Архивы
Архив Санкт-Петербургского института истории РАН
Ф. 3. Александров Свирский монастырь
Ф. 36. Фонд Воронцова
Ф. 99. Олонецкое духовное правление
Государственный архив Архангельской области
Ф. 1. Канцелярия архангельского гражданского губернатора Ф. 29. Архангельская духовная консистория
Ф. 1367. Канцелярия архангельского и олонецкого генерал-губернатора
Ф. 1829. Олонецкое духовное правление
Государственный архив Российской Федерации
Ф. 109. III Отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии
Национальный архив Республики Карелия
Ф. 1. Канцелярия олонецкого губернатора
Ф. 2. Олонецкое губернское правление
Ф. 4. Олонецкая казенная палата
Ф. 25. Олонецкая духовная консистория
Ф. 27.Олонецкий губернский статистический комитет
Ф. 126. Петрозаводское духовное правление
Ф. 128. Шуйская церковь
Ф. 299. Повенецкое духовное правление
Ф. 300. Олонецкое духовное правление
Ф. 307. Ругозерская Преображенская церковь
Ф. 445. Канцелярия Олонецких горных заводов
Ф. 501. Пудожское духовное правление
Ф. 562. Паданское комиссарское правление
Ф. 584. Олонецкая нижняя расправа
Ф. 713. Типиницкая церковь
Российский государственный архив древних актов
Ф. 18. Духовное ведомство Ф. 350. Ландратские книги и ревизские сказки Ф. 433. Олонецкая провинциальная канцелярия Ф. 547. Олонецкая воеводская канцелярия
Ф. 1431. Дела окружных и уездных судов и других местных учреждений о раскольниках и сектантах
Российский государственный исторический архив
Ф. 796. Канцелярия Синода Ф. 797. Обер-прокурор Синода
Ф. 804. Присутствие по делам православного духовенства Ф. 834. Рукописи Синода
Ф. 1400. Документы из уничтоженных дел Сената и Министерства юстиции
Отделы рукописей
Отдел письменных источников Государственного исторического музея
Ф. 450. Барсов Е.В.
Отдел рукописей библиотеки Российской академии наук
Ф. 19. Собрание Дружинина
Ф. 67. Собрание Каликина
Отдел рукописей Института русской литературы РАН
Ф. 96. Архив Державина Г.Р.
Отдел рукописей Российской национальной библиотеки
Ф. 536. Собрание общества любителей древней письменности
Опубликованные источники
1. Александров Н.Сборник церковно-гражданских правил в России, относящихся до лиц православного духовенства. СПб., 1860. 256 с.
2. Андреев Д.Сборник правил о средствах содержания духовенства и разделе их между членами причтов. СПб., 1906. 92 с.
3. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1894 и 1895 год. СПб., 1898. 160 с.
4. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1911—1912 гг. СПб., 1913. 230 с.
5. Высочайше утвержденное 21 июня 1914 года Положение о предохранительном оспопрививании // ОЕВ. 1914. № 32. С. 717—721.
6. Державин Г.Р.Поденная записка, учиненная во время обозрения Олонецкой губернии правителем Олонецкого наместничества Державиным // Пименов В.В., Эпштейн Е.М. Русские исследователи Карелии (XVIII в.). Петрозаводск, 1958. С. 157-191.
7. Доброе слово об Олонецкой церковно-приходской школе в Таврическом Дворце (Речь Олонецкого депутата К.И. Казанского) // ОЕВ. 1910. № 1. С. 6-8.
8. Доклад Олонецкого епархиального наблюдателя церковных школ, священника Александра Крупкина // ОЕВ. № 34. С. 563-564.
9.Духовный регламент. М., 1897. 124 с.
10. Епископ Никанор.Духовенству Олонецкой епархии к неуклонному и немедленному исполнению // ОЕВ. 1914. № 23. С. 533-535.
11. Журналы заседаний VII съезда оо. миссионеров Олонецкой епархии // ОЕВ. 1912. № 3 (Приложение, с. 1-11).
12. Журналы очередного XLIVКаргопольско-Пудожско-Вытегор- ского окружного училищного съезда духовенства, бывшего в г. Каргополе в ноябре месяце 1911 г. // ОЕВ. 1912. № 5 (Приложение, с. 1-15).
13.Журнал собрания духовенства 22-го благочиннического округа Олонецкой епархии от 18 августа 1914 года // ОЕВ. 1914. № 29. С. 660.
14. Законы о раскольниках и сектантах с разъяснениями Святейшего синода и Правительствующего Сената, циркулярами министра внутренних дел, правилами о метрических книгах и об устройстве миссии и способ действия миссионеров и пастырей церкви, с извлечениями из нового Уголовного уложения, высочайше утвержденного 22 марта 1903 года. М., 1903. 226 с.
15. Инструкция приходским священникам Олонецкой епархии в деле борьбы с расколом // ОЕВ. 1900. № 22. С. 754-759.
16.Историческая память в устных преданиях коми. Материалы / Сост. и подгот. текстов М.А Анкудинова, В.В. Филиппова. Сыктывкар, 2005. 104 с.
17.Карело-финский народный эпос. В 2-х кн. М., 1994. Кн. 2. 510 с.
18. Козлов И.Миссионерский отчет о состоянии и движении раскола Олонецкой епархии и деятельности Епархиальной миссии против раскола и сектантства за 1911 год // ОЕВ. 1912. № 22 (Приложение, с. 1-23).
19.Макарий.Христианство в пределах Архангельской епархии. М., 1878. 92 с.
20. Наказ Олонецкого уезда Лопских разных погостов государственных крестьян // Сб. Императорского Русского исторического об- ва. 1901. Т. 115. С. 123-159.
21. О современном положении православной церкви (Записка С.Ю. Витте) // Церковная реформа. Сборник статей духовной и светской печати по вопросу о реформе. СПб., 1905. С. 122-133.
22. Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III. СПб., 1901. 432 с.
23. Обзор деятельности отделов Православного Карельского братства в Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1910. 15 с.
24. Обязанности членов церковно-приходского совета // ОЕВ. 1915. № 33. С. 621-626.
25. Озерецковский Н.Я.Путешествие академика Озерецковского по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989. 316 с.
26. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода. СПб., 1899-1915. ТТ. 3-41.
27. Островский Д.Задачи, деятельность и значение Православного Карельского братства во имя святого великомученика и победоносца Георгия (Речь на религиозно-нравственном чтении 24 января 1909 г. в братском Назариевском доме г. Петрозаводска). Петрозаводск, 1909. 16 с.
28. От Совета Олонецкого епархиального церковного братства // ОЕВ 1907. № 8 (Приложение, с. 1-7).
29. Отзыв Олонецкой духовной консистории // Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. Ч. 3. С. 194-212.
30. Отношение обер-прокурора Св. синода князя А.Н. Голицына, к Новгородскому митрополиту Амвросию, от 14 февраля 1816 года, о необходимости обучать священников-ставленников в Лопские погосты — карельскому языку // Олонецкий сборник. 1894. Вып. 3. С. 123-135.
31. Отчет о состоянии Александро-Свирского братства за время с 30 августа 1898 года по 30 августа 1899 года (восьмой год существования братства) // ОЕВ. 1899. № 24. С. 823-828.
32. Отчет Ладвинского Св.-Никольского общества трезвости за 1910 г. // ОЕВ. 1911. № 12. С. 195.
33. Отчет Олонецкого епархиального училищного совета о состоянии церковных школ за 1899 г. // ОЕВ. 1900. № 20. (Приложение, с. 1-52).
34. Отчет Олонецкого епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Олонецкой епархии в учебно-воспитательном отношении за 1910-11 учебный год // ОЕВ. 1911. № 36. (Приложение, с. 1-26).
35. Отчет Оштинского церковно-приходского попечительства о действиях его и суммах, поступивших и израсходованных за 1905 год // ОЕВ. 1906. № 21. С. 800-806.
