«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» - труд Чичерина, посвященный истории европейской политико-правовой мысли. Первые четыре тома выходили в 1869-1877 годы, пятый, завершающий том вышел в 1902 году. В дореволюционной России это был, по сути, первый обобщающий труд, который знакомил читателя с правовыми учениями крупнейших европейских авторов. Особенность работы - распределение материала в соответствии с многоуровневой классификацией правовых школ и концепцией самого Чичерина. Все разнообразие взглядов, утверждает он, сводится к нескольким основным группам, постоянно повторяющимся в истории, которые соответствуют основным элементам государственной жизни. Этими элементами являются: власть, закон, свобода и общая цель (идея, идеал), им соответствуют четыре школы: общежительная, нравственная, индивидуальная, идеальная. Другая классификация политических учений связана с наличием четырех человеческих союзов - семьи, гражданского общества, церкви, государства. Каждый из союзов состоит из все тех же четырех элементов (власть, закон, свободное лицо, общая цель), но в каждом из них какой-то элемент преобладает: в семье - общая цель, в гражданском обществе - свободное лицо, в церкви - закон, в государстве - власть. Перенесение в политических теориях на государство элементов, господствующих в других союзах, ведет к появлению теорий патриархальных (на государство переносится начало семьи), патримониальных, или вотчинных (на государство переносится начало свободного лица), теократических (на государство переносится церковное начало). Каждая теория содержит в себе относительную истину, развивая какой-то один из элементов государства, не учитывая другие. Отсюда - односторонность учений. Вместе с тем, взятые вместе, они заключают в себе полное и всестороннее развитие этих элементов, а соответственно - и знание о них. Заменив гегелевскую триаду своим знаменитым тетраэдром, Чичерин полагает, что во всемирной истории, в истории политических учений действует один закон: из первоначального единства вырастают противоположности, которые затем соединяются в высшее единство. Диалектика истории состоит в том, что в ней друг за другом следуют периоды рационализма (господствует умозрение), реализма (преобладает опыт) и синкретизма (или универсализма), где слагаются оба начала. Каждый из периодов представляет отдельный, полный цикл политических учений. Историю политических учений Чичерин разбивает на четыре периода: 1) Древность, 2) Средние века, 3) Новое время, 4) XIX век. Древние учения (им уделяется меньше всего места) сводятся в основном к древнегреческой философии, включающей в себя три периода: 1) космологический (господствует универсализм), 2) софистический (преобладает реализм), 3) метафизический (доминирует рационализм). Исходная точка и основное начало воззрений в первом периоде (здесь рассматриваются четыре школы: пифагорейцы, ионийцы, элеаты, атомисты) - природа, универсум в единстве материального и рационального начал, во втором (софисты, Сократ и его школа) - явление, т. е. мир, как он нам является в своей конкретности, в третьем (Платон, Аристотель, стоики и эпикурейцы, Полибий, Цицерон) - мысль. Средневековая политическая мысль, отражая борьбу государства с церковью, отличалась ярко выраженным дуализмом. В первый период ее развития главную роль играла патристика в лице Златоуста, Амвросия и Августина. Во второй период борьба светской власти с духовной достигает своего апогея, что нашло свое отражение в теории двух мечей (т. е. власти духовной и светской), в учениях Фомы Аквинского, Петра Дюбуа, Данте, Марсилия Падуанского, У. Оккама и др. Третий период посвящен учениям эпохи Возрождения и Реформации. В XVI веке, по Чичерину, начинается обратный ход человечества от раздвоения к единству. Зап. народы переходят от общественного раздвоения к государственному единству, от владычества религии и церкви к светскому развитию мысли и учреждений. В качестве представителей эпохи Возрождения рассматриваются Т. Мор и Н. Макиавелли, Реформация представлена лютеранами, кальвинистами и иезуитами, а также Т. Кампанеллой и Ж. Боденом. В отличие от Древнего мира, где политическая мысль шла от универсализма через реализм к рационализму, в Новое время она движется обратным путем: от рационализма к универсализму. В рационалистический период Чичерин укладывает все политические учения XVII, XVIII и первых двух третей XIX века, т.е. практически весь написанный им материал. Реалистические политические учения, отмечает он, существуют в настоящее время (конец XIX века), но о них он ничего не сообщает. Универсальные политические учения появятся в будущем. Рационалистические же учения Нового времени распределяются Чичериным на несколько школ. К первой школе («Общежительные учения») отнесены Г. Гроций, Т. Гоббс, Б. Спиноза и др. Во второй школе («Нравственные учения») рассматриваются С. Пуфендорф, Г. Кокцеи, Г. В. Лейбниц, X. Томазий, X. Вольф, Д. Вико. Третья школа («Индивидуализм») включает в себя учения Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Ф. Хатчесона и Р. Фергюсона, К. А. Гельвеция и П. А. Гольбаха, Т. Пейна, Ж. Ж. Руссо, Г. Б. Мабли. Четвертая школа («Утилитаризм») состоит из учений Д. Юма, Э. Берка и И. Бентама. И, наконец, пятая школа посвящена идеалистическим учениям, под которыми Чичерин понимает своего рода синтез предыдущих школ. Идеалистическая школа отражает органическое единство основных элементов государства: власти, закона, свободы и цели. Поскольку идеалистические учения отличаются богатством содержания, они разбиваются на отдельные отрасли. В Германии идеализм (преобладает философский элемент) делится на субъективный (И. Кант, В. Гумбольдт, И. Г. Фихте), натуралистический (Ф. Шеллинг, натурфилософы, К. X. Ф. Краузе, А. Шопенгауэр), нравственный (поздний И. Г. Фихте, богословская школа, Ф. Шлейермахер), индивидуалистический (историческая школа права и др.), абсолютный (Гегель и его школа), утопический (К. И. Родбертус, Ф. Лассаль, К. Маркс). Во Франции идеализм носит в основном политический характер и включает в себя клерикалов (Ж. де Местр, Л. де Бональд, П. С. Балланш, Ф.Р. Ламенне), либералов (Б. Констан, Д. де Траси, Ш. Конт, С. Сисмонди), доктринеров (Ф. Гизо, Гелло, П. Л. О. Росси). Стремясь к объективности в изложении политических учений, Чичерин тем не менее считал нужным давать свои оценки, критикуя клерикалов и социалистов и одобряя консервативных либералов.
В. Н. Жуков
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 250-251.
Сочинения:
Чичерин Б. Н. История политических учений. Т. 1-3. СПб., 2006-2010.
Литература:
Евлампиев И. И. Главный труд Б. Н. Чичерина и его современное значение; Его же. Главный труд Б. Н. Чичерина: энциклопедия правовой и политической мысли;
Евлампиев И. И. Главный труд Б. Н. Чичерина: достижения и неудачи // Чичерин Б. Н. История политических учений. Т. 1-3. СПб., 2006, 2008, 2010.