«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ» - фундаментальный труд Яковенко по истории философии в России, охватывающий фактически всех заметных ее представителей XVIII - 1-й трети XX века. Вышел в свет раньше аналогичных трудов Зеньковского и Н. О. Лосского, по охвату имен, течений, источников, обстоятельности рассмотрения сопоставим с ними. Однако в течение многих десятилетий «История русской философии» Яковенко оставалась практически неизвестной специалистам, широкому кругу читателей, так как была опубликована в канун Второй мировой войны только на чешском языке (Dejny ruske filosofie, Praha. 1938) и переиздана впервые лишь через 65 лет, на этот раз на русском языке (М.: Республика, 2003). По желанию Славянского института в Праге, выпустившего книгу, «История русской философии» представляла собой не монографию, а учебное пособие. Отсюда упор на фактическое воспроизведение, «раскавыченное» цитирование текстов того или иного мыслителя с минимумом комментариев самого Яковенко. Отсюда же стремление представить воззрения философов не только как продукт исключительно интеллектуальной деятельности, как рефлексию «чистой» мысли, но и в привязке к конкретной исторической эпохе. Книга знакомит читателей с воззрениями русских мыслителей на фоне истории страны, а не с их критическим анализом. Однако автор не всегда придерживается этой установки и предлагает собственную трактовку процесса становления русской философии. По его мнению, отечественная философская мысль очень молода, ее история не насчитывает и двух столетий, а потому недостаточно развита. Ей недостает оригинальности, т. к. находится в зависимости от философских течений других стран. Она лишена традиции в том смысле, что не восприняла никакой чужой традиции, но и собственной не создала; русское философствование чаще всего предстает не в виде доктрины, системы, а в публицистической и даже беллетристической форме. Она не создала единой идеи, которая бы одухотворяла русское сознание. Несмотря на эти «минусы», русского философствование, по мнению Яковенко, внесло весомый вклад в создание богатой и мощной русской культуры, в возникновение таких влиятельных общественно-политических движений, как народничество и анархизм, в подготовку «одной из величайших в мире революций». Достаточно сдержанно, но вместе с тем последовательно он проводит мысль о несостоятельности взгляда на русскую философию как течение мысли преимущественно религиозное. Признавая, что на протяжении всей своей истории русская мысль «с большим воодушевлением предавалась осмыслению религиозных проблем», он вместе с тем указывает, что «в ее русле с самого начала и с еще большей силой проявляло себя также и нерелигиозное течение. Оно проявляло себя отчетливо выраженным и преобладающим интересом к науке, но в еще большей степени - интересом к проблемам общественно-политической жизни; порой оно принимало даже атеистическую направленность». Полемизируя с рядом русских мыслителей, считающих это направление чуждым России, Яковенко отмечает, что идеи Белинского, Герцена, Чернышевского, Плеханова, Ленина «завоевали русское общество, русскую культуру». Ленинский большевизм, революционный диалектический материализм как идейное явление «имеет столь же русское происхождение, как и религиозно-философские концепции П. Флоренского или Н. Бердяева». Более того, полагает Яковенко, можно без особого труда показать чужеземные идейные основы мировоззрения обоих религиозных мыслителей. Таким образом, в оценке истоков и особенностей русского философствования Яковенко коренным образом расходится как с Зеньковским, так и с Лосским, которые главный фактор оригинальности русской философии видели в ее неразрывной связи с христианством. Убежденность Яковенко в том, что русская философская мысль имеет не только религиозные, но и «земные», социальные истоки, дает себя знать и в его первостепенном внимании к борьбе «западничества и восточничества». В ее свете, полагает он, можно изложить «всю историю русской мысли и русского духа от их начала и до нового времени». В то время как Зеньковский видел своеобразие русской философии в ее сосредоточенности на проблемах онтологии и человека, а Лосский - в сосредоточенности на вопросах теории познания, Яковенко полагал, что через всю историю русской мысли красной нитью проходит борьба между идеализмом и материализмом «в самом широком и самом антагонистическом смысле». Исходя из названных и некоторых других черт русской философской мысли, он предлагает классификацию ее основных течений. В качестве таковых он выделяет спиритуализм, материализм, идеализм, реализм, критицизм, позитивизм, интуитивизм. В свою очередь, каждое из них состоит из различных направлений. В результате его классификация насчитывает в общей сложности более 300 направлений (концепций, систем взглядов, подчас представленных одним мыслителем), которые образуют пеструю мозаику русской философской мысли на протяжении примерно 200 лет. Практически все они детально или достаточно подробно охарактеризованы в труде Яковенко.
М. Ф. Солодухина
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 254-255.
Сочинения:
Яковенко Б. В. История русской философии / Пер. с чешек. М. Ф. Солодухиной. М., 2003.
Литература:
Солодухин Ю. Н. О труде Б. В. Яковенко «История русской философии» // Яковенко Б. В. История русской философии / Пер. с чешек, под общ. ред. Ю. Н. Солодухина. М., 2003.