36. Письмо от неизвестного из города Кинешмы к обер-прокурору Св. синода князю А.Н. Голицыну, о необходимости перевести на Олонецкий язык катехизис и другие религиозно-нравственные книги // Олонецкий сборник. 1894. Вып. 3. С. 128-135.
37. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. Царствование государыни императрицы Елизаветы Петровны. В 3-х т. СПб., 1899. Т. 1-3.
38. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. Царствование государыни императрицы Екатерины II. В 4-х т. СПб., 1910. Т. 1-4.
39. О переводах Священного Писания // Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государя императора Николая I. СПб., 1915. Т. 1. С. 112.
40. Постановления Олонецкой духовной консистории // ОЕВ. 1906. № 4. С. 147-150.
41. Постановление Олонецкого епархиального начальства (от 4-10 мая за № 128) // ОЕВ. 1907. № 14. С. 345-352.
42. Постановления V-го съезда оо. миссионеров Олонецкой епархии // ОЕВ. 1906. № 2. С. 55-60.
43. Правила о местных средствах содержания православного приходского духовенства и о разделе сих средств между членами причтов // ОЕВ 1909. № 30. (Приложение, с. 1-8)
44. Правила устроения церковно-приходской жизни в Олонецкой епархии на началах, преподанных в определении Святейшего синода, от 18 ноября 1905 г. за № 5900, составленные в руководство причтам епархии // ОЕВ. 1906. № 15. С. 558-567.
45. Предания Русского Севера / Сост., коммент. Н.А. Криничная. СПб., 1991. 326 с.
46. Путешествия Элиаса Леннрота. Путевые заметки, дневники, письма. Петрозаводск, 1985. 320 с.
47. Речь Председателя Православного Карельского братства иеромонаха Киприана на общем собрании братства // ОЕВ. 1909. № 19. С. 413-420.
48. Сборник правил о школах церковно-приходских и грамоты. С относящимися к ним определениями и указами Святейшего правительствующего синода, Училищного при оном совета и Новгородского епархиального начальства. СПб., 1898. 214 с.
49. Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству Св. синода. СПб., 1860. Кн. 1-2.
50. Стоглав. Собор, бывший в Москве при великом государе царе и великом князе Иване Васильевиче. СПб., 1997. С. 7.
51. Устав кружков ревнителей православия в приходах Олонецкой епархии // ОЕВ. 1912. № 3 (Приложение, с. 13-16)
52. Устав православно-церковного братства преподобного отца нашего Александра Свирского чудотворца, святого покровителя Олонецкой епархии. Петрозаводск, 1892. 16 с.
53. Церковное благоустройство. Сборник действующих церковно- гражданских законоположений, относящихся к духовному ведомству. М., 1901. 232 с.
54. Церковно-гражданские постановления о церковном пении. Харьков, 1878. 26 с.
55. Юхименко Е.М.Каргопольские «гари» 1683-1684 гг. (к проблеме самосожжений в русском старообрядчестве) // Старообрядчество в России. М., 1994. С. 120-138.
Литература
1.Агапкина Т.А.Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002. 816 с.
2.Александров В.А.Сельская община в России (XVII-начало XVIII в.). М., 1976. 324 с.
3.Алексеева Н.В.Церковная исповедь и попытка установления государственного контроля за ее практикой в XVIIIв. // Мировоззрение и культура северно-русского населения. М., 2006. С. 167-174.
4.Алексеева Н.В.Обетная практика русского крестьянства в системе сакральной географии и топографии православных объектов Европейского Севера России XVIII-XIX вв. // Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера. Архангельск, 2008. С. 149-162.
5. Амвросий.История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. М., 1807. Ч. 1. 678 с.
6.Андреева ЛА.Феномен религиозного индифферентизма в Российской империи // Общественные науки и современность. 2008. № 4. С. 114-124.
7. Анисимов Е.В.Податная реформа Петра I. Введение подушной подати в России 1719-1728 гг. Л., 1982. 296 с.
8.АрхангельскийА.Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. Казань, 1883. 213 с.
9.АссманЯ.Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004. 326 с.
10. Афанасьев П.О.Н.И. Ильминский и его система школьного просвещения инородцев Казанского края // Журнал Министерства народного просвещения. 1914. Ч. 52. № 7. С. 1-31.
11. БагрецовЛ.Современное устройство прихода по сравнению с древнерусским его устройством. Гродно, 1902. 22 с.
12. Балагуров Я.А.Олонецкие горные заводы в дореформенный период. Петрозаводск,1958. 210 с.
13. Баранцев А.П.Карельская письменность // Прибалтийско- финское языкознание. Вопросы фонетики, грамматики и лексикологии. Л., 1967. С. 89-104.
14.БеллюстинИ.С.Описание сельского духовенства. Paris, 1859. 78 с.
15.Белявский Ф.Очерки по приходскому вопросу. Пг., 1917. 104 с.
16. Бернштам Т.А.Христианизация в этнокультурных процессах народов Европейского Севера и Поволжья // Современное финно-уг- роведение: опыты и проблемы. Л., 1990. С. 133-145.
17. Бернштам Т.А.Новые перспективы в познании и изучении традиционной народной культуры. Киев, 1992. 184 с.
18. Бернштам Т.А.Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб., 2000. 400 с.
19. Бернштам Т.А.Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб., 2005. 416 с.
20. Бехтерев В.М.Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908. 168 с.
21. Биллингтон Дж. Х.Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М., 2001. 658 с.
22.Бовкало А.А., Галкин А.К.Род Казанских в истории Олонецкой епархии // Святые и святыни северорусских земель. Каргополь, 2002. С. 5-17.
23. Богословский М.М.Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. М., 1909. Т. 1-2. 462 с.
24. Болдовский А.Г.Возрождение церковного прихода (Обзор мнений печати). СПб., 1903. 68 с.
25.Булгаков С.В.Православие: праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, секты, ереси. Противные христианству и православию учения. Соборы Восточной, Русской и Западной церквей. М., 1994. 576 с.
26. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (На примере Владимирской губернии). СПб., 1993. 324 с.
27. Вениамин(архиепископ). Новая скрижаль. Полное объяснение всех церковных служб, обрядов, молитвословий и предметов церковного обихода. СПб., 1909. 644 с.
28. Верховской П.В.Очерки по истории русской церкви в XVIII и XIX вв. Варшава, 1912. Вып. 1. 148 с.
29. Верюжский В.Афанасий, архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Русской Церкви в конце XVIIв. СПб., 1908. 684 с.
30. Верюжский И.Преподобный Галактион Вологодский Чудотворец. Вологда, 1910. С. 20.
31. Винокурова И.Ю.Традиционные праздники вепсов Прионежья (конец XIX-начало ХХ в.). Петрозаводск, 1996. 246 с.
32. Витов М.В.Историко-географические очерки Заонежья в XVI- XVII вв. М., 1962. 290 с.
33. Витухновская М.А.Карельские православные братства: формирование и первые годы существования // Православие в Карелии. Петрозаводск, 2000. С. 34-41.
34. Витухновская М.А.Российская Карелия и карелы в имперской политике России, 1905-1907. Хельсинки; СПб., 2006. 384 с.
35. Вишленкова Е.А.Религиозная политика в России (первая четверть XIX в.): Автореф. дис. ... докт. ист. наук. Казань, 1999. 42 с.
36. Власова И.В.Традиции крестьянского землепользования в Поморье и Западной Сибири в XVII-XVIIIвв. М., 1984. 232 с.
37. Власть и реформы: от самодержавной к советской России. СПб., 1996. 800 с.
38. Водолазко В.Н.Деятельность противостарообрядческих миссий в Олонецкой губернии в начале ХХ в. // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2005. С. 117-124.
39. Войтков А.К вопросу о возрождении церковного прихода. Каменец-Подольск, 1904. 34 с.
40. Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994.
41. Вощенкова Н.С., Гусев А.А., Писаренко И.С.Церковь и государство: Калужская епархия в синодальный период развития РПЦ. Калуга, 2000. 248 с.
42. Галкин А.К.Монастыри Каргополья — родины св. митрополита Вениамина // Наследие монастырской культуры. Ремесло, художество, искусство. СПб., 1998. Вып. 3. С. 17-28.
43. Голубинский Е.Е.О реформе в быте русской церкви. М., 1913. 132 с.
44. Грекулов Е.Ф.Расходы, связанные с религией, в бюджете крестьян царской России // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1964. Вып. 12. С. 124-149.
45. Григорович Н.Обзор общих законоположений о содержании православного духовенства в России со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1863 гг.). СПб., 1867. 35 с.
46. Громыко М.М.Отношение к храму и священнику // Православная жизнь русских крестьян XIX-XXвв. М., 2001. С. 88-102.
47. Громыко М.М.Православные обряды и обычаи в русском крестьянском доме // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-ХХ веках: этнографические исследования и материалы. М., 2002. С. 66-90.
48. Громыко М.М.Службы вне храма // Православная жизнь русских крестьян XIX-ХХ вв.: итоги этнографических исследований. М., 2001. С. 103-124.
49. Громыко М.М., Кузнецов С.В., Буганов А.В.Православие в русской народной культуре: направления исследований // Этнографическое обозрение. 1993. № 6. С. 54-68.
50. Гурьянова Н.С.Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе. Новосибирск, 1987. 244 с.
51. Дворжанский А.И.История Пензенской епархии. Исторический очерк. Пенза, 1999. 368 с.
52. Денисов С.Виноград российский, или описание о пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906. Л. 70 об.
53. Дергачева И. В.Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности. М., 2004. С. 26-35.
54. Дианин А.Малороссийское духовенство во второй половине XVIIIв. (по пунктам малороссийского духовенства, представленным в Екатерининскую комиссию для составления проекта нового Уложения). Киев, 1904. 92 с.
55. Докучаев-Басков К.А.Церковно-приходская жизнь в городе Каргополе в XVI-XIXвв. М., 1900. 44 с.
56. Докучаев-Басков К.А.Чаженгский раскольничий скит (1710— 1854). М., 1912. 46 с.
57.Докучаев-Басков Ф.К.Каргополь. Архангельск, 1996. 112 с.
58. Дорофеев Ф.А.Эволюция православных братств Руси/России. Опыт конкретно-исторического исследования: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 1998. 18 с.
59.Древний Олонец. Петрозаводск, 1994. 140 с.
60.Дубровская Е.Ю.Противоборство панфиннизма и русского вели- кодержавия в Карелии (по материалам источников конца XIX-начала ХХ в.) // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1991. С. 55-68.
61. Дубровская Е.Ю.Журнал «Карельские известия» как источник о состоянии национального вопроса в Карелии в годы Первой мировой войны // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1989. С. 51-59.
62.Дубровская Е. Ю.Карелия начала XX в. глазами православного духовенства // Православие в Карелии. Петрозаводск, 2000. С. 91.
63. Дурылин С.Древнерусская иконопись и Олонецкий край. Петрозаводск, 1913. 68 с.
64.Дурылин С.Приход, его задачи и организация. М., 1917. 32 с.
65. Ефименко А.Я.Изследования народной жизни. М., 1884. 382 с.
66. Ефименко А. Я.Юридические обычаи Лопарей, Корелов и Самоедов Архангельской губернии // Записки Императорского Русского географического об-ва по отделению этнографии. СПб., 1878. Т. 8. С. 1-232.
67.Завьялов А.К вопросу о браке и брачном разводе. СПб., 1892. 168 с.
68. Замятин Д.Н.Культура и пространство. Моделирование географических образов. М., 2006. 488 с.
69. Заозерский Н.Замечания к проекту православного приходского управления // Богословский вестник. 1902. № 10. С. 200-216.
70. Зеленин Д.Н.И. Ильминский и просвещение инородцев (К 10- летию со дня смерти Н.И. Ильминского). СПб., 1902. 32 с.
71. Знаменский И.П.Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. М., 1880. 186 с.
72. Знаменский П.В.Законодательство Петра Великого относительно православного духовенства // Православный собеседник. 1863. № 10. С. 125-158.
73. Знаменский П. В.Приходское духовенство на Руси. М., 1867.
74. Знаменский П.В.Приходское духовенство в России со времен реформы Петра. Казань, 1873. 810 с.
75. Знаменский П.Н.На память о Н.И. Ильминском. Казань, 1892. 226 с.
76. Зольникова Н.Д.Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск, 1981. 288 с.
77. Зольникова Н.Д.Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск, 1981. 184 с.
78. Зольникова Н.Д.Делопроизводственные материалы о церковном строительстве как источник по истории приходской общины Сибири (начало XVIII-конец 60-х гг. XVIII в.) // Рукописная традиция XVI-XIXвв. на востоке России. Новосибирск, 1983. С. 102-116.
79. Зольникова Н.Д.Борьба за контроль над сибирской приходской общиной и институт церковных старост (источники XVIII в.) // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984. С. 87-102.
80. Зольникова Н.Д.Источники по истории сибирской приходской общины XVIIIв. // Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. Новосибирск, 1986. С. 81-96.
81.Зуев Ю.П.Православие // Энциклопедия религий. М., 2008. С. 984990.
82. Зырянов П.Н.Русские монастыри и монашество в XIX и начале ХХ века. М., 1999. 312 с.
83. Иванов П.А.Реформа прихода. Историко-каноническое исследование о православном русском приходе в связи с предполагаемою реорганизациею его на древнерусских началах. Томск, 1914. 182 с.
84.Иванова А.И.Северные часовни в церковно-правовом пространстве России во второй половине XVII-начале ХХ в. // Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера. Архангельск, 2008. С. 486-497.
85. Ивановский Я.Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Краткая история монастыря с приложением важнейших документов. СПб., 1882. 100 с.
86. Ивановский Я.Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству (применительно к Уставу духовных консисторий и Своду законов) с историческими примечаниями и приложениями. Справочная книга. СПб., 1883. 430 с.
87. Ильминский Н.И.О системе просвещения инородцев и о Казанской Центральной крещено-татарской школе. Казань, 1913. 238 с.
88. Илюха О.П.Школа и детство в карельской деревне в конце XIX-начале ХХ в. СПб., 2007. 304 с.
89. История Петрозаводска: власть и горожане. Петрозаводск, 2008. 375 с.
90. Кабузан В.М.Народы России в XVIII в.: численность и этнический состав. М., 1990. 256 с.
91. Кавелин С.П.Исторический очерк поземельного устройства государственных крестьян. М., 1912. 88 с.
92. Калинин И.К.Восточно-финские народы в процессе модернизации. М., 2000. 178 с.
93. Камкин А.В.Общественная жизнь северной деревни в XVIII в. Вологда, 1990. 156 с.
94. Камкин А.В.Сельский клир и крестьянство в XVIII в. Некоторые проблемы приходской жизни на Европейском Севере России // Европейский Север: история и современность. Петрозаводск, 1990. С. 25-26.
95. Камкин А.В.Православная церковь на Севере России: очерки истории до 1917 г. Вологда, 1992. 164 с.
96. Камкин А.В.Традиционные крестьянские сообщества Европейского Севера России в XVIII в.: Автореф. дис. ... докт. ист. наук. М., 1993. 24 с.
97. Каппелер А.Национальные движения и национальная политика в Российской империи: опыт систематизации (XIXвек - 1917 год) // Россия в XXI в.: проблемы национальных отношений. М., 1999. С. 100-109.
98. Каппелер А.Россия — многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М., 2000. 344 с.
