«ПРАСАННАПАДА» (санскр. «Prasannapāda» – «Ясное истолкование») – философско-полемический труд буддийского мыслителя Чандракирти, являющийся комментарием (вритти) на строфы «Мадхьямака-карики» Нагарджуны (примерное соотношение текстов 10:1). Первое критическое издание санскритского источника осуществил В.Пуссен при содействии Российской Академии наук (Mūlamadhyamakakārirās de Nāgārjuna avec la Prasannāpada Commentaire de Candrakirti, publie par L. de la V.Poussin, t. 1–7. St.-Petersbourg, Bibliotheca Buddhica, IV, 1903–13). Последнее издание (включающее и тибетский перевод): The Madhyamakashastram of Nāgārjuna, v. 1–2, ed. by R.Pandeya. Delhi, 1988–89. Именно «Прасаннапада» свидетельствовала об окончательном разделении мадхьямики на две подшколы: критикуемую в трактате сватантрику, основанную Бхававивекой, и прасангику, установленную Чандракирти, который называет своими предшественниками Нагарджуну, Арьядеву и Буддхапалиту (5 в.). Прасангика – это метод негативной диалектики, позволяющий автору, не обозначая собственной точки зрения, подвергать деструкции, сводить к абсурду категории и понятия оппонентов, разрушать их логическую аргументацию. Согласно Чандракирти, значение этого метода в том, что он есть средство (упая) очищения философских умов от доктринально-рассудочного конструирования – главной преграды на пути религиозного освобождения. Поэтому участие мадхьямиков в философских диспутах – это акт сострадания к мыслителям, заблудшим среди лжеидей и лжезнаний. Ибо абсолютная истина не выразима и постигается только интуитивно посредством правильных техник медитации.
Структурно «Прасаннапада» идентична «Мадхьямика-карикам» и состоит из 27 глав, в каждой из которых рассматриваются отдельные понятия оппонентов. Трактат был и остается предметом изучения для всех монахов тибето-монголо-российского буддизма, особенно представителей школы гелуг, непосредственно продолжающей традиции прасангика-мадхьямики.
Б.П. Андросов
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 327.