«ИСХОД К ВОСТОКУ. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев» - сборник статей Н. С. Трубецкого, Савицкого, Флоровского, Сувчинского, вышедший в Софии в 1921 г. Вместе с изданным годом ранее соч. Трубецкого «Европа и человечество» стал первым изложением концепции евразийства. Книга сыграла большую роль не только в разработке идейной программы, но и в организационном оформлении евразийского движения. Центральная ее тема - всемирно-историческое призвание России в связи с гибелью европейской культуры, явившейся результатом 1-й мировой войны (Савицкий П. Евразийство // Евразийский Временник. Кн. 4. Берлин, 1925. С. 6). В ней излагается евразийский вариант русской идеи, делается попытка обосновать миссию России-Евразии как объединительницы «целого круга народов», обладающих «сродством душ», «общностью экономического интереса» и «хозяйственной взаимообращенностью». Выявляя специфику своей позиции в решении «русской проблемы», евразийцы подчеркивают свои расхождения со славянофильством. Они не разделяют не только взгляды славянофилов на общину как на форму хозяйственной жизни, которой принадлежит будущее, но и их «славянский национализм». «... Нашими братьями (если не по языку и по вере, то по крови, характеру и культуре) являются не только славяне, но и туранцы...» - писал Трубецкой, относя к туранцам «некоторых угро-финских инородцев» вместе с тюрками волжского бассейна (с. 103). В своих статьях «Об истинном и ложном национализме» и «Верхи и низы русской культуры (этническая основа русской культуры)» он выступил против европоцентристского подхода в культурологии, выдвинув тезис о полицентризме культур и связанной с этим их самобытности. В этом плане русская культура представляет собой совершенно особую величину, которую нельзя включить без остатка в ту или иную более широкую группу культур или культурную зону. Трубецкой выделял в национальной культуре «две обязательные части»: «низы», т. е. культурные ценности, которыми удовлетворяют свои потребности наиболее широкие слои национального целого, и «верхи» - более развитые ценности. При этом он подчеркивает необходимость обмена и взаимодействия между частями, считая, что «русская культура в смысле завершения культурного здания должна вырастать органически из основания русской стихии». В статье Савицкого («Поворот к Востоку», «Миграция культуры», «Континент-Океан. Россия и мировой рынок») обосновывается экономико-географическое учение евразийства. «Не в копировании «океанической» политики других, во многом к России неприложимой, но в осознании «континентальности» и в приспособлении к ней экономическое будущее России» (с. 125). Таков один из основных выводов автора. Статья Сувчинского «Сила слабых» и «Эпоха веры» содержат специфически евразийскую постановку проблемы интеллигенции. Разрыв интеллигентских кругов с «народной стихией», по Сувчинскому, - бедствие для страны и ее культуры. Как императив эпохи им сознается необходимость самооценки русской интеллигенцией своих национальных истоков, объединения «успокоенного народа и прозревшей интеллигенции» «под одним великим куполом Православной Церкви...». К нравственным проблемам обращается в книге Флоровский. В статье «Хитрость разума» он критикует западный рационализм, превращающий личность в «вещь» или «событие», а в статье «Разрывы и связи» ставит вопрос о глубоких и катастрофических для России нравственных последствиях, которые принесли войны и революции. Дальнейшее развитие идеи первого коллективного труда евразийских авторов получили в их 2-й книге «На путях. Утверждение евразийцев» (М.; Берлин, 1922), а также в трех «Евразийских временниках» (Берлин, 1923, 1925; Париж, 1927), где развернуто представлены философско-исторические, политические, социально-экономические и религиозно-культурные аспекты евразийства.
З. О. Губбыева, В. Я. Пащенко
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 255.