99.Карташев А.В.Очерки по истории русской церкви. В 2-х т. М., 1992. Т. 2. 686 с.
100. Карху Э.Г.Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. СПб., 1994. 238 с.
101. Кедров Н.Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М., 1886. 226 с.
102. Киркинен Х., Невалайнен П., Сихво Х.История карельского народа. Петрозаводск,1998. 348 с.
103. Климов Н.Постановления по делам православной церкви и духовенства в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1902. 140 с.
104. Кожевникова Ю.Н.Просветительская деятельность монастырей Олонецкой епархии во второй половине XVIII- начале ХХ века // Православие в Карелии. Петрозаводск, 2003. С. 216-219.
105.Колесников П.А.Северная деревня в XV - первой половине XIX в. К вопросу об эволюции аграрных отношений в русском государстве. Вологда, 1976. 416 с.
106.Копанев А.И.Крестьяне Русского Севера в XVII в. Л., 1984. 244 с.
107. Кораблев Н.А.Становление города Пудожа (1785-1788 гг.) // Столичные и периферийные города Руси и России в средние века и раннее новое время (XI-XVIIIвв.). М., 1996. С. 174-178.
108.Кораблев Н.А.Пименовы — династия предпринимателей, благотворителей и общественных деятелей // Историко-культурное наследие вепсов и роль музея в жизни местного сообщества. Петрозаводск, 2008. С. 68-79.
109.Кораблев Н.А., Мошина Т.А.Городские головы Петрозаводска. 1778-1918 гг.: биографический справочник. Петрозаводск, 2008. 82 с.
110.Кремлева И.А.Похоронно-поминальные обряды у русских: связь живых и умерших // Православная жизнь русских крестьян в XIX-XXвв.: итоги этнографических исследований. М., 2001. С. 61-84.
111.Кремлева И. А.Мирской обет // Там же. С. 229-251.
112. Кузнецов С.В.Нравственность и религиозность в хозяйственной деятельности русского крестьянства // Православная жизнь русских крестьян XIX-ХХ веков: итоги этнографических исследований. М., 2001. С. 168-181.
113.Кузнецов С.В.Православный приход в России в XIX в. // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XXвв. М., 2002. С. 156-178.
114.Кузнецова А.И.Забытые письменности: их функции и причины исчезновения (на примере финно-угорских и самодийских языков) // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. Сыктывкар, 1996. Т. 2. С. 141-156.
115. Кукушкина Н.А.Вопросы образования и воспитания в программах светских и церковных школ в конце XIX - начале ХХ в. // Православие в Карелии. Петрозаводск, 2000. С. 157-160.
116. Кулишова С.В.Деятельность противораскольнической миссии в Каргопольском уезде // Старообрядческая культура Русского Севера. М.; Каргополь, 1998. С. 35-41.
117.Лавров А.С.Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000. 574 с.
118.Лаллукка С.Восточно-финские народы России. Анализ этно- демографических процессов. СПб., 1997. 391 с.
119.Лепахин В.Икона и иконичность. Сегед, 2000. 246 с.
120.Лесков Н.Ф.Отчет о поездке к олонецким карелам летом 1893 года // Живая старина. 1894. Вып. 1. С. 21-32.
121.Листова Т. А.Религиозно-нравственное отношение к деторождению в русской семье // Православная жизнь крестьян в XIX-XXвв. М., 2001. С. 36-53.
122. Листова Т.И.Религиозно-общественная жизнь: представления и практика // Русский Север: этническая история и народная культура. XII-XX века. М., 2004. С. 725-747.
123. Логинов К.К.Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья (конец XIX-начало ХХ в.). СПб., 1993. 150 с.
124.Любецкий Д.Историческая записка об Олонецкой духовной семинарии за минувшее 50-летие (1829-1879) // Пятидесятилетний юбилей Олонецкой духовной семинарии. Петрозаводск, 1879. С. 29-57.
125. Любопытный П.Исторический словарь и каталоги, или Библиотека староверческой церкви // Сборник для истории старообрядчества, издаваемый Н. Поповым. В 2-х т. М., 1866. Т. 2. 342 с.
126.Лютикова Н.П.Пинежские часовни по письменным источникам XVIII-XIXвв. // Русский Север. Ареалы и культурные традиции. СПб., 1992. С. 148-164.
127. Макаров Г.Н.О переводном памятнике карельского языка 20-х гг. прошлого века // Труды Карельского филиала Академии наук СССР. 1963. Вып. 39. С. 70-79.
128.Макаров Н.А.Кенозерский приход Пудожского уезда Олонецкой губернии в XVI-начале ХХ в. // Поморские чтения по семиотике культуры. Вып. 2: Сакральная география и традиционные культурные ландшафты народов Европейского Севера России. Архангельск, 2006. С. 327-332.
129.Малиновский Б.Магия, наука и религия. М., 1998. 452 с.
130.Малютин Ф.Извлечение из Свода законов Российской империи узаконений, относящихся до духовного ведомства православного исповедания (издание 1857 г.). СПб., 1863. 342 с.
131. Материалы для истории православной церкви в царствование императора Николая. СПб., 1902. 456 с.
132. Мельников Ф.Е.Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. 558 с.
133.Мечковская Н.Б.Язык и религия. Лекции по философии и истории религий. М., 1998. 248 с.
134. Мильчик М.И.Ремонты деревянных церквей в XVII в. по порядным записям // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1989. С. 120-135.
135. Миненко Н.А.Общинный сход в Западной Сибири XVII-первой половины XIX в. // Общественный быт и культура русского населения Сибири. Новосибирск, 1983. С. 3-14.
136.Миронов Б. Н.Американский историк о русском духовном сословии // Вопросы истории. 1987. № 1. С. 153-158.
137.Миронов Б.Н.Исповедные ведомости — источник о численности и социальной структуре православного населения России в XVIII-первой половине XIX в. // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1989. Т. 20. С. 102-117.
138. Миронов Б.Н.Социальная история России периода империи (XVIII-начало ХХ в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2-х т. СПб., 1999. 348 с.
139. Морозов И.А., Слепцова И.С.Круг игры. Праздник и игра в жизни северно-русского крестьянина (XIX-ХХ вв.). М., 2004. 920 с.
140. Морохин А.В.Старообрядцы и податная реформа Петра I в Нижегородском Поволжье // Религии мира. История и современность. М., 2004. С. 116-134.
141. Н.Д.Французский парламент в Петрозаводске // Русская старина. 1902. № 10. С. 81-84.
142. Набат // Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., б/г. Т. 2. Стб. 432.
143.Немчинов В.М.Метафизика города // Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995. С. 234-240.
144.Никольский Н.М.История Русской Церкви. М., 1983. 448 с.
145. Нуркова В.В.Совершенное продолжается. Психология автобиографической памяти человека. М., 2000. 348 с.
146.Огризко З.А.Землевладение северно-русских волостных церквей в XVII в. // История СССР. 1961. № 3. С. 71-80.
147.Ополовников А.В.Русский Север. М., 1977. 242 с.
148. Орфинский В.П.Народное деревянное культовое зодчество Российского Севера: истоки развития // Народное зодчество. Петрозаводск, 1992. С. 32-63.
149. Островская Л.В.Прошения в консисторию и Синод как источники для изучения социальной психологии крестьянства пореформенной Сибири // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1982. С. 165-181.
150. Островская Л.В.Источники для изучения отношения сибирских крестьян к исповеди (1861-1904 гг.) // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984. С. 131-151.
151.Островская М.А.Земельный быт сельского населения Русского Севера в XVI-XVIIIвв. СПб., 1913. 462 с.
152.Остроумов С. С.Преступность и ее причины в дореволюционной России. М., 1980. С. 97.
153.П.И.П.Толвуйский приход. Петрозаводск, 1891. 32 с.
154. Павлов А.50-ая глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. М., 1887. 164 с.
