Вы здесь

Денисов А. и С., Петров Т. Поморские ответы (Статья М. О. Шахова о книге старообрядческой беспоповской церкви)

«ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ» - одна из наиболее важных богословских книг старообрядческой беспоповской церкви, содержащая ее апологию, догматическое и каноническое обоснование ее учения. Авторами книги являются А. и С. Денисовы и Т. Петров (написана в 1723 г.). «Поморские ответы» являются наиболее удачным, стройным и полным изложением основные воззрений старообрядчества и его богословских расхождений с новообрядной церковью. Непосредственной причиной написания «Поморских ответов» были 106 вопросов, поставленных миссионером иеромонахом Неофитом перед староверами Выгорецких скитов. Основное внимание Неофит уделил вопросам конкретного характера, стремясь обосновать «древность» и «истинность» вновь вводимых установлений и дискредитировать древнерусскую традицию. В ряде случаев он пытался спровоцировать староверов на высказывания, которые могли бы быть истолкованы как хула на царя и власти: православен ли царь, если он придерживается нового обряда, и т. п. Вручив обитателям скитов свои вопросы, Неофит потребовал дать на них письменные ответы, назначив весьма жесткий срок. Несмотря на это, авторы «Поморских ответов» не ограничиваются короткими ответами - мн. из «ответов» представляют собой целые трактаты, разделенные на главы или разделы. Основным объектом критики становится главный тезис реформаторов, утверждавших, что они возвращают церковь к тому состоянию, в к-ром она пребывала в древности, устраняя возникшие от русского невежества и злого умысла еретиков искажения. Первый ряд доказательств в «Поморских ответах» - аргументы церковно-археологические: приводится длинный перечень материальных свидетельств, выстроенных в непрерывную цепь от крещения Руси до никоновской реформы и показывающих, что мнимоеретические «нововводства» содержались на Руси с момента принятия христианства. Еще один хронологический перечень содержит сведения обо всех ересях со времени крещения Руси, которые имелись в хронографах и летописях. Среди них нигде нет упоминания о вымышленных еретиках, на которых ссылаются реформаторы. Наконец, принципиально новым для богословской и светской науки того времени методом доказательства стала палеографическая критика подложных документов, обнародованных реформаторами: «Деяния на еретика Мартина мниха» и «Феогностова требника». Первый из них выдавался за подлинный памятник XII века - деяние собора, якобы состоявшегося в 1157 или 1160 году и осудившего еретика монаха Мартина, а второй за собственноручно написанный в XIV веке митрополитом Феогностом и также содержавший подтверждения позиции реформаторов. Документы были сфабрикованы достаточно неумело, не учитывали изменения в манере письма и языке, происшедшие за несколько веков. В «Поморских ответах» фальшивки подвергаются комплексному историческому и археографическому анализу, сопоставляются разные их списки. В результате обнаруживаются хронологические неувязки, ряд филологических, грамматических особенностей, появившихся в значительно более позднее время, несомненные признаки подделки. Автором этого анализа был А. Денисов, которого заслуженно признают первым русским палеографом. «Поморские ответы» воздерживаются от осуждения щи вообще какого-то обсуждения новообрядной церкви. Отчасти это связано с особенностью цели создания книги - ответа представителю официальной власти. «Поморские ответы» не столько обличают новшества, сколько защищают древность и истинность рус. церковной традиции и право следовать ей, не присоединяясь к новообрядной церкви. Среди важнейших мировоззренческих, богословско-философских идей в «Поморских ответах» излагается учение об истинно православной вере как главном признаке церкви, имеющем большее значение, чем внешняя формальность; о «восполнении» верой отсутствующей материальной стороны церковных таинств в вынужденных обстоятельствах, о допустимости многообразия форм выражения церковной истины и богослужебного устава. «Поморские ответы» разделяют принятые, проверенные и одобренные церковной традицией истины и установления, не подлежащие научно-критической проверке, и новшества, для которых подобная проверка необходима. Безрелигиозной, светской мудрости противопоставляется действие Божьей благодати, могущей удержать и неученых, но праведных людей от впадения в еретические ошибки. Бессилие же внецерковной мудрости обнаруживается в том, что множество мудрецов и философов в своих учениях противоречат друг другу и не могут прийти к общим согласным воззрениям, к принимаемой всеми истине. «Поморские ответы» были поданы иеромонаху Неофиту за подписями выборных представителей Выгорецких скитов, среди которых не упоминались подлинные авторы. Неофит не смог противопоставить «Поморским ответам» достойных возражений, и его миссия потерпела неудачу. Краткая история об этой полемике излагается в послесловии к книге. «Поморские ответы» распространялись староверами в виде рукописных книг, а в начале XX века было выпущено несколько печатных изданий. См. также Старообрядчество.

М. О. Шахов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 490.

Сочинения:

Поморские ответы. М., 1911.

Литература:

Johannes Chrysostomos. Die Pomorskie Otvety als Denkmal der Anschauung der mssichen Altglaubigen der 1 Viertel des XVIII Jahrhundert (Orientalia Christiana, 148). Roma, 1959: Юхименко E. M. Выговская старообрядческая пустынь: В 2 т. М., 2002; Она же. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства: В 2 т. М., 2008.

Автор: