Вы здесь

Изборник 1073 года (Статья В. В. Милькова о древнейшем памятнике древнерусской литературы)

ИЗБОРНИК 1073 г. — древнейший памятник древнерусской литературы, являющийся списком с болгарского оригинала. Дает суммарное изложение основ христианских представлений о бытии и одновременно является обширной сводкой сведений из различных областей знания (астрономии, географии, права, политэкономии, истории и пр.). Восходит к «Спасительной книге» 9 века Протографом Изборника является более обширный по сравнению со «Спасительной книгой» греческий кодекс, с которого был сделан славянский перевод для болгарского царя Симеона (893—927). Русский список переписан с болгарского оригинала и переадресован Святославу. Выявлены списки произведения 11 — 17 веках в количестве 24 экземпляров. Изборник содержит восходящий к аристотелевской традиции логико-философский трактат «Максимово о различении сущности и естества по внешним», «Феодора, пресвитера Раифского о том же». Здесь воспроизводятся разделы «Метафизики», «Физики» и «Категорий» Аристотеля. Источником, скорее всего, служил текст не самого Аристотеля, а кого-то из его средневековых толкователей. В этой наиболее философичной части памятника дано определение общим понятиям: «сущность», «сущее», «природа», «ипостась», «род», «вид». Первоисточником сущего и описываемого в аристотелевских категориях бытия объявляется Бог. В разделе «Иустина Философа» воспроизводится античное учение о четырех стихиях, прилагаемое для объяснения строения плоти человека, а также для обоснования учения христианства о воскресении тел. Проблема человека — вторая по значимости проблема Изборника. Подчеркивается двуприродность человека, взаимозависимость плотского духовного начал. Материальная природа человека, согласно тексту, образуется сочетанием простейших элементов: огня, воды, земли, воздуха. В состав сборника входит трактат Георгия Хировоска «Об образех», где рассматриваются эстетические понятия: «аллегория», «метафора», «гипербола», «притча». В статье «Иосифо от Макавеи» дано определение мудрости как «знания божественных» и человеческих вещей. К способам познания причислены молитва, праведность (праведнику открываются тайны Божии), чтение книг, в которых запечатлено откровение, и общение с мудрыми людьми, которым открыто сокровенное.

В. В. Мильков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 86-87.

Издания:

Изборник Святослава 1073 г., кн. 1—2. М., 1983;

Златоструй. Древняя Русь 10-13 вв. М„ 1990, с. 252-56. 

Литература:

 

Изборник Святослава 1073, сб. статей. М., 1977;

Пейчев Б. Философский трактат в Симеоновом сборнике. К., 1983;

Левочкин И. В. Византийский энциклопедический Сборник в Болгарии и на Руси,— В кн.: У истоков общности философских культур русского, украинского и болгарского народов. К., 1983;

Камчатное А. М. Философская терминология Изборника Святослава 1073 года и ее перевод,— В кн.: Древнерусский литературный язык в его отношении к старославянскому. М., 1987;

Бондарь С. В. Философско-мировоззренческое содержание «Изборников» 1073—1076 гг. К., 1990;

Мильков В. В. Античное учение о четырех стихиях в древнерусской письменности,— В кн.: Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997.