Вы здесь

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах (Статья Игумена Андроника (Трубачева), С.M. Половинкина о сочинении П.А. Флоренского)

«СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах» – сочинение П.А. Флоренского. В основном было написано в годы его второго студенчества в Московской духовной академии (1904–08). Первая редакция под названием «Столп и утверждение Истины (Письма к Другу)» появилась в сборнике «Вопросы религии» (в. 2. М., 1908). Вторая редакция издана в виде книги «О Духовной Истине. Опыт православной теодицеи» (в. 1–2. М., 1913). Третья редакция «О духовной Истине» была защищена как магистерская диссертация, в нее не вошли главы «София», «Дружба», «Ревность» и все разъяснительные разделы. Четвертая редакция вышла под заглавием «Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи» (М., 1914). Последним прижизненным фототипическим изданием является берлинское издание 1929. Книгу следует считать юношеским произведением Флоренского.

«Столп и утверждение Истины» содержит разделы: «К читателю», 12 «писем» («Два мира», «Сомнение», «Триединство», «Свет Истины», «Утешитель», «Противоречие», «Грех», «Геенна», «Тварь», «София», «Дружба», «Ревность») и «Послесловие», а также «Разъяснение и доказательство некоторых частностей, в тексте предполагавшихся уже доказанными», и 1056 примечаний.

В разделе «К читателю» Флоренский определяет общее направление книги: утвердить «живой религиозный опыт, как единственный законный способ познания догматов» (Соч., т. 1(1). М., 1990, с. 3). Русское слово «истина» происходит от слова «естина» («есть» означает «дышать», «жить», «быть»). В таком понимании истины коренятся истоки русского онтологизма – характерной особенности русской философии. «Живая истина» невместима в рассудок, которому доступно лишь самотождественное. Путь рассудка ведет в «скептический ад»; для искания абсолютной Истины «необходимо оказаться вyе рассудка» (там же, с. 42). Истина есть антиномия, т.е. суждение само-противоречивое. Истина есть интуиция-дискурсия (там же, с. 43). Антиномия у Флоренского пронизывает отношения Бога и мира, духа и плоти, девства и брака и т.д. Для обретения Истины необходим «свободный подвиг» веры. Флоренский понимает Истину как «самодоказательный Субъект» (там же, с. 44), а познание Истины как «реальное вхождение в недра Божественного Триединства, а не только идеальное касание к внешней форме Его», которое «возможно только через пресуществление человека через обожение его, через стяжание любви» (там же, с. 74). Любовь у Флоренского – гносеологическая категория: познание Истины мыслимо только в любви.

В понимании Флоренского София – Премудрость Божия есть прежде всего Христос (там же, с. 350). София есть «триединая идея основы-разума-святости»: «Под углом зрения Ипостаси Отчей София есть идеальная субстанция, основа твари, мощь и сила бытия ее; если мы обратимся к Ипостаси Слова, то София – разум твари, смысл, истина или правда ее; и, наконец, с точки зрения Ипостаси Духа мы имеем в Софии духовность твари, святость, чистоту и непорочность ее, т.е. красоту» (там же, с. 349). София есть и Церковь в ее небесном и земном аспектах, т.е. «совокупность всех личностей, уже начавших подвиг восстановления» (там же, с. 350). Стихия церковности – стихия братской, агапической общины. Предел дробления общины – не «человеческий атом», но «общинная молекула: «пара друзей» (там же, с. 419). Флоренский понимает дружбу онтологически – это «созерцание Себя через Друга в Боге» (там же, с. 438). Антиномия дружбы – нераздельность и неслиянность друзей: «Друг – это Я, которое не-Я» (там же, с. 439). Дружба чревата ревностью. Природа любви личностная, и ревность есть ревностное утверждение «вечного акта избрания любимого» (там же, с. 472) во всей его неповторимой «единственности». Церковь есть не только иерархия (католицизм), не только буква Св.Писания (протестантизм), но – «новая жизнь, жизнь в Духе» (там же, с. 7), недоступная рассудку, – «Столп и утверждение Истины». В ревности осуществляется стремление к «Столпу и утверждению Истины», стремление к Церкви. Теодицея Флоренского нашла себе основание в Церкви.

Игумен Андроник (Трубачев), С.M.Половинкин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 642.

Литература:

PawelFlorenskij. Der Pfeiler und die Grundfeste der Wahrheit. – Östliches Christentum. Dokumente, hrsg. von N.Bubnof und H.Ehrenberg. Münch., 1924, S. 28–193;

Pavel Florenskij. La colonna e il fon-damento, a cura di Ε. Zolla. Mil., 1974;

Pere Paul Florensky. La colonne et le fondement de la verite, trad. du russe par Constantin Andronikof. Lausanne, 1975;

Pavel Florensky. The Pillar and Ground of the Truth, transl., and annot. by Boris Jakim. Princeton (N. J.), 1997.