«ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И АНАРХИЯ: Борьба двух партий в Интернациональном обществе рабочих» - сочинение М. А. Бакунина, впервые опубликовано в Цюрихе в 1873 г. Работа содержит ряд программных и теоретических положений анархизма. Изложение своих взглядов на историю, на политику и рабочее движение в Европе и крестьянский вопрос в России Бакунин подчиняет одной главной цели: обосновать неизбежность гибели государства и построения анархического общества. Он констатирует, что в XIX в. в Европе появляется государство, важнейшей чертой которого является опора на армию, полицию и бюрократию. Его характеризует прежде всего военизированная машина, нацеленная на экспансионистскую политику в международных делах и подавление сопротивления масс внутри страны. Логика новой эпохи заставляет любое государство наращивать военную мощь, проводить агрессивную внешнюю политику и, в конечном счете, стремиться к мировому господству, иначе оно само станет жертвой завоевания. За фасадом демократических процедур совр. государства, подчеркивает Бакунин, кроется господство капитала. Буржуазное государство подобно монархии, грабит народ в пользу господствующих классов. Политическая свобода без социального и экономического равенства есть ложь. Буржуазное государство (как всякое др. государство), делает он вывод, есть господство, диктатура, а значит - рабство. Бакунин в один ряд ставит буржуазное государство и западноевропейскую социал-демократию (прежде всего немецкую), подвергая критике ее революционное и реформистское направления. Признавая большие заслуги Маркса перед социалистическим движением, русский анархист считает его идею диктатуры пролетариата вредной, ростком будущего деспотизма. Любая диктатура имеет целью увековечить себя, свобода может быть создана только свободою, т. е. всенародным бунтом и вольною организациею рабочих снизу до верху, й революционная диктатура, и буржуазная государственность одинаково основываются на фикции народного представительства. Реформистское направление во главе с Лассалем, отстаивая идею народного, надклассового государства, фактически ведет дело к соглашательству с буржуазией. В целом, заключает он, нем. социал-демократия по целям и средствам - типично буржуазная партия, главная задача которой - воссоединение германской нации и создание пангерманского государства. Антитезу «государственность и анархия» Бакунин сводит к историческому противостоянию германских и славянских народов. Если германские народы — олицетворение государственности, дисциплины и порядка, то славяне - свободолюбивы и анархичны. Германские племена, по природе своей воинственные, всегда стремились к завоеванию новых земель и созданию мощного государства. Итог их многовекового развития - появление единого германского государства, самого сильного в военном и экономическом отношении, главного представителя деспотизма и реакции в Европе. Славяне, напротив, - племя не политическое, не создавшее ни одного государства. Мирным и земледельческим славянским народам не было нужды образовывать государство. Совр. славянские государства - результат германского влияния. История славян есть история их истребления и покорения татарами, гурками, мадьярами, а главным образом немцами. Со 2-й половине X века начинается борьба славян против немецкого господства, ее кульминация достигается в XIX веке - времени общего пробуждения славян. В их освободительной борьбе Бакунин усматривает всемирно-историческую миссию славян, суть которой сводится к двуединой задаче: ликвидировать государство как средство эксплуатации трудящихся масс и образовать анархическую федерацию латинских, германских и славянских народов. Славяне должны начать социальную революцию, свергнуть власть буржуазии, а вместе с ней - господство современного государства. Анархический порыв славян способен сломать межнациональные перегородки и призвать немцев к свободе и общечеловеческому братству. В этой связи Бакунин отвергает всякие попытки создания панславянского государства под эгидой русского царя. Данная идея, подчеркивает он, - результат онемечивания славян, ее реализация приведет к новому порабощению. К тому же никогда панславянское государство не сравняется по своей организованности, силе и мощи с пангерманской империей, так как в немецкой крови, инстинкте и традиции есть страсть государственного порядка и государственной дисциплины, чего нет в славянах. В авангарде революционного движения, по Бакунину, находится русский народ, являющийся естественным врагом государства. Бунты Разина и Пугачева, другие восстания это доказали. Развивая идеи славянофилов, он утверждает, что между российским государством и народом нет органической связи. Российская империя создавалась с участием татарского кнута, византийского благословения и немецкого чиновно-военного и полицейского просвещения. Ее военная природа проявляет себя в экспансионистской внешней политике и нещадной эксплуатации народных масс («казенное повсеместное воровство, казнокрадство и народообирание есть самое верное выражение русской государственной цивилизации »). Русский народ готов в любую минуту по призыву начать громить и резать помещиков, чиновников и купцов, так как в России есть два элемента, необходимые для совершения социальной революции: чрезмерные нищета и страдания и социалистический идеал (общинное самоуправление и враждебное отношение общины к государству, убежденность в том, что земля принадлежит народу, а право ее использования — общине). Вместе с тем русский народ страдает патриархальностью, поглощением лица общиной и верой в царя. Общины в силу своей автономности не имеют связи между собой, что способствует упрочению деспотизма. Одна из задач революционеров — установление данной связи, в этом смысле бунт надо готовить. Ничего не стоит поднять на бунт любую деревню, проблема в том, что надо поднять все деревни одновременно. Пропагандой, т. е. силой слова, нельзя изменить сознание рус. крестьянства, патриархальность слишком сильна. Только бунт способен преобразовать условия жизни рус. мужика. Бакунин был убежден, что Европа и Россия стоят на пороге социальной революции, в результате которой государство будет уничтожено, земля и капитал станут коллективной собственностью, а кооперация - универсальной формой труда. На развалинах государств будет основан свободный союз вольных производительных ассоциаций, общин и областных федераций. Конкретные формы анархического общества предсказать невозможно, их породит сама жизнь.
В. Н. Жуков
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 140-141.
Сочинения:
Избранные филос. соч. и письма. М., 1987; Философия. Социология, Политика. М., 1989.
Литература:
История русской философии: Учебник для вузов. М., 2001; Пустарнаков В. Ф. М. А. Бакунин // Бакунин М. А. Философия, Социология, Политика. М., 1989.; Жуков В. Н. Политико-правовая идеология народничества // История политических и правовых учений. М., 2012.