«ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» К.Поппера – первая опубликованная в 1934 книга К.Поппера (Logik der Forschung. Wien, 1934; пер. наангл. яз.: «The Logic of Scientific Discovery». L.–N. Y., 1959; сокращенный пер. на рус. яз. в кн.: Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983). В 1951–56 Поппер написал большую по объему работу под названием «Постскриптум к «Логике научного исследования»» и планировал опубликовать ее вместе с изданием английского перевода «Логики научного исследования», однако эта работа в трех томах появилась только спустя 25 лет после ее написания (Popper K. Postscript to the Logic of Scientific Discovery, v. I. Realism and the Aim of Science. L.–N. Y., 1983; Vol. II. The Open Universe. An Argument for Indeterminism. L.– N. Y., 1982; Vol. III. Quantum Theory and the Schism in Physics. L.–N. Y., 1982; сокращенный пер. на рус. яз. 3-го тома: Поппер К. Квантовая теория и раскол в физике. М., 1998).
Книга Поппера «Логика научного исследования» имела очень широкий резонанс прежде всего благодаря изложению в ней оригинальной концепции критического рационализма, своей явной антипозитивистской направленности и формулированию основных принципов фальсификационистской теории научного знания (фальсификационизм). В этой книге Поппер резко выступил против широко распространенного взгляда, согласно которому для эмпирических наук характерно использование индуктивных методов. Присоединяясь к юмовской критике индукции с логической точки зрения, он в то же время отвергает и психологическое оправдание индукции, принимаемое Юмом, и утверждает, что логику науки следует понимать как теорию дедуктивного метода проверки научного знания, т.е. как воззрение, согласно которому гипотезу можно проверить только эмпирически и только после того, как она была выдвинута. В соответствии с этими исходными установками Поппер предлагает заменить неопозитивистский принцип верифицируемости теорий (подтверждение универсального утверждения истинными единичными свидетельствами, из чего по логическим законам не следует истинность такого универсального утверждения), принципом фальсифицируемости (опровержения универсального утверждения противоречащим ему истинным единичным свидетельством). Из этого следует невозможность доказательства (подтверждения) гипотез и теорий, но до тех пор, пока попытки их опровержения являются безуспешными, такие теории можно считать подкрепленными эмпирическими данными.
Попперовская логика научного исследования противостоит логическому позитивизму и по ряду других важных пунктов. Согласно Попперу, реально существуют философские, метафизические проблемы и, в частности, проблема различения науки и ненауки, которую неопозитивисты пытались безуспешно решать как проблему языка науки на основе принципа верифицируемости. Эта проблема является действительно философской проблемой, а именно проблемой демаркации, и она успешно решается на основе принципа фальсифицируемости. В критическом рационализме Поппера отрицается, что чувственные восприятия, «чистое» наблюдение являются источником знания; по Попперу, не существует фундаментального, привилегированного источника знания. Он признает любой способ роста и развития знаний: прежде всего использование теорий и гипотез, а также метафизических систем, мифов и т.п. Поппер не признает дихотомии эмпирического – теоретического знания; по его мнению, любое знание, даже наш чувственный опыт, несет на себе отпечаток теорий. Следствиями фальсификационистской концепции научного знания являются попперовская теория погрешимости всего научного знания и его принципиальное утверждение о том, что все человеческое знание имеет предположительный, гипотетический характер (фаллибилизм). Метод проб и ошибок, согласно Попперу, является основным методом развития научного знания и, следовательно, он определяет путь развития науки. Идеи «Логики научного исследования» Поппера получили существенное развитие в последующих его сочинениях, прежде всего в ранее упомянутом «Постскриптуме», а также в книгах «Открытое общество и его враги» (англ. изд. – 1945; рус. пер. – М., 1992), «Conjectures and Refutations» (L., 1963) и «Objective Knowledge» (Oxf., 1972).
В.Н. Садовский
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 420.
Литература:
Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982;
Садовский В.Н. О К.Поппере и судьбе его учения в России. – «ВФ», 1995, № 10;
Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998;
Popper К. Unended Quest. An Intellectual Autobiography. L., 1992;
The Philosophy of Karl Popper. The Library of Living Philosophers, ed. by Schilpp P.Α., v. 14, b. I–II. N. Y., 1974;
Miller D. Critical Rationalism. A Restatement and Defence. Chic., 1994.