отростка. Данное отведение называется фронтомастоидальным (Ф-М).

Гемодинамика в вертебробазилярном бассейне исследовалась при помощи наложения одного электрода на область сосцевид­ного отростка, а второго — на край большого затылочного отверс­тия — окципитомастоидальное отведение (О-М).

Для получения информации о гемодинамике в бассейне на­ружной сонной артерии электроды располагали по ходу височной артерии: один — около наружного слухового прохода, а другой -у наружного края надбровной дуги.

При анализе РЭГ рассчитывали следующие показатели. Реог-рафический индекс (РИ) отражает относительную величину пуль­сового кровенаполнения;

 РИ= ,

где А – средняя амплитуда трех-пяти волн, мм; К — калибро­вочный сигнал, Ом (обычно 0,1 Ом);

К – калибровочный сиг­нал, мм.

Для взрослых здоровых РИ при Ф-М-отведении составляет 0,15 ± 0,1 Ом, при О-М- отведеиии 0,1 ± 0,01 Ом.

Тонус сосудистой стенки (d) определяли по формуле

 d=

где а — длительность анакроты, мм; Т - период волны, мм.

Для молодых лиц тонус сосудистой стенки составляет 16,2 – 17,6%. Время распространения (запаздывания) реоволны (QA) характеризует суммарное состояние сосудов, их тоническое сос­тояние (модуль упругости) на отрезке от сердца до исследуемого участка. При фронтомастоидальном отведении QA составляет 0,183 с (слева) и 0,192 с (справа).

При повышении сосудистого тонуса время распространения волны уменьшается, при понижении — увеличивается.

Коэффициент асимметрии (КА):

 КА=

где Аб – амплитуда реограмм на стороне, где РИ больше; Ам – амплитуда реограмм на стороне, где РИ меньше. Максимальное значение КА в норме не должно превышать 10%.

 Методы оценки развития мыслетворческих способностей детей

 

Наш почти 30-летний опыт исследований в области возрастной психофизиологии ребенка позволяет утверждать: развитие интеллектуальных способностей ребенка может происходить по двум качественно отличающимся стратегиям. Первая: в направлении заучивания внешне подаваемой готовой информации, в т.ч. инструкций и правил (алгоритмов) работы с ней. Здесь мы имеем дело с формированием инструктивно-программируемого компьютерного интеллекта. Вторая: в направлении развития собственных мыслетворческих способностей, т.е. в направлении развития собственного разума. К сожалению, в «классической» психологической и педагогической литературе мы не встретили критериев диагностики качеств формирования у детей интеллекта с позиций этих двух стратегий. Вот почему мы предложили следующие подходы оценки качества развития мыслетворческих способностей ребенка (ученика).

1. Отображение прочитанной сказки (рассказа) в рисунках

 

Как показал опыт, дети с удовольствием работают со сказками А.С. Пушкина: «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…». Учитель (или психолог) читает детям одну из названных сказок. Затем ребятам предлагается «пересказать» все услышанное в рисунках.

Рассмотрим этот процесс на примере «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях…». В этом произведении есть следующие эмоционально значимые сюжеты (сцены), которые можно выразить в рисунках:

1.) Отъезд царя. Рождение царицей дочери (царевны) и одновременная ее смерть.

2.) Царь женится на другой – гордой, надменной, «ломливой», которая постоянно красуется перед зеркальцем.

3.) Царевна выросла и готовится выйти замуж за королевича Елисея. Красование мачехи перед зеркальцем, которое указывает, что отныне не она, а «царевна всех милее».

4.) По приказу мачехи Чернавка отводит в темный лес царевну и там ее оставляет.

5.) Царевна находит дом семи богатырей.

6.) Возвращение богатырей, их встреча с царевной. Богатыри делают предложение царевне стать невестой одного из них. Признание царевны, что она - невеста королевича Елисея.

7.) Богатыри на охоте.

8.) По приказу мачехи Чернавка находит дом, в котором живет царевна, и бросает ей отравленное яблоко. Попытки пса спасти царевну безуспешны. Царевна откусывает яблоко и умирает.

9.) Богатыри кладут царевну в хрустальный гроб и помещают его в пустую гору.

10.) Королевич Елисей на коне ищет царевну, поочередно обращаясь то к солнцу, то к месяцу, то к ветру с просьбой подсказать, где находится его невеста. Ветер подсказывает ему.

11.) Королевич Елисей въезжает в пещеру, разбивает хрустальный гроб. Царевна оживает. Королевич с царевной возвращаются домой.

12.) Свадьба королевича Елисея и царевны; смерть злой мачехи.

Таким образом, наиболее полно предложенную сказку можно выразить в 10-12 эмоционально значимых образных сюжетах. Если дети изобразили «пересказ» сказки примерно в 2\3 сюжетах, то это указывает на отлично развитое воображение. Если в пределах менее 2\3, но более 1\2 – это хорошо развитое воображение. Если в пределах 1\2 – 1\3 – это указывает на удовлетворительное воображение. И, наконец, если дети изобразили менее 1\3 рисунков от числа сюжетов, то это указывает на слабое развитие творческого воображения, в т.ч. на подмену его развития на механически заученные знания.

Для более глубокого (научного) анализа развития качеств творческого воображения нами разработана специальная программа.

2. Методика оценки качеств развития характеристик творческого разума и психической моторики ребенка

1) Образная емкость.

 Мера (полнота) образного отображения эмоционально обозначенных сцен событийного ряда заданной сказки оценивается по удельному весу:

 

 

 

 

 ОЕ= Х×100%,       где

          Y

 

ОЕ – образная емкость, %;

Y – число эмоциональных сцен в заданной сказке;

Х – число отображенных ребенком сцен в рисунках.

Качественно образная емкость оценивается по следующей шкале:

До 33% - образная емкость низкая;

33-66% - образная емкость средней степени;

66% и выше – образная емкость высокая.

 

2) Способность к собственному творческому обобщению и символическому отображению прочитанной сказки (рассказа) (способность представить событийность в обобщенном художественно целостном плане):

1 – отсутствует;

2 – слабо выражена;

3 – выражена умеренно;

4 – можно считать зрелой;

5 – ярко выражена.

3) Творческое воображение (способность к композиционно новым, порой весьма оригинальным творческим решениям образных сюжетов во времени и пространстве):

1 – отсутствует;

2 – слабо выражено;

3 – выражено умеренно;

4 – можно считать зрелым;

5 – ярко выражено.

4) Чувство фантазии (отображение выдуманных фантастических сюжетов):

1 – отсутствует;

2 – слабо выражено;

3 – выражено умеренно;

4 – можно считать зрелым;

5 – ярко выражено.

5) Чувство времени (мера хронологической последовательности в воспроизведении заданного в сказке-рассказе причинно-следственного строя):

1 – отсутствует;

2 – слабо выражено;

3 – выражено умеренно;

4 – можно считать зрелым;

5 – совершенно.

6) Чувство пространства (глубина и ширина отображения в рисунке пространства мира – «круг внимания»):

1 – отсутствует: предметы отображены в пределах ближайшего окружения (например, в пределах телесной «контактности»);

2 – слабо выражено: обзор предметов в пределах пространства комнаты, игровой площадки;

3 – выражено умеренно: обзор предметов в пределах ближайшего к дому окружения;

4 – можно считать зрелым: образы размещены в режиме зрительного горизонта (горы, облака, дальний лес и т.д.);

5 – совершенно: предметы размещены за пределами зрительного горизонта.

7) Чувство перспективы:

1 – отсутствует;

2 – обратная перспектива;

3 – линейная перспектива слабо выражена;

4 – линейная перспектива умеренно выражена;

5 – линейная перспектива хорошо выражена.

8) Обращенность психоэмоциональной (моторной) экспрессии:

а) чувство внешнего моторного выражения:

1 – отсутствует;

2 – слабо выражено;

3 – выражено умеренно;

4 – можно считать зрелым;

5 – ярко выражено.

б) чувство внутреннего моторного выражения, оцениваемое по зрительно-мимической и жестовой выразительности:

1 – отсутствует;

2 – слабо выражено;

3 – выражено умеренно;

4 – можно считать зрелым;

5 – ярко выражено.

9) Графическая пластика – присутствие и насыщенность (или отсутствие) импульсно-угловатых элементов на заданном отрезке буквы (слова):

1 – крайне низкое качество пластики – «судорожное» письмо;

2 – пластика слабо выражена: встречаются лишь отдельные пластические элементы;

3 – пластика умеренной степени: распределение «угловатых» и пластических линий примерно поровну;

4 – графическую пластику можно считать зрелой: пластических форм не менее 2\3;

5 – совершенная графическая пластика.

10) Цветовая пластика – соответствие цветовой смежности в рисунках детей закону цветовой смежности радуги:

1 – смежность естественного распределения цветов отсутствует;

2 – имеются лишь случайные намеки на смежность естественного распределения цветов;

3 – примерно равное распределение цветов, соответствующих и не соответствующих закону естественной смежности;

4 – подавляющее большинство цветов (не менее 2\3) соответствует естественной смежности;

5 – совершенная цветовая пластика.

11) Доминирования в рисунках эмоциональных характеристик:

1 – эмоциональная бедность рисунков;

2 – слабое наделение рисунков эмоциональностью (как мажорной, так и минорной);

3 – просматривается умеренная эмоциональность в рисунках;

4 – эмоциональность выражена;

5 – яркая выраженная эмоциональность рисунков.

12) Доминирование в рисунках нравственно-этических устремлений:

1 – преобладает страх, бегство;

2 – преобладает агрессия;

3 – преобладает борьба добра со злом;

4 – преобладают нравственно-этические решения;

5 – совершенство нравственного решения.

13) Пололичностная самоидентификация:

1 – отсутствует;

2 – слабо выражена;

3 – выражена умеренно;

4 – выражена интенсивно;

5 – яркая выраженность.

14) Присутствие в рисунках символических знаков:

1 – нет;

2 – есть.

Детальное обучение работе по данному тесту проводится на специальных семинарах.

3. Сочинение рассказа по представленному на рисунке сюжету

Детям предлагается рассмотреть и запечатлеть образ (сюжет). Например: «Родина-мать» из памятника-ансамбля, посвященного героям Сталинградской битвы; «Радуга» И.К. Айвазовского; «На плоту» И.Е. Репина; «Утро в сосновом бору», «Лесные дали» И.И. Шишкина; «Святое семейство» Рембрандта; «Прачка» Жака Батиста Симона Шардена; «Драка» Яна Минзе Моленара; «Сражение» Жака Куртуа; «Проворство и дерзание» Франсиско Гойя; «Дети, бегущие от грозы» К.Е. Маковского; «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова и т. д.

Предлагать детям рисунки на знакомые им сказки нежелательно, т.к. они могут пересказывать не рисунок, а уже запомнившуюся сказку.

Детям дается возможность хорошо рассмотреть картину (в пределах 2-3 мин). После этого они излагают свои впечатления от увиденного в устной форме (для детей, еще не умеющих писать; их рассказ записывает взрослый) и в письменной форме (для тех, кто уже свободно пишет). Затем творческие работы группируют. Выделяют группы учеников:

– с хорошо развитыми воображением и речетворчество;

– с умеренным развитием этих качеств;

– со слабо развитым воображением и речетворчеством.

Полученные данные считаются исходными для последующей оценки динамики творческих способностей в ученом процессе, а также решения проблемы личностно ориентированного подхода к детям в процессе их обучения, в т.ч. для рекомендаций родителям.

4. Продолжение рассказа по заданной сюжетной идее, выраженной в 2-3 предложениях

Мы настойчиво рекомендуем: вводимые в сюжет предложения должны быть эмоционально насыщенными, мотивировать дальнейшую творческую поисковую активность школьника. Например, мы предлагаем следующий сюжет: «Солнце садилось за гору. В лесу становилось темно и холодно. Под кустом, завернутый в одеяло, лежал и плакал ребенок…»

Во-первых, этот тест позволяет выявить у детей эмоционально-нравственную составляющую. Во-вторых, сочинение и сопереживание обозначенной проблеме способствуют актуализации нравственных задатков. В-третьих, обозначенная проблема весьма актуальна в современном мире «общечеловеческих» ценностей и инстинктивных свобод.

 Методы оценки функций и функционального состояния зрительного анализатора

1. Острота зрения (ОЗ.). Исследовалась в соответствии с методи­ческими указаниями «О единообразии при исследовании остроты зрения», составленными НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Необходимость же оценки более тонких ее колебаний во времени потребовала совершенствовать данную методику следующим образом. Детей со зрением 1,0 дополнительно обследовали по таблице О.М. Новикова, позволяющей дифференцированно измерять остроту зрения в зоне выше общепринятой условной нормы (т. е. от 1,0 до 2,0).

