НЕРУ ДЖАВАХАРЛАЛ
Взгляд на всемирную историю
Развитие человека от варварства к цивилизации считается предметом истории. В некоторых письмах я пытался показать тебе, как развивалась идея кооперации, или совместного труда, и почему нашим идеалом должен стать совместный труд на общее благо. Но иногда, окидывая взором большие отрезки прошлого, трудно поверить, что мы сколько-нибудь приблизились к этому идеалу или что мы стали очень цивилизованными и передовыми. И сегодня нам также сильно недостает сотрудничества, если одна страна или один народ эгоистично нападает на другой народ или угнетает его, если один человек эксплуатирует другого. Если спустя миллионы лет прогресса мы все еще остаемся такими отсталыми и несовершенными, то насколько более длительное время понадобится нам для того, чтобы научиться вести себя как здравомыслящие и разумные существа. Иногда мы читаем о прошлых периодах истории, которые представляются нам лучшими, чем наш, даже имеющими более высокий уровень культуры и цивилизации, и это заставляет нас сомневаться, вперед ли движется наш мир или назад.
Многие люди в наши дни склонны похваляться величием нашей цивилизации и чудесами нашей науки. Наука, конечно, совершила чудеса, и великие люди науки достойны уважения и почета. Но те, кто хвастают, редко бывают великими. И следует помнить, что во многих отношениях прогресс человека по сравнению с другими животными не так уж значителен. Не исключено, что в определенных отношениях некоторые животные все еще выше его. Это утверждение может показаться нелепым, и люди, которые не понимают его смысла, могут его высмеять. Но ты только что прочла «Жизнь пчелы», «Жизнь термитов» и «Жизнь муравьев» Метерлинка и, вероятно, была поражена тем, какая социальная организация существует у этих насекомых. Мы смотрим свысока на насекомых как на едва ли не самых низших из живых существ, и все же эти крохотные создания научились искусству сотрудничества и самопожертвования ради общего блага гораздо больше, чем человек. С тех пор, как я прочел о термитах и жертвах, на которые они идут ради своих товарищей, я храню в своем сердце теплое чувство к ним. Если взаимное сотрудничество и жертвы ради блага общества являются мерилом цивилизации, то мы можем сказать, что термиты и муравьи в этом отношении превосходят человека.
В одной из наших старинных книг на санскрите есть стихи, которые можно перевести следующим образом: «Ради семьи приноси в жертву отдельного человека, ради общины — семью, ради страны - общину, ради Души — целый мир». Что такое Душа, мало кто из нас знает или может сказать, и каждый волен толковать это на свой лад. Но урок, который преподают нам эти санскритские стихи, — это тот же урок сотрудничества и жертв ради общего блага.
Сегодня Европа сильна и могущественна, и европейцы считают себя самыми цивилизованными и культурными в мире. Европейцы смотрят свысока на Азию и ее народы, они приходят и захватывают в странах Азии все, что могут. Как изменились времена! Взглянем как следует на Европу и Азию. Открыв атлас, ты увидишь маленькую Европу, примыкающую к великому Азиатскому континенту. Она кажется лишь небольшим его продолжением. Когда ты почитаешь историю, то убедишься, что в течение длительных периодов, на протяжении значительных отрезков времени доминировала Азия. Ее народы, наступая, волна за волной, завоевывали Европу. Они опустошалиЕвропу — и они цивилизовали Европу. Арийцы, скифы, гунны, арабы, монголы, турки — все они, выйдя из какой-либо местности в Азии, расселялись по всей Азии и Европе. Азия, казалось, плодила их в огромном количестве, подобно саранче. Европа долгое время была чем-то вроде колонии для Азии, многие народы современной Европы ведут свое происхождение от этих захватчиков из Азии.
Азия заполняет всю карту, как большой неуклюжий великан. Европа маленькая. Но это, конечно, не означает, что обширные размеры Азии делают ее великой и что Европа не заслуживает особого внимания. Размеры — самый ненадежный критерий величия человека или страны. Мы хорошо знаем, что Европа, хотя это и самая малая часть света, сегодня является великой. Мы знаем также, что в истории многих ее стран были блестящие периоды. Они дали великих людей науки, которые своими открытиями и изобретениями в огромной степени способствовали прогрессу человеческой цивилизации и облегчали жизнь миллионов мужчин и женщин. У них были и великие писатели, и мыслители, и художники, и музыканты, а также великие деятели. Было бы глупо не признавать величия Европы.
Но столь же глупо забывать о величии Азии. Мы несколько склонны увлекаться блеском Европы и забывать о прошлом. Следует помнить, что именно Азия дала великих идейных вождей, которые, возможно, оказали на мир большее влияние, чем кто-либо другой или что-либо другое где бы то ни было. Азия дала великих основателей главных религий. Индуизм, древнейшая из великих религий, существующих в наши дни, является, конечно, творением Индии. Также и родственная ему великая религия буддизм, распространенная в наши дни в Китае, в Японии, Бирме, Тибете и на Цейлоне. Религия евреев и христианство также являются азиатскими религиями, так как местом их возникновения была Палестина на западном побережье Азии. Зороастризм, религия парсов, возник в Персии, и, как ты знаешь, Мухаммед, пророк ислама, родился в Мекке, в Аравии. Кришна, Будда, Зороастр [Заратуштра], Христос, Мухаммед, великие китайские философы Конфуций и Лао-Цзы — можно было бы заполнить целые страницы именами великих мыслителей Азии.
Как изменились времена! Но они снова меняются прямо у нас на глазах. История, хотя порой в ней и бывают периоды стремительного движения и взрывов, обычно действует медленно, на протяжении веков. Но сегодня в Азии она движется быстро, и древний континент пробуждается после длительной спячки. Взоры всего мира обращены к Азии, так как каждый знает, что она будет играть великую роль в будущем.
(Неру Д. Взгляд на всемирную историю: В 3 т. М., 1989)