"...я читал... «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) и убедился, что это, если говорить прямо, ничтожная книга, отличительная черта которой — язвительная ругань в адрес почти всех упомянутых в ней философов (кроме, естественно, Маркса и Энгельса)".
Николай Ильин.
Лекция 1. Задачи школы. Что такое история?
Две «истории русской философии». Tertium non datur?
«МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии» – философско-публицистический труд В.И. Ленина (1909). Поводом для написания его послужили сборники статей В. Базарова, А. Богданова, А.Луначарского, С.Суворова и др. «Очерки по философии марксизма» (1908), а также книг П.Юшкевича, Я.Бермана и Н.Валентинова. Ленин выступает против попыток соединить марксизм с философией Э.Маха и Р.Авенариуса и подвергает критическому анализу эмпириокритицизм. Марксизм, по Ленину, имеет собственную философию – диалектический материализм со своей теорией познания, трактуемой им как теория отражения. В первых трех главах сравнивается теория познания эмпириокритицизма и диалектического материализма, в четвертой вскрывается родство эмпириокритицизма с другими идеалистическими концепциями (берклеанством, юмизмом, имманентной философией и т.д.), в пятой – его связь с «физическим идеализмом» (А.Пуанкаре, В.Оствальд, П.Дюгем и др.), в шестой дается критика эмпириокритической концепции общества, ей противопоставляется теория исторического материализма, рассматривается проблема партийности философии и общественных наук. Развивая теорию отражения, Ленин показывает, что если прежний материализм отождествлял материю с веществом, то для диалектического материализма материя есть «объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им» (Полн. собр. соч., т. 18, с. 276). Неабсолютный характер некоторых свойств, считавшихся ранее первичными, вовсе не означает, что материя исчезла: исчез лишь «тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже» (там же, с. 275). «Природа бесконечна», и диалектический материализм настаивает на относительном характере любых вех познания объекта. В данном контексте Ленин исследует смысл объективной, абсолютной и относительной истин и их связь с общественной практикой. При этом критерий практики никогда не может с абсолютной полнотой подтвердить истинность или ложность какого бы то ни было человеческого представления, но он достаточно определенен, чтобы вести борьбу со всяким идеализмом и агностицизмом. Ленин не исследует соотношение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического уровней знания, не анализирует специально активную роль субъекта, а также роль практики в формировании сознания, характер социальной детерминации. Его задача заключалась не в показе того, как происходит познание, а в выявлении принципиальной противоположности идеалистической и материалистической позиций в гносеологии. В советский период книга «Материализм и эмпириокритицизм» считалась каноническим творением марксистской философии, преобладал догматический подход к ее изучению. Сам Ленин, со свойственным ему реализмом, отмечал, что работа будет небесполезна (независимо от полемических целей) как пособие для ознакомления с философией марксизма, а равно с философскими выводами из новейших открытий естествознания.
M.H. Грецкий
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 508-509.
Литература:
Кедров Б.М. К изучению книги В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». М., 1973;
Грецкий М.Н. Наука – философия – идеология. М., 1978;
Ильенков Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М, 1980;
Материализм и эмпириокритицизм в России и за рубежом. Новые материалы. М., 1990;
Althusser L. Lenine et la philosophie. P., 1969;
Actualità del materialismo dialectico. Roma, 1974.