2. Глубинное зрение. Исследование глубинного зрения основы­валось на определении минимальной (пороговой) величины бино­кулярного параллакса, при котором у испытуемого появляется и исчезает бинокулярное восприятие. Минимальный предел бино­кулярного параллакса (поперечной диспарации) определял ост­роту глубинного зрения.

С целью повышения точности измерения классический вариант устройства Гельмгольца был несколько модифицирован Л.П. Уфимцевой. В нем вместо стержней использовали кольца различных диаметров. Первое кольцо, меньшего диаметра, непод­вижно закрепляется. Второе, большего диаметра, перемещается по общей оси.

Исследуемый располагается на расстоянии 5 м от устройства. Голова его фиксируется на подбороднике. Задачей исследования является установление подвижного кольца в одну субъективно ощущаемую плоскость с неподвижным. Минимальное расстояние между кольцами в момент исчезновения и появления глубинного восприятия (отсчет ведется по миллиметрам) принималось за пороговую величину бинокулярного параллакса.

Измерение повторялось трехкратно с последующим расчетом средней арифметической.

3. Глазная эргометрия. Принцип метода основан на предъявле­нии к испытуемому интенсивной зрительной нагрузки по разли­чению приближаемых к глазам тест-объектов. Исследования про­водились на портативном эргометре. Оптотипом служило кольцо Ландольта, соответствующее остроте зрения 0,6 с рас­стояния 30 см. Освещенность экрана во всех исследованиях была стандартной (300 лк).

Область аккомодации (ОА) рассчитывалась по формуле: ОА=ДТА — БТА, где ДТА — дальнейшая точка аккомодации; БТА — ближайшая точка аккомодации.

Показатель устойчивости аккомодации (ПУА) определялся следующим образом. На указанном выше эргометре измеряли ближайшую точку аккомодации правого глаза. Затем проводилась эргография, заключающаяся в исследовании динамики ближайшей точки ясного видения в условиях 3-минутного максимального напряжения аккомодации (различение приближаемых к глазу тест-объектов).

Математическая обработка и анализ полученных данных осуществлялись по формуле, предложенной Л.П. Уфим­цевой: ПУА= 1 — У, где ПУА — показатель устойчивости ак­комодации; У — коэффициент вариаций показателей ближайшей точки аккомодации за 3-минутный отрезок времени.

Состояние физиологического «покоя» аккомодации изучали следующим образом. К глазу испытуемого приставляли линзу +3,0 Дптр, что вызывало расслабление аккомодации. При этом обследуемый называл указываемые ему с расстояния 33,3 см бук­вы (шрифт № 1 таблицы Головина — Сивцева для ближнего зре­ния). Если же полного расслабления аккомодации («покоя») не происходило, испытуемый называл буквы только после опреде­ленного приближения их к глазу. В этом случае констатировали явление остаточного напряжения аккомодации, возникающее из-за нарушения динамического равновесия мышц антагонистов.

4. Критическая частота слияния световых мельканий (КЧСМ). При исследовании КЧСМ испытуемому предъявляли серию сиг­налов, подаваемых со светового диода. Частоту мельканий регулировали с помощью генератора прямоугольных импульсов (ЭСЛ-2). Испытуемый должен был установить ту частоту, при которой световые сигналы воспринимались как непрерывные. Делалось несколько измерений, на основании которых рассчиты­валась среднее арифметическое.

5. Скорость и объем переработки зрительной информации (СПЗИ). Исследование СПЗИ проводилось по тестам Уэстона. Элементами теста являлись кольца Ландольта, объединенные в 16 групп по 16 колец в каждой (всего в таблице 256 колец). Раз­рывы колец направлены по одному из четырех случайных направ­лений: вверх, вниз, вправо, влево.

Перед испытуемым ставилась задача как можно скорее обна­ружить и вычеркнуть все кольца с заданным направлением разры­ва. Учитывалось число допущенных ошибок и время выполнения рассчитывализадания — По формуле Уэстона v =  зрительную продуктивность (y — показатель зрительной продук­тивности; n — число правильных ответов; N — число колец с за­данным направлением разрыва; t — общее время, затраченное испытуемым).