155.Павлов А.С.Курс церковного права. СПб., 2002. 384 с.
156.Панфинская пропаганда в Русской Карелии. СПб., 1907. 84 с.
157. Панченко А.А.Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998. 306 с.
158. Папков А.А.Краткий очерк церковно-приходской жизни в восточной России до XVIIIв. и западной России до XVIIв. Сергиев Посад, 1897. 82 с.
159.Папков А.А.Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов в Северной России. М., 1898. 54 с.
160. Папков А.А.Упадок православного прихода (XVIII-XIX вв.). Историческая справка. М., 1899. 166 с.
161. Папков А.А.Церковно-общественные вопросы в эпоху царя- освободителя (1855-1870 гг.). СПб., 1902. 184 с.
162.Папков А.А.О благоустройстве православного прихода. С приложением проекта приходского устава. СПб., 1907. 64 с.
163. Патрушев Г.С.Национально-русское двуязычие и его роль в развитии марийского языка // Дружба народов и интернациональное воспитание трудящихся. Йошкар-Ола, 1984. С. 36-49.
164.Пашков А.М.Олонецкая духовная семинария и ее вклад в формирование интеллигенции Карелии // Новое в изучении истории Карелии. Петрозаводск, 1994. С. 38-55.
165. Пашков А.М.Изучение вепсов в первой половине XIX в. // Вепсы: история, культура, межэтнические контакты. Петрозаводск, 1999. С. 72-79.
166. Пашков А.М.Карелия и Соловки глазами литераторов пушкинской эпохи. Петрозаводск, 2000. Т. 1. 398 с.
167. Пашков А.М.Шелтозерье конца XIX в. глазами В.В. Витков- ского // Историко-культурное наследие вепсов и роль музея в жизни местного сообщества. Петрозаводск, 2008. С. 62-76.
168. Петрозаводск. 300 лет истории. Петрозаводск, 2001. Кн. 2. С. 283.
169.Плаксина Н.Е.Сведения об иконописцах и резчиках Великого Устюга по документам церквей Яренского и Усть-Сысольского уездов Вологодской губернии (первая половина XIX в.) // Историко- культурное наследие Русского Севера. Проблемы изучения, сохранения и использования. Каргополь, 2006. С. 421-426.
170.Платонов В. Г.Иконостас церкви св. Варвары в деревне Яндо- мозеро // Народное творчество. Петрозаводск, 1992. С. 177-190.
171. Платонов В.Г.Иконопись Заонежья второй половины XVII века (формирование стилистических направлений и эволюция иконостасов) // Заонежье. Петрозаводск, 1992. С. 142-159.
172. Плосков И.А.Христианская традиция и книжная культура коми (XIX-начало ХХ в.) // Христианский мир: религия, культура, этнос. СПб., 2000. С. 109-111.
173. Плюханова М.Б.О национальных средствах самоопределения личности: самосакрализация, самосожжение, плавание на корабле // Из истории русской культуры. В 4-х т. М., 2000. Т. 3. С. 380-459.
174. Покровский И.М.Русские епархии в XVI-XIX вв.: их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. В 2-х т. Казань, 1897-1913. 534 с.; 892 с.
175. Покровский И.М.Средства и штаты великорусских архиерейских домов со времени Петра до учреждения духовных штатов в 1764 г. Казань, 1907. 76 с.
176. Покровский Н.Н.Организация учета старообрядцев в Сибири в XVIII в. // Русское население Поморья и Сибири. Новосибирск, 1973. С. 367-384.
177. Попов А.Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Казань, 1904. 516 с.
178. Поспеловский Д.В.Русская православная церковь в ХХ веке. М., 1995. 511 с.
179.Преображенский И.Отечественная церковь по статистическим данным с 1840-41 по 1890-91 гг. СПб., 1897. 236 с.
180.Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. 671 с.
181. Пулькин М.В.Имущество сельских приходских церквей Олонецкой епархии в XVIII в.: источники формирования и способы распоряжения // Церковная археология. СПб.; Псков, 1995. С. 34-36.
182. Пулькин М.В.Строительство церквей во второй половине XVIIIв. (по материалам сельских приходов Олонецкой епархии) // Вестник Псковского вольного университета. 1995. № 4-6. С. 87-92.
183. Пулькин М.В.Традиции внебогослужебного использования церковных зданий в XVIII в. // Секуляризационные процессы и христианская цивилизация. СПб., 1995. C. 26-29.
184.Пулькин М.В.Деятельность секты «ушковайзет» («ойкийе кри- ститту») в Ухтинском приходе в конце XIXв. (по материалам епархиальной печати) // Традиционная культура финно-угров и соседних народов. Петрозаводск, 1997. С. 109-111.
185. Пулькин М.В.«Корельские приходы» православной церкви в Кемском уезде (вторая половина XIX-начало ХХ в.) // Исторические судьбы Беломорской Карелии. Петрозаводск, 2000. С. 25-38.
186. Пулькин М.В.Олонецкая епархия в период великих реформ 1860-1870-х гг. // Православие в Карелии. Петрозаводск, 2000. С. 74-80.
187. Пулькин М.В.Межэтническое взаимодействие в православных приходах Олонецкой епархии: пути и формы преодоления языкового барьера (XVIII - начало ХХ в.) // Нестор. Ежеквартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы. 2000. № 1. С. 275-290.
188.Пулькин М.В.Приходское делопроизводство XVIII в. как исторический источник (по материалам Олонецкой епархии) / / Источниковедение: поиски и находки. Воронеж, 2000. Вып. 1. С. 131-140.
189. Пулькин М.В.Старообрядческие наставники из Финляндии и их деятельность в Олонецкой епархии (вторая половина XIX в.) // Старообрядчество. История. Культура. Современность. M., 2000. C. 174-180.
190. Пулькин М.В.Старообрядческие полемические произведения конца XVIIIв. о взаимоотношениях с приходским духовенством // История и филология: проблемы образовательной и научной интеграции на рубеже тысячелетий. Петрозаводск, 2000. С. 223-228.
191.Пулькин М.В.Православное духовенство и прихожане-карелы: поиски взаимопонимания (XVIII- первая треть XXв.) // «Свое» и «чужое» в культуре. Петрозаводск, 2001. Вып. 2. C. 128-140.
192. Пулькин М.В.Пудож и Водлозерье: опыт сопоставления особенностей религиозной жизни (вторая половина XIX в.) // Национальный парк «Водлозерский». Природное разнообразие и культурное наследие. Петрозаводск, 2001. С. 279-282.
193. Пулькин М.В.Городские приходы Каргополя и монастырь: проблемы взаимодействия // Святые и святыни северно-русских земель. Каргополь, 2002. С. 180-187.
194. Пулькин М.В.Православный приход в XVIII - начале ХХ в.: пути изменений (по материалам Олонецкой епархии) // Вера и разум: религия и гуманитарное знание. Петрозаводск, 2002. С. 30-46.
195.Пулькин М.В.Старообрядческие моленные в XIX - начале ХХ в. (по материалам Олонецкой епархии) // Старообрядчество. История. Культура. Современность. М., 2002. С. 141-146.
196. Пулькин М.В.Карельский язык в Олонецкой духовной семинарии // Православие в Карелии. Петрозаводск, 2003. С. 130-137.
197.Пулькин М.В.Повседневность религиозности: конфликты духовенства и прихожан в XVIIIв. (по материалам Олонецкой епархии) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «История России». 2003. № 2. С. 14-19.
198.Пулькин М.В.Языковые проблемы в деятельности Карельского православного братства (1907-1917 гг.) // Прибалтийско-финское языкознание. Петрозаводск, 2003. С. 184-190.
199.Пулькин М.В.Возведение часовен в XVIII-начале ХХ в.: приходские традиции и законодательство (по материалам Олонецкой епархии) // Традиционная культура. Научный альманах. М., 2005. № 4 (20). С. 36-42.
