Вы здесь

Чернов В.М. Конструктивный социализм (Статья В. Н. Жукова о работе Чернова)

«КОНСТРУКТИВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ» - теоретическая работа Чернова, в которой наиболее полно представлены его взгляды как социалиста-революционера. 1 -я часть «Конструктивного социализма» вышла в свет в Праге в 1925 году, 2-я часть, неопубликованная, долгие годы, со времени Второй мировой войны, считалась утраченной. В 1975 году Международный институт социальной истории в Амстердаме приобрел эту рукопись в составе части архива Чернова, находившегося в «Тайном государственном архиве Прусского культурного наследства» в Берлине. Полное издание книги осуществлено в 1997 году. Автор выделяет 3 этапа в развитии теории социализма: утопический, научный, конструктивный. С его точки зрения утопический (домарксистский) социализм дал понимание сути социалистического устройства, показал детальную, притягательную для большинства людей картину будущего общества «всеобщей гармонии». Марксизм внес огромный вклад в «сокровищницу научной мысли» и сделал социализм научной теорией. Вместе с тем марксизм, по Чернову, имеет серьезные недостатки: носит кабинетно-доктринерский характер, отдает фатализмом (принижение творческой роли трудящихся масс) и философско-историческим цинизмом (признание неизбежности «ужасов» капитализма), его ценность ограничивается исключительно странами Западной Европы XVII-XIX веков. Новый этап в развитии социалистической теории Чернов связывает с созданием своей доктрины конструктивного социализма, восходящей к идеям русского социализма (Герцен, Лавров, Михайловский). Важнейшим качеством, отличающим конструктивный социализм от марксизма, является универсализм, т. е. способность быть политической программой не только для индустриально развитых, но и для аграрных стран. Чернов не рассматривает капитализм как более высокую, чем феодализм, стадию развития общества. При его относительной прогрессивности капитализм расшатал общественные устои, создал индивидуалистическую, озлобленно-анархическую стихию, деморализовал и развратил пролетариат, заинтересованный вместе с национальной буржуазией в получении сверхприбылей за счет ограбления колоний. Капитализм не столько создает элементы будущего социалистического общества, сколько разрушает уже существующие (прежде всего крестьянскую общину). В отличие от Маркса, согласно которому главной предпосылкой построения социализма являются высокий уровень развития производительных сил и высокая степень концентрации производства и капитала, Чернов считает важнейшим условием социалистических преобразований человеческий фактор, интеллектуальные и духовные качества людей. Основных для конструктивного социализма - сознательность и самодисциплина масс, способность к хозяйственному самоуправлению самих рабочих (под рабочими он понимал всех, живущих своим трудом). Поскольку в основе такого социализма лежит идеальное, духовное начало, «постоянно развивающаяся человеческая личность», существенная роль в социалистических преобразованиях отводится интеллигенции как носителю ценностей свободы и коллективизма. Организационными центрами конструктивного социализма должны стать государство, а также возникающие снизу вверх благодаря творчеству масс синдикаты (объединения рабочих разных уровней по управлению отдельными предприятиями и целыми отраслями) и кооперативы (органы самоуправления, призванные на своей территории объединять ресурсы предприятий с целью удовлетворения интересов и потребностей местного населения). Поскольку успех социалистического строительства в конечном счете обеспечивают кооперативное и синдикалистское движения, государство должно ото-двигаться на второй план. Лишившись своего абсолютного верховенства, государство сначала станет ближе к обществу, приобретет человечность, а затем, окончательно передав свои функции синдикатам и кооперативам, прекратит свое существование. Движение к конструктивному социализму возможно только на основе демократии, понимаемой Черновым в буржуазном духе (институты выборности, правовая защищенность личности, уважение прав меньшинств). Демократия, с его точки зрения, вырастает из свободной организации труда, а социализм, в свою очередь, есть торжество «хозяйственной демократии», наиболее совершенной формы взаимоотношения личности и общества. Конструктивному социализму противостоит, по Чернову, «императивный» (т. е. насильственный) социализм большевиков, якобы представляющий собой «фальсификацию» великой идеи, «азиатско-деспотический государственный» строй.

В. Н. Жуков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 292.

Сочинения:

Конструктивный социализм. М., 1997.

Литература:

История политических и правовых учений. М., 2004. С. 744-754.