«ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОПРОВЕРЖЕНИЯ» (араб «Тaxа̄фут ат-Таха̄фут») – полемическое произведение Ибн Рушда (Аверроэса), написанное ок. 1184 в ответ на «Опровержение философов» (более точно «Непоследовательность философов», «Таха̄фут ал-фала̄сифа») ал-Г̣аза̄лӣ. В своем сочинении ал-Г̣аза̄лӣ перечисляет 20 тезисов философов (прежде всего восточных перипатетиков в лице ал-Фа̄ра̄бӣ и Ибн Сӣны) о Боге и Вселенной, квалифицируя три из них как «противоверные» (об извечности мира, о нераспространяемости Божьего знания на единичные предметы, о невозможности телесного воскресения), остальные – как гетеродоксальные. Свой ответный труд Ибн Рушд составил в форме комментария к сочинению ал-Г̣аза̄лӣ, чередуя цитируемые фрагменты с глоссами.
Защищая философию от Газалиевой критики, автор «Опровержения» тем не менее перенимает многие возражения своего оппонента и часто упрекает своих мусульманских предшественников, особенно Ибн Сӣну, в отступлении от истинного аристотелизма. Характерному для последних делению сущего на необходимое и возможное Ибн Рушд предпочитает деление его на актуальное и потенциальное. Представлению о Боге как о бытийно-необходимом, существование которого доказывается в метафизике, он противопоставляет аристотелевское учение о Боге-Перводвигателе, обоснование которого принадлежит физике. Критике подвергается также схема эманации и принцип, согласно которому от единого может происходить только единое.
Позиция же Ибн Рушда по трем «противоверным» тезисам такова. Мир признается сотворенным, но творение его вечно, будучи перманентным его преобразованием. Божественное знание не схоже ни с нашим знанием об универсалиях, абстрактным и потенциальным, ни с нашим знанием о партикуляриях, чувственным, материальным и множественным; оно всегда актуально и более сравнимо с нашим знанием о партикуляриях, нежели об универсалиях. Рационально доказать можно лишь духовность и бессмертность разума (ибо из всех «сил» души только он неделим и действует без посредства органов); воскресение же тел – предмет веры, но это не возвращение жизни к прежнему телу, а – как сказано в Коране – «новое творение».
Арабский текст впервые издан в Каире в 1885. Критические издания – М.Бойж (Бейрут, 1930), С.Дуниа (Каир, 1965). Рус. пер. А.В.Сагадеева (фрагменты) в сб.: «Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока». М., 1961, с. 399–555; полный текст подготовлен С.И.Еремеевым (К. – СПб., 1999).
Н.В. Ефремова
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 158.