Вы здесь

Платон. Парменид (Статья Т.Ю. Бородай о диалоге Платона)

«ПАРМЕНИД» (Παρμενίδης, ἣ Περί ἰδεῶν, λογικός – подзаголовок: «Об идеях, логический») – диалог Платона. Написан в 360-е гг. до н.э. В «Пармениде» Платон подвергает критике собственную теорию идей, изложенную в ранних сократических диалогах и в более зрелых «Федоне», «Федре» и «Пире». Центральная фигура диалога – основоположник элейской философской школы Парменид, учивший о том, что бытие едино.

Вслед за элеатами Платон учил, что бытие, или подлинная реальность, – не то, что принято считать за таковую, а невидимое и неосязаемое, неизменное и бессмертное, следовательно, простое и единое, совершенно отделенное от вещей, которые, однако, причастны этому бытию и лишь в силу такой причастности обладают своим неподлинным и мимолетным существованием. Чтобы существовать хоть мгновение, всякая вещь должна оставаться самой собой, единой и самотождественной хотя бы отчасти; в противном случае ничто не будет различимо в хаосе тотальной изменчивости и слияния всего со всем, все растворится в небытии. Источник бытия эмпирических вещей – идея должна быть трансцендентна (χωριστόν) эмпирии, чтобы сохранить свою простоту и единство, и в то же время не может быть трансцендентна, ибо вещь должна быть ей причастна, должна каким-то образом сообщаться с ней. Идея должна быть одна, ибо она абсолютно проста, следовательно, ни нумерического, ни видового множества в идеальном мире быть не может; но в таком случае не будет множества и в эмпирическим мире, следовательно, не будет и мира. Идея должна быть неподвижна, т.к. движение – это изменение, а вечно тождественный образец должен быть неизменен; но она не может быть неподвижна уже потому, что она умопостигаема, а постижение умом, мышление есть движение.

В 1-й части «Парменида» (127е – 135b) рассматриваются важнейшие апории, возникающие как при допущении существования отделенных от вещей идей, так и при попытке мыслить эмпирические вещи, не допуская существования трансценденции (многие аргументы здесь совпадают с теми, которые приводит Аристотель, критикуя платоновское учение об идеях в XIII книге «Метафизики»). Но если эмпирический мир не вполне отделен от реального мира идей и если ни тот, ни другой невозможен без трансцендентного начала, то этим началом будет нечто, отличное от идей, от бытия; таким началом, без которого ничто невозможно, Платон полагает «Единое», «одно как таковое» (τὸἕν).

2-я часть «Парменида» представляет собой исследование понятия Единого – первая в истории философии и по сей день образцовая попытка изучения трансценденции, или абсолюта. Строится эта часть диалога как исследование выводов из восьми допущений, или гипотез. Первая гипотеза (137с – 142b): «Если единое едино», – приводит к заключениям, что единое не имеет частей и, следовательно, не есть целое; не будучи целым, оно не имеет ни начала, ни середины, ни конца и, следовательно, беспредельно; оно не находится ни в другом, ни в себе самом – нигде не находится; оно не движется и не покоится; оно не может быть тождественно ни другому, ни самому себе, ибо тождество предполагает соотнесение; наконец, парадокс: если единое едино, то оно не существует, ибо бытие и единое – не одно и то же. Оно непознаваемо и невыразимо: «Нет ни имени, ни слова для него, ни знания о нем, ни чувственного его восприятия, ни мнения» (142а). Первая гипотеза «Парменида» – источник и образец всей апофатической теологии, от Прокла и Псевдо-Дионисия Ареопагита до немецких мистиков. Всякое слово об абсолюте как таковом может быть только отрицанием. То, что по ту сторону мира, не является ничем из этого мира, есть с точки зрения мира ничто.

Но без Единого не может быть и мира, а мир есть, следовательно, есть и Единое. Вторая гипотеза «Парменида» (142b – 157b): «Единое существует». При этом «бытие единого не тождественно с единым» (142b), значит, «существующее единое» – это не одно, а два, двойка – начало множественности. В рамках второй гипотезы Платон выстраивает всю систему бытия. О существующем едином возможно «и познание, и мнение о нем, и чувственное его восприятие». Но в основе этой системы лежит второй парадокс: единое существует и познаваемо, только если оно есть многое.

Третья гипотеза (157b – 159b) рассматривает, «что испытывает другое, если единое существует» (157b), и подтверждает систему, выведенную из второй гипотезы.

Четвертая гипотеза (159b – 160b) возвращается к первой: «Что должно испытывать другое, если единое едино?» В этом случае ничего другого, кроме Единого, нет.

Следующие четыре гипотезы имеют общую предпосылку: «Единого не существует». В пятой (160в – 163в) рассматриваются выводы, проистекающие из несуществования Единого для самого Единого в отношении ко многому, в шестой (163в – 164в) – в отношении к самому себе, в седьмой (164B – 165d) – для многого в отношении к Единому, в восьмой (165e – 166c) – для многого в отношении ко многому. Лат. пер. Вильема из Мербеке (13 в.). Рус. пер. В.Н.Карпова (1879), Н.Томасова (1929).

Т.Ю. Бородай

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 203-204.

Литература:

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980, с. 145–163;

Prodi commentariгs in Platonis Parmenidem, ed. V.Cousin. Hildesheim, 1961;

Cornford P.M. Plato and Parmenides. L., 1939 (англ. пер. и подробный коммент.);

Plato: Parmenides, ed. M.L.Gill, P.Ryan. Indianapolis, 1996 (англ. пер., статьи, библ.).

Автор: