«НА ПУТИ К СВЕРХОБЩЕСТВУ» (2000 г.) - труд Зиновьева, в котором систематизирован категориальный аппарат, дано развернутое изложение разработанных им в ходе предыдущих исследований методологии социального познания, теории общества, теории реального коммунизма, теории зяиодшзма, сформулировано видение исторического процесса. Согласно Зиновьеву, объектом социального познания являются люди и их объединения. Постепенно в ходе исторической эволюции объединения людей становятся общностями, которым присущи следующие черты: входящие в них люди действуют в соответствии с целым, внутри объединения возникает разделение функций между его членами, объединения локализуются на определенной территории. Такие объединения Зиновьев называет человейниками. Связи, отношения между членами человейника, их поведение определяются социальными законами, которые имеют объективную природу. Механизм их действия такой же, как и механизм действия любого естественного закона. Зиновьев выделяет в человейнике три аспекта: деловой, коммунальный и ментальный. Первый аспект охватывает связи, отношения, действия, направленные на создание материальных благ, второй - взаимоотношения между людьми как членами социальной общности, третий — сознание, интеллектуальную, духовную жизнь членов человейника. Человейник не есть нечто застывшее, он эволюционирует. Зиновьев выделяет три стадии этого процесса: предобщество, общество, сверхобщество. Для их характеристики он использует понятия формационного подхода к истории. Предобщество соответствует первобытнообщинному строю, общество вмещает в себя стадии рабовладельческой, феодальной, капиталистической формаций. Сверхобщество, согласно Зиновьеву, есть человейник, «который содержит в себе общество в снятом виде, является человейником более высокого уровня организации, чем общество» (с. 282). Между эпохой обществ и эпохой сверхобществ нет абсолютной границы, они как бы накладываются друг на друга. Становление сверхобществ, считает Зиновьев, составляет суть, наполнение исторической эпохи, начавшейся в XX веке. Этот процесс развивался по двум основным направлениям, линиям: одна представлена человейниками коммунистического типа, базирующимися на доминировании коммунальных аспектов, вторая - человейниками западнистского типа, базирующимися на преимущественном развитии деловых аспектов человейника. Первая получила наиболее полное воплощение в обществе, созданном в Советском Союзе (см. «Коммунизм как реальность»). Вторая линия материализовалась в США, в странах Западной Европы. Общества западнистского типа завоевали лидирующее положение благодаря усилиям западноевропейских народов. Они сформировались в составе единой западноевропейской цивилизации. «У них выработались сходные черты, позволяющие говорить о народах и людях западнистского типа. Назовем их занадоидами» (с. 307). Борьба коммунизма и западнизма составила основное содержание жизни человечества в XX веке. Она закончилась поражением коммунизма. Однако является ли оно окончательным, полностью ли исключена возможность восстановления в ходе истории коммунистической альтернативы в том или ином виде - эти вопросы, полагает Зиновьев, пока остаются открытыми. Западнистское сверхобщество, показывает он, обременено серьезными проблемами, сталкивается с большими трудностями и в экономике, и в социальной сфере, и в политике. Они будут периодически обостряться, г. к. западнистское общество не содержит механизмов их полного устранения. Глобальный кризис, поразивший мир в 2008 году, последствия которого дают себя знать и поныне, подтверждает вывод ученого. С вступлением в фазу сверхобщества развитие истории из естественно-исторического процесса становится планово-управляемым, проектируемым. Сегодня реализуется проект западнизации человечества. Сущность проекта состоит в навязывании не западным народам и странам социального строя, экономики, политической системы, идеологии, культуры и образа жизни, подобные тем, что в западных странах. Но не с целью поднять эти страны до уровня западных. Цель совсем иная: присоединить их к западному миру в роли зоны колонизации. Стремление западных стран к овладению окружающим миром обусловлено объективными законами. Овладение др. странами и народами «есть принудительное средство сохранить достигнутое положение и выжить в угрожающе сложных исторических условиях» (с. 629). Изменить направление эволюционного процесса внутри самого западного мира невозможно в силу его внутренней социальной организации. Поражение коммунистического мира в «холодной войне» надолго отодвинуло возможность социальной революции.
Ю. Н. Солодухин
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 397.
Литература:
Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу, М, 2000.