«МАДХЬЯМАКА-КАРИКА» (санскр. «Mūla-madhyamakakārikāḥ» – «Коренные строфы о Срединности») – основополагающий трактат махаянской школы мадхьямика, созданный во 2 веке Нагарджуной и входящий в канонические буддийские собрания на китайском (см. Трипитака) и тибетском (Данджур) языках. Санскритский текст сохранился только в составе «Прасаннапады» Чандракирти, являющейся комментарием на 447 строф произведения Нагарджуны.
Трактат представляет собой руководство по логико-полемическому мастерству, применяя которое монахи-мадхьямики подвергали деструкции философские понятия идейных противников, опровергали их доводы. Каждая глава посвящена опровержению отдельных категорий, как общефилософских (причина и условия, самосущее, время, соединение), так и собственно буддийских (страдание, Будда-татхагата, взаимозависимое возникновение). Доказывая внутреннюю противоречивость, недостоверность и даже абсурдность (прасанга) аргументации оппонентов, Нагарджуна в апофатической манере демонстрировал коренные учения и ценности ранней махаяны: 1) во взаимообусловленном мире нет ни одной самостоятельной сущности (ни Бога, ни Будды, ни материи, ни другой первопричины), на которую можно было бы опереться, именно поэтому мир пуст (шунья), но и «пустота» пуста; 2) все теоретико-познавательные средства (см. Прамана) не достоверны, абсолютная истина (парамартхика-сатья) ими не постижима.
Нагарджуна рассуждал так: «Когда останавливаются действия [со знаками] в сфере мышления, тогда перестает быть и то, что ими обозначалось. Ибо подлинная реальность (дхармата) никогда не возникала и никогда не исчезнет, как и нирвана. Все является таким же, все не является таким же, все одновременно является таким же и не таким же, неверно, что все одновременно является таким же и не таким же. Таково Учение будд, в котором эта реальность характеризуется как то, что вне воображения, вне различения, вне обусловленности, вне иллюзорности, что [дарует] успокоение (гл. 18, ст. 7–9). Закон будд покоится на двух истинах: обусловленной мирским и абсолютной. Те, кто не знают различия между этими двумя истинами, не знают сокровенной сути Учения будд. Без опоры на обусловленное не постигнуть абсолютного, без обретения абсолютного не достигнуть нирваны (гл. 24, ст. 8–10)».
«Мадхьямака-карика» имеет богатую традицию комментирования (сохранились и две версии автокомментария), продолжающуюся до сих пор, в т.ч. на европейских языках.
В.П. Андросов
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 474-475.
Литература:
StrengF. Emptiness. A Study in Religious Meaning. Nashville, 1967;
Inada K.K. Nāgārjuna. A Translation of His Mūlamadhyamaka-Kārikā with the Introductory Essay. Tokyo, 1970;
Nāgārjuna, Mūlamadhyamakakārikāh, ed. by Y.W. de Yong. Madras, 1977;
Kalupahana D.J. Nāgārjuna. The Philosophy of the Middle Way. Mūlamadhyamakakārikā, introd., sanskrit text, enlg. transl. Delhi, 1991.