ДЮБУА УИЛЬЯМ БЁРКХАРДТ
Африка
Издавна считается, что история Европы составляет основную часть истории цивилизации, за незначительными исключениями, что развитие белой расы шло и идет по единственному естественному, нормальному пути, ведущему к вершинам человеческой культуры. Даже сегодня, когда рушатся основы, на которых покоилось это убеждение, преобладает мнение, что это лишь временная неудача, короткая остановка в пути, что прогресс должен возобновиться и, несомненно, возобновится после этой передышки.
С другой стороны, мы знаем, что история современной Европы очень коротка — почти мгновение по сравнению с историей вечного Египта. Возраст Британской империи не более 250 лет; Франции в ее современных границах — 300 лет; Соединенные Штаты родились всего 170 лет назад, а Германия — менее 100 лет. Поэтому, когда мы сравниваем современную Европу с великими погибшими империями, оказывается, что ее история немногим продолжительнее истории империй Персии, Ассирии, хеттов и Вавилона. Эфиопия владела миром дольше, чем Англия.
Европа, несомненно, правила более обширным миром и более многочисленными народами. Но свидетельствует ли это о бесконечной длительности ее господства и о врожденном превосходстве европейской цивилизации или это объясняется тем, что Европа временно оказалась обладателем чудовищно огромной грубой силы?
Власть машин, а не глубокое человеческое чувство, не творческий гений, не этические концепции справедливости сделали Европу владычицей мира. Если сравнить человека с человеком, то современный мирничем не превосходит мир древний; но если сравнить человека с пушкой, его руку с электричеством, его мускулы с расщеплением атома, это покажет значение нашей культуры, покажет, как машина завоевала и держит современное человечество в ужасе. Что есть нашей цивилизации явно британского или американского? Ничего. Наука была построена на африканской основе, религия — на азиатской. Разве не было никакого другого пути развития человечества? Разве не было никаких других образцов культуры, других путей к прогрессу, которые могли и могут привести человека к чему-то более прекрасному и возвышенному? Африка наблюдала небесные светила, Азия наблюдала человеческую душу; Европа видела и видит только человеческое тело, которое она питает и холит, пока оно не станет ручным, грубым и жестоким.
Америке следовало бы помнить, что, как это бывало и в прошлом помощь может прийти из Азии и Африки: Азия дала миру Ганди, который не ходил с напыщенным видом и не носил одежды с Сейвил Роу; он провозгласил отказ от насилия — и средний американец считает его глупцом. Но он отнюдь не глупец. В Африке в прошлом сложилась групповая собственность на землю, сплоченность семьи и любопытное сочетание прекрасного искусства и полезного ремесла. Мы помогли миру ограбить этот континент, поработить его народ, поставить под сомнение его способности и извратить его историю. На протяжении трех столетий мы пытались унизить Африку в глазах человечества. Наш долг перед Африкой и самими собой — освободить Андромеду, чтобы она, свободная и прекрасная, сверкала среди звезд на небосводе.
Если мы не захотим сделать это, если будем упрямо цепляться за расовые предрассудки — что ждет в будущем нашу цивилизацию? При самых благоприятных условиях весьма сомнительно и маловероятно, чтобы социальные силы общества, да и сама цивилизация остались неизменными. Большинство прежних цивилизаций мира, за исключением египетской, существовали менее трех столетий. Но даже Египет — кажущееся исключение: на протяжении веков он не имел настоящих противников и только поэтому не потерпел краха, но даже в этих условиях с течением времени его культура подверглась таким коренным изменениям, что фактически на месте Египта возникло почти совершенно новое государство с новой культурой. Это положение полностью применимо к Индии и Китаю, где целостность культуры сохранилась скорее по названию, чем по сущности. Чем шире базис культуры, чем шире и свободней ее концепции, тем больше шансов уцелеть ее лучшим элементам. В этом основная надежда мировой демократии. Ни одна культура не выживет, если ее главные усилия направлены на подавление народов — носителей другой культуры, внесших значительный вклад в развитие человечества. Война олицетворяет угнетение и смерть, она не может быть орудием прочной культуры. Мир и терпимость — единственный путь к вечному прогрессу. Европе удастся уцелеть только в том случае, если возникнет мир, куда Азия и Африка войдут в качестве свободных и равноправных членов.
(Дюбуа У.Б. Африка. Очерк по истории Африканского континента и его обитателей. М., 1961)