«СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА» (Das Wesen des Christentums) – главное сочинение Л.Фейербаха, в котором он попытался объяснить смысл христианства с позиций антропологического материализма. Опубликовано в Лейпциге в 1841. Состоит из Введения и двух частей.
В 1-й части – «Истинная, т.е. антропологическая сущность религии» – Фейербах раскрывает антропологическое содержание религии. «В религии человек раздваивается в самом себе: он противопоставляет себе Бога как нечто противоположное... Бог – бесконечное, человек – конечное существо; Бог совершенен, человек несовершенен; Бог вечен, человек смертен; Бог всемогущ, человек бессилен; Бог свят, человек греховен... Тот разлад, на котором основана религия, есть разлад человека с его собственной сущностью» (Избр. Философ. произв., т. II. М., 1955, с. 64). От разлада человек спасается только тем, что он «сознает, что сердце, любовь есть высшая, абсолютная сила и истина, и видит в Боге не только закон, моральную сущность и сущность разума, но гл. о. любящее, сердечное существо» (там же, с. 79). В любви выражена самая суть божества, любовь составляет и сокровенный смысл антропологической философии. Исходя из любви, Фейербах объясняет религиозные догматы, в т.ч. догмат троичности: Бог-Отец (Я) любит Бога-Сына (Ты), а третье лицо – Св. Дух – является воплощением их взаимной любви. На этой же основе объясняются другие догматы, в которых Фейербах видит выражение сердечных желаний человека. Поэтому не Бог создает человека, а человек создает Бога по своему образу и подобию.
Во 2-й части – «Ложная, т.е. богословская сущность религии» – Фейербах видит главное противоречие религии в том, что она «есть отношение человека к своей собственной сущности – в этом заключается ее истинность и нравственная спасительная сила, – но не как к своей сущности, а как к другому, отличному от него и даже противоположному ему существу; в этом заключается ее ложь, ее ограниченность, ее противоречие разуму и нравственности, в этом – пагубный источник религиозного фанатизма»; это особенно сказывается тогда, когда религия «приобретает бóльшую рассудочность, когда внутри религии пробуждается рефлексия о религии... одним словом, когда религия превращается в богословие» (там же, с. 233). Главы этой части посвящены раскрытию противоречий в бытии Бога, в откровении Божием, в умозрительном учении о Боге, в Троице, таинствах и т.д. Книга оказала огромное воздействие на современников. По словам Ф.Энгельса, многие из них «сразу стали фейербахианцами» (Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М., 1953, с. 14).
Русские переводы: П.Н.Рыбникова (под псевдонимом Фладельфа Феомахова, Лондон, 1861), В.Д.Ульриха (СПб., 1906), Ю.М.Антоновского (1926).
Т.Б. Длугач
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 682-683.
Литература:
Чупров А.С. Родовая сущность в философии Шопенгауэра и Фейербаха. Екатеринбург, 1996;
Jäschke W. Feuerbach und die aktuelle religionsphilosophische Diskussion. – Ludwig Feuerbach und die Philosophie der Zukunft. В., 1990, S. 113–135. См. также лит. к ст. Фейербах.