200.Пулькин М.В.Переводческая комиссия Архангельского комитета Православного миссионерского общества (конец XIX в.) // Межкультурные взаимодействия в полиэтничном пространстве пограничного региона. Петрозаводск, 2005. С. 97-102.
201.Пулькин М.В.Три облика русификации в Карелии // Вестник Евразии. Независимый научный журнал. 2005. № 3. С. 107-125.
202. Пулькин М.В.Почитание мест самосожжений старообрядцев на Европейском Севере России (XIX-начало ХХ в.) // Мировоззрение и культура северно-русского населения. М., 2006. С. 215-223.
203.Пулькин М.В.Дело о самосожжении старообрядцев в мае 1784 г. // Исторический архив. 2007. № 2. С. 205-210.
204. Пулькин М.В.Православная память: противоречия и стимулы развития в XIX-начале ХХ в. // Историческая память и общество в Российской империи и Советском Союзе (конец XIX-начало ХХ в.). СПб., 2007. С. 218-226.
205. Пулькин М.В.Традиции совершения крестных ходов на Европейском Севере России (XIX-начало ХХ в.) // Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера. Архангельск, 2008. С. 215-225.
206.Пулькин М.В., Захарова О.А., Жуков А.Ю.Православие в Карелии (XV-первая треть ХХ в.). М., 1999. 206 с.
207. Рикёр П.Память, история, забвение. М., 2004. 728 с.
208. Римский С.В.Российская церковь в эпоху великих реформ (Церковные реформы в России 1860-1870 гг.). М., 1999. 568 с.
209. Робсон Р.Культура поморских старообрядцев в Пенсильвании // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 27-32.
210. Рождественский С.В.Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения (1802-1902 гг.). СПб., 1902. Т. 1. 702 с.
211. Розов А. Н.Священник в духовной жизни русской деревни. СПб., 2003. 255 с.
212. Ростиславов Д.И.О православном белом и черном духовенстве в России. В 2-х т. Лейпциг, 1886. 602 с.; 674 с.
213. Ружинская И.Н.Старообрядчество городов Олонецкой губернии в XIXв. // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2000. Вып. 8. С. 57-64.
214. Рункевич С.Г.История Русской Церкви под управлением Святейшего синода. СПб., 1900. Т. 1. 430 с.
215.Рункевич С.Г.Русская Церковь в ХК в. СПб., 1901. 378 с.
216. Руновский Н.Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань, 1898. 112 с.
217. Русский Север: этническая история и народная культура. XII- ХХ века. М., 2004. 848 с.
218. Русское православие: вехи истории. М., 1989. 718 с.
219.Рыбаков Б.А.Язычество Древней Руси. М., 1988. 784 с.
220. Савельева И. М, Полетаев А. В.Знание о прошлом: история и теория. В 2-х т. СПб., 2006. Т. 2. С. 117.
221. Семевский В.И.Сельский священник во второй половине XVIII в. // Русская старина. 1877. Т. 19. С. 503-530.
222. Семевский В.И.Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. В 2-х т. СПб., 1901. Т. 2. 656 с.
223. Случевский К. К.По северо-западу России. Т. 2. По западу России. СПб., 1897. С. 328, 331.
224. Смирнов Е.К.Очерк исторического развития и современного состояния русской православной миссии. СПб., 1904. 64 с.
225. Соколовская М.Л.Складывание института «учительства» в Вы- го-Лексинском общежительстве (об исполнении «келейного правила» скитскими старостами) // Мир старообрядчества. Личность. Книга. Традиция. М.; СПб., 1992. Вып. 1. С. 31-45.
226. Соловьева А.Н.Ландшафт: память и история в антропологической перспективе / / Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера. Архангельск, 2006. С. 83-93.
227. Сорокин В.Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. 736 с.
228. Сорокина T.B., Генделев Д.З.Соборы Петрозаводска. Петрозаводск, 1999. 56 с.
229. Степанов А.Я.На путях духовного восхождения: религия и атеизм в Карелии. Петрозаводск, 1975. 168 с.
230. Стефанович П.С.Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVIIвв. М., 2002. 352 с.
231. Сурхаско Ю.Ю.Карельская свадебная обрядность (конец XIX-начало ХХ в.). Л., 1977. 238 с.
232.Сурхаско Ю.Ю.О русско-карельском этнокультурном взаимодействии (по материалам свадебной обрядности конца XIX-начала ХХ в.) // Русский Север: проблемы этнографии и фольклора. Л., 1981. С. 260-271.
233. Сурхаско Ю.Ю.Семейные обряды и верования карел. Конец XIX-начало ХХ в. Л., 1985. 172 с.
234. Сухова О.А.Десять мифов крестьянского сознания: очерки истории социальной психологии и менталитета русского крестьянства (конец XIX-начало ХХ в.) по материалам Среднего Поволжья. М., 2008. 679 с.
235. Тарасов О.Ю.Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995. 496 с.
236. Теребихин Н.М.Сакральная топонимика Русского Севера (к постановке проблемы) // Вопросы топонимики Подвинья и Поморья. Архангельск, 1991. С. 24-34.
237. Тульцева Л.А.Престольный праздник в картине мира православного крестьянина // Православная жизнь русских крестьян XIX-XXвеков: итоги этнографических исследований. М., 2001. С. 124-167.
238. Тяпин И.Н.Старообрядческое население Европейского Севера России во второй половине XVII-начале ХХ в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Вологда, 2002. 24 с.
239.Фирсов С.Л.Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб., 1996. 660 с.
240. Флеров И.О православных церковных братствах, противоборствовавших унии в юго-западной России в XVI, XVIIи XVIIIстолетиях. СПб., 1857. 324 с.
241. Флоровский Г.Пути русского богословия. Киев, 1991. 600 с.
242.Хальбвакс М.Социальные рамки памяти. М., 2007. 384 с.
243.Хобсбаум Э.Нации и национализм после 1780 г. СПб., 1998. 342 с.
244.Цеханская К.В.Икона в жизни русского народа. М., 1998. 318 с.
245. Цеханская К.В.Иконы в народной жизни // Православная жизнь русских крестьян XIX-ХХ вв.: итоги этнографических исследований. М., 2001. С. 300-315.
246. Цветков Н.В.О приходе // Бесплатное приложение к еженедельнику «Век». 1907. Вып. 1. С. 8-22.
247. Червякова Н. В.«Вера крещения» и «заветная» земля: чему и как поклонялись водлозеры // Национальный парк «Водлозерский»: природное разнообразие и культурное наследие. Петрозаводск, 2001. С. 287.
248. Чернякова И.А.Проблема карельского языка в политике церкви в Олонецкой губернии в XIX в. // Православие в Карелии. Петрозаводск, 2003. С. 102-105.
249. Шайжин Н.Слава святителя и чудотворца Николая в Олонецком крае. Петрозаводск, 1909. 68 с.
250. Шевцова В.Освящение истории: Богородица и православная память в поздний период Российской империи // Историческая память и общество в Российской империи и Советском Союзе (конец XIX-начало ХХ в.). СПб., 2007. С. 301-311.
251. Шенникова Л.А.Силы небесные: иконография и литургические тексты // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 179-187.
252. Щапов А.Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи со внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в. Опыт исторического изсле- дования о причинах происхождения и распространения русского раскола. Казань, 1859. 550 с.
253. Щепанская Т.Б.Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства) // Русский Север: к проблеме локальных групп. СПб., 1995. С. 110-176.
254.Элиаде М.Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999. 452 с.
255. ЮхименкоЕ.М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М., 2002. Т. 1. 544 с.
256. Юшков С.В.Очерки по истории приходской жизни на Севере России в XV-XVIIвв. СПб., 1913. 134 с.
257. Языков С.А.«Выборы» посадских общин Сибири XVII-нача- ла XVIIIв. как исторический источник // Источники по истории общественного сознания и литературы периода феодализма. Новосибирск, 1991. С. 160-177.
258. Ясевич-Бородаевская В.И.Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии. С приложениями статей закона и высочайших указов. СПб., 1912. 656 с.
259. Яшкина В.Б.Средневековые каменные кресты в традиционной культуре XIX-XXвеков // Антропология религиозности. СПб., 1998. С. 336-375.
260. Bjorn I.Ilomantsin vanhauskoiset // Kahden Karjalan valilla. Kahden riikin riitamalla. Joensuu, 1994. S. 230-265.
261. Freeze G.L.P.A. Valuev and the Politics of Church Reform (18611862) // The Slavonic and East European Review. London, 1978. Jan. Vol. 56. N 1. P. 68-87.
262. Freeze G.L.The Russian Levites: Parish Clergy in the Eighteenth Century. London, 1977. 325 p.
263. Pulkin M. V.The Finlandisation of Karelia and the Russification of Finland as Reflected in the Russian Press at the Beginning of the 20th Century // Narva und die Ostseeregion. Papers Presented at the II International Conference on Political and Cultural Relations between Russia and the Baltic Region States. Narva, 2004. Р. 201-207.
Периодика
1. А. П-рий.Жизнь и деятельность сельского духовенства и благо- чиннические съезды // ОЕВ. 1907. № 5. С. 137-142.
2. А. П-й.Сельские пастыри как образованные благоустроители крестьянского хозяйства // ОЕВ. 1907. № 8. С. 231-235.
3. А. Пр-ий.Косвенные налоги с церквей // ОЕВ. 1907. № 14. С. 367-369.
4.А. П-ий.О желательности каждому священнику карельского прихода знать наречие своих прихожан-карел // ОЕВ. 1914. № 14. с. 317-319.
5. А. П-ий.Посещение преосвященнейшим Варсонофием Селец- кого прихода Повенецкого уезда // ОЕВ. 1914. № 18. С. 408-409.
6. Александро-Свирское православно-церковное братство / ОЕВ. 1900. № 22. С. 765.
7. Антропов Ф.Нечто о карельском языке и народных чтениях в Кареле // ВОГЗ. 1910. № 24. С. 4-6.
8. Б.С.Село «Река» Каргопольского уезда // ОЕВ. 1897. № 6. С. 71-72.
9.Баженов П.Новоустроенный храм // ОЕВ. 1912. № 4. С. 97-98.
10. Балов А.Следы древних верований в народном иконопочита- нии // Живая старина. 1891. Т. 1. № 3. С. 45-76.
11. Беляев С. В.Ялгубский приход: географическое, этнографическое и экономическое положение // ОГВ. 1890. № 33-39, 45.
12. Благовещенский А.Юргильский приход Олонецкого уезда Олонецкой епархии // ОЕВ. 1900. № 20. С. 708-714.
13. Благочинным и причтам Олонецкой епархии к сведению, руководству и исполнению // ОЕВ. 1915. № 7. С. 118-120.
14.Бубновский М.И.Контур Архангельской Карелии // ИАОИРС. 1915. № 1. С. 20-24.
15. Бурмакин М.Из Ювалакшского прихода Кемского уезда // АЕВ. 1914. № 2. С. 33-35.
16. Вениамин (иеромонах).Преосвященный Аркадий, архиепископ Олонецкий, как деятель против раскола // ОЕВ. 1900. № 16. С. 574-578.
17. Венустов И. В.Перенесение святой иконы преп. Александра Свирского Чудотворца из г. Петрозаводска в Вешкельский приход / / ОЕВ. 1915. № 31. С. 583.
18. Вещезеров А.Освящение придела во имя Св. и Чуд. Николая в Чу- риловском приходе Вытегорского уезда // ОЕВ. 1911. № 7. С. 109-111.
19. Видлицкий пастырско-миссионерский съезд // ОЕВ. 1907. № 17. С. 444-447.
20. Вифлеемский И.Детский праздник в Сулажгорской церковноприходской школе // ОЕВ. № 3. С. 111-112.
21. Вознесенский И.Крестный ход по Карелии // Карельские известия. 1914. № 13-16. С. 12-17.
22. Волокославский А.Соединенный крестный ход 8 приходов 17-го благочиннического округа Олонецкой епархии к Параскевинской приписной церкви Тудозерского прихода Вытегорского уезда 17 и 18 июля // ОЕВ. 1914. № 26. С. 603.
23.Воронов А.К истории Лижемского прихода // ОГВ. 1902. № 63. С. 2.
24. Выражение благодарности // ОЕВ. 1907. № 13. С. 318.
25. Георгиевский Н.Икона Казанской Божией Матери — дар запасных нижних чинов Вытегорского уезда в Марковский храм // ОЕВ. 1906. № 1. С. 27-28.
26.Дашков В. А.Свадебные обычаи олончан // ОГВ. 1842. № 1-3.
27. Дроздин И.Миссионерские курсы в Каргополе // ОЕВ. 1900. № 23. С. 809-816.
28.Дроздин И.К вопросу о материальном обеспечении духовенства Олонецкой епархии // ОЕВ. 1914. № 23. С. 546-550.
29. Е. М.Путевые заметки // ОЕВ. 1906. № 22. С. 862.
30. Здравомыслов А.Миссионерские курсы, четвертые в Олонецкой губернии, вторые в Каргопольском уезде / / Там же. 1905. № 1. С. 9-11.
31. Здравомыслов А.О выборах священника приходом // ОЕВ. 1906. № 2. С. 70-73.
32. Из жизни церковных школ // ОЕВ. 1906. № 11. С. 441-442.
33. Из постановлений благочиннического съезда Олонецкой епархии, бывшего в г. Каргополе // ОЕВ. 1900. № 7. С. 252-266.
34. Ильинский В.Паломничество учеников сельских школ в Оше- венский монастырь // ОЕВ. 1900. № 12. С. 466-467.
35. Иоанн, иеромонах.Религиозно-нравственные чтения на Голи- ковке // ОЕВ. 1911. № 5. С. 82-83.
36. К сведению священнослужителей карельских приходов епархии // ОЕВ. 1915. № 16. С. 281.
37. К.Из дикого угла (корреспонденция из с. Вагвозеро Олонецкого уезда) // ОГВ. 1902. № 125. С. 2-3.
38. К.К.Открытие краткосрочных педагогических курсов для учителей и учительниц ц.-приходских школ Олонецкой епархии в г. Петрозаводске // ОЕВ. 1900. № 13-14 (15 июля). С. 516-519.
39. Казанский К.И.О расколе в Троицком приходе Каргопольского уезда // ОЕВ. 1900. № 3. С. 91-96.
40. Казанский А.Протоиерей о. Федор Иванович Щукин // ОЕВ. 1906. № 1. С. 36-38.
41. Карельские известия. 1915. № 13. С. 5.
42.Кенорецкий Н.Освящение храма // ОЕВ. 1900. № 22. С. 789-790.
43.Козлов И.Печать Антихриста и прививка оспы // ОЕВ. 1911. № 29. С. 487-489.
44. Крестный ход в Челмужском приходе Повенецкого уезда 25-26 мая 1914 года // ОЕВ. 1914. № 25. С. 593-594.
45. Крылов И.Постройка здания Боровской церковно-приходской школы и освящение его // ОЕВ. 1906. № 21. С. 796-797.
46. Куликовский Г.И.«Общественный пир» в Каргопольском уезде // ОГВ. 1895. № 9. С. 5-6.
47. Летопись церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святого Апостола Фомы, что в Брусенском приходе Олонецкой епархии Петрозаводского уезда // ОЕВ. 1906. № 7. С. 297.
48. Лосев С.К вопросу о построении церкви на Широкой улице в г. Петрозаводске // ОЕВ. 1900. № 6. С. 238-240.
49. М.С.Алексей Тимофеевич Смекалов (Некролог) // ОЕВ. 106. № 13. С. 516-518.
50. Маклионов К.Из села Ухты Вытегорского уезда // ОЕВ. 1906. № 1. С. 27.
51. Мегорский В.Передвижная церковь в дер. Костомуксе Ва- лазминского прихода Повенецкого уезда // ОЕВ. 1900. № 7. С. 276-278.
52.Мегорский В.О церковной земле // ОЕВ. 1906. № 12. С. 475-476.
53. Местная епархиальная хроника // ОЕВ. 19000. № 21. С. 744.
54. Минонорский П.Олонецкие карелы и Ильинский приход Олонецкого уезда // ОГВ. 1879. № 52.-64.
55. N. N.Школьный праздник // ОЕВ. 1900. № 1 (1 января). С. 25.
56. Надеждин В.Торжество освящения храма в селении «Констан- тиновские пороги» // 1900. № 13-14. С. 521-523.
57. Надеждин А.Местная епархиальная хроника // ОЕВ. 1900. № 6. С. 234-235.
58. Надпорожский П.Гимольский приход Повенецкого уезда // ОЕВ. 1900. № 6. С. 225-233.
59. Никольский А.Освящение храма в дер. Пялозере Петрозаводского уезда // ОЕВ. 1912. № 32. С. 546-548.
60. Никольский В.Местное предание о Торос-озерской часовне в честь Святителя Николая // ОЕВ. 1907. № 2. С. 42-43.
61.Новое положение о церковных школах // ОГВ. 1902. № 46. С. 3.
62. Об обязательности для православного христианина особенного почитания того святого, имя которого он носит, и приобретения его иконы // ОЕВ. 1915. № 33. С. 634.
63. О пожертвованиях, поступивших в церкви епархии // ОЕВ. 1915. № 1. С. 8.
64. О снабжении аптечками священников, прослушавших курс народной медицины и гигиены // ОГВ. 1902. № 20. С. 2.
65. Обиженный.Разбитые мечты и обманутые надежды // ОЕВ. 1911. № 32. С. 554-556.
66. Обозрение церквей 2-го благочиннического округа Вытегорского уезда 14 и 15 февраля 1900 г. преосвященным Назарием, епископом Олонецким и Петрозаводским // ОЕВ. 1900. № 8. С. 295.
67. Ольгский Н.Освящение церкви в Веральско-Федосиевском приходе Каргопольского уезда // ОЕВ. 1911. № 28. С. 474.
68. Ордомский А.Освящение храма в честь Святителя и Чудотворца Николая в Тихмангском приходе Вытегорского уезда // ОЕВ. 1908. № 7. С. 169-172.
69. Островский Д.Село «Видана» // ОЕВ. 1900. № 12. С. 457-461.
70. Островский Д.Несколько слов по поводу современного состояния раскола в Олонецкой епархии // ОЕВ. 1902. № 23. С. 769-770.
71.Отцам депутатам очередного съезда духовенства 1911 г. // ОЕВ. 1911. № 21. С. 367-369.
72. П.Мошинский приход Каргопольского уезда // ОЕВ. 1907. № 3. С. 75-79.
73.П.Д.Часовенка в честь Феодосия // ОГВ. 1902. № 76. С. 3.
74. Паломничество учащихся Сулажгорской церковно-приходской школы в Климецкий монастырь // ОЕВ. 1900. № 16. С. 585-586.
75. Певин П.Очерк Горского прихода Петрозаводского уезда Олонецкой губернии // ОГВ. 1894. № 46-61.
76. Пепшин В.Церковно-приходской совет в Салменицком карельском приходе Петрозаводского уезда, его открытие и первоначальная деятельность // ОЕВ. 1909. № 16. С. 357-360.
77.Пепшин В.Духовное торжество в селе Ватчеле Петрозаводского уезда 4 марта 1912 года (Освящение храма) // ОЕВ. 1912. № 14. С. 253-265.
78. Петров Ю.К вопросу о входящих священниках // ОЕВ. 1909. № 2. С. 45-47.
79. Петропавловский А.Памяти почившего о. протоиерея Иоанна Афанасьевича Туманова // ОЕВ. 1907. № 19. С. 495-496.
80. Пидьмозерский В.Таржепольский приход Петрозаводского уезда // ОГВ. 1902. № 23. С. 2.
81.П. И. Щ.Освящение храма в д. Гобсельге // ОЕВ. 1911. № 35. С. 665.
82. Плотников К.Отчет о миссионерских курсах в г. Каргополе при Спасо-Преображенском монастыре // ОЕВ. 1900. № 24. С. 837-840.
83. По вопросу о церковной земле // ОЕВ. 1906. № 14. С. 538-539.
84. Попов А.Из села Ухты Кемского уезда // ОЕВ. 1916. № 6. С. 150-152.
85. Поповский А.Протоиерей Александр Тихомиров // ОЕВ. 1911. № 10. С. 162.
86. Почитатель.Юбилей 35-летней священнической службы о. протоиерея Кондушского прихода Василия Иоанна Громова // ОЕВ. 1907. № 2. С. 47-48.
87.Руководство к карельскому языку // ОЕВ. 1907. № 21. С. 541-542.
88.Ручьев М.О расколе в Карелии // АЕВ. 1911. № 1. С. 29-31.
89. С.А. П-ий.Город Лодейное Поле (корреспонденция) // ОЕВ. 1914. № 33. С. 753-755.
90. С. Остречины Петрозаводского уезда // ОГВ. 1902. № 82. С. 3.
91. С.П.П.Духовное торжество в деревне Великом Дворе Андом- ского прихода Вытегорского уезда // ОЕВ. 1914. № 22. С. 520-524.
92. Скворцов В.Из жизни петрозаводских духовно -учебных заведений // ОЕВ. 1900. № 13-14. С. 514-515.
93. Свободные места // ОЕВ. 1912. № 1. С. 3.
94. Список священников и дьяконов корельских приходов Олонецкой епархии // ОЕВ. 1910. № 10. С. 172-179.
95. Тихомиров Н.Лычный остров // ОЕВ. 1911. № 27. С 460-461.
96. Троицкий С.Пасхальное Евангелие на корельском языке // ОЕВ. 1907. № 6. С. 164.
97. Успенский П.Деревня Варлоев Лес Олонецкого уезда // ВОГЗ. 1910. № 23. С. 15-16.
98. Фарсинонов А.Немжинский приход Лодейнопольского уезда // ОЕВ. 1906. № 13. С. 508.
99. Филин М.Труды и жертвы церковного старосты с. Остречины И.А. Попова // ОЕВ. 1906. № 11. С. 449-450.
100. Церковное пение в России вообще и у нас в Олонии (Несколько слов о его недостатках и об устранении их) // ОЕВ. 1915. № 13. С. 231-236.
101. Чесноков Г.Двадцатилетие со дня освящения Тагажмозер- ской Николаевской церкви Вытегорского уезда // ОЕВ. 1909. № 30. С. 686-689.
102. Чуков Н.Об улучшении церковного пения в епархии // ОЕВ. 1906. № 18. С. 676.
103. Чуков Н.Пособия уездных земств Олонецкой губернии церковным школам на 1901 г. // ОЕВ. 1900. № 21. С. 740-742.
104. Чуков Н.К.Надвигающаяся опасность // ОЕВ. 1907. № 12. С. 309-315.
105. Ш-н В.Предание о реке Халуе (Каргопольского уезда Оше- венской волости) // ОЕВ. 1900. № 12. С. 461-463.
106. XVI общеепархиальный съезд духовенства Олонецкой епархии // ОЕВ. 1907. № 13. С. 342.
Щеголев И.Трехсотлетний юбилей первого Повенецкого храма // ОЕВ. 1900. № 13-14. С. 507-509.