Вы здесь

Луначарский А.В. Религия и социализм (Статья Н. М. Севериковой о труде Луначарского)

«РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛИЗМ» (1908; 1911) - двухтомный труд Луначарского, в котором автор развивает идеи о связи научного социализма с заветными чаяниями человечества, выраженными в религиозных мифах и догмах и сменивших их метафизических системах, о центральном месте груда в новом миросозерцании, об общественном идеале и др. Первый очерк этих идей Луначарский изложил в реферате «Идеализм и марксизм» (1898), прочитанном в Киеве. В работе «Религия и социализм» он анализирует «продукты различных эпох», прежде всего христианство и марксизм как «две величайшие идеологии», сравнивая их не только по тенденции, но и по социальной сущности. Религию называет «центром» культур разных цивилизаций, начиная с античности, когда человек стал создавать своих богов по образу и подобию своему, доведя этот образ «до границ совершенства». Христианство - одна из разновидностей религий человечества - стало идеологией угнетенных народов мира, выражающей жажду утешения (результат «горького неустройства социальной жизни на земле») и выдвинувшей «сверхземной» принцип справедливости. Это означало «равенство людей в бедности», рабский дух, желание покоя ради животного благополучия, признание зависимости человека от Бога, от природы. В книге религия определяется как «такое мышление о мире и такое мирочувствование, которое психологически разрешает конфликт между законами жизни и законами природы». Из религиозного представления о мире вытекает определенная связь с ним - через поступки и надежды человека. Луначарский отмечает у религии наличие двух корней. Один - это примитивное представление о мире, идущее от самых первобытных времен, другой — чувство человека, ждущего помощи от религии в решении вопроса о своей судьбе. Символом верховной справедливости становится Бог. В религиозных системах весь мир явлений почитает злом то, что причиняет страдания людям и разрушает жизнь; наоборот, все, что соответствует развитию жизни, признается за благо. Жизнь во всей полноте - мысль, чувство, воля - это благо, но страсти, вредящие индивидуальной и социальной жизни, - это уже зло. Для надежд остается или будущее, связанное с реальным миром, или потустороннее, духовное. Призыв религии к борьбе со злом и победа над ним «возрастет на почве культуры и труда». Поскольку человеческий мир - «трудовой продукт», результат «социально-трудового соприкосновения человека и стихий», то и современное состояние науки, считает автор, становится одной из ступеней в трудовом развитии человека и в создании возможностей для строительства теорий будущего мира и его познания. Служа науке и оттираясь на познание, активный индивид может покорить любые стихии, даже пространство и время, и создать новое общество. Такова величественная задача нового человека, которую Луначарский называет религиозной. Прежние философские религии стремились истолковать мир — новые ставят своей целью переделать его. «Кто понял, как гармонически соединяются в научном социализме эти два положения, - пишет он, - тот проник в сущность Марксовой философии истории, Марксовой религии по моей терминологии. Противоположности - индивид и общество, прогресс и справедливость, свобода и детерминизм - были примирены могучей мыслью Маркса». Рост экономических сил человечества Маркс признал «за самое главное»: именно этот путь и должен привести к торжеству справедливости. Революция в экономической сфере выступает как одна из форм социально-экономического прогресса, реализации потенциального могущества человека в господстве над природой. Рост веры в прогресс и чувство его ценности - важная черта новой религиозной философии, тесно связанной с экономикой. В ряду многочисленных философско-религиозных течений и их разновидностей Луначарский особо выделяет философию марксизма, назвав ее «новой, последней, глубоко критической, очистительной и вместе синтетической религиозной системой». Его привлекает в ней стремление к гармоническому развитию человека и к совершенствованию среды его обитания: создаются условия для реализации социального и эстетического идеала maximum'a жизни, который одновременно является и идеалом, и критерием деятельности. Сущностью последней является трудовая мощь «пролетарско-социалистического мира». Отсюда и поэтизация человеческого Труда, провозглашение человека-созидателя богом. «Единая человеческая религия» находит теперь свое выражение не в идеалистической философии, а в научном социализме, открывающем новую эру - «победу разума над боготворимыми прежде стихиями», победу нового человека, труд которого «по пересозданию мира на началах разума» превращается в коллективное творчество. Организация коллективного сознания, коллективной воли находит воплощение в настоящем субъекте общественного бытия - коллективе; в чувстве коллективизма, которое Луначарский кладет в основание нравственности, выражается его понимание гуманизма. Он уверен: полное изменение социального положения человека сделает религию никому не нужной, однако «история совершается и долго еще будет совершаться среди крови и слез». Развивая свои богостроительные идеи, Луначарский руководствовался «наилучшими побуждениями», предполагая, что эмоционально вооружает пролетариат для революционной борьбы. Его намерение соединить научный социализм с религией и утверждение, что «марксизм, как философия, является новой... религиозной системой», Плеханов («О так называемых религиозных исканиях в России», 1909) и Ленин («Материализм и эмпириокритицизм», 1909) подвергли бескомпромиссной критике. В 1931 году возвращаясь к годам «тогдашних заблуждений», в статье «К вопросу о философской дискуссии 1908— 1910 гг.», Луначарский искренне писал: «Самым ложным шагом, который я тогда сделал, было создание своеобразной философской теории, так называемого богостроительства». «Бога нужно не искать, толковал я, его нужно дать миру... путь борьбы за социализм, т. е. триумф человека в природе, это и есть богостроительство». Признавая справедливой критику Лениным его религиозно-философских взглядов, он отметил: «Я смею думать, что когда Центральный Комитет, руководимый Лениным, после Октябрьской революции, в подготовке которой я принимал посильное участие, призвал меня в Совнарком и поручил мне такой ответственный в культурном отношении наркомат, как наркомат просвещения, то сделано это было постольку, поскольку признали, что от прежних моих заблуждений во всем существенном и главном я сумел уже освободиться».

Н. М. Северикова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 522-523.

Сочинения:

Религия и социализм: В 2 т. Спб.: 1908, 1911.

Литература:

Литературное наследство. М., 1970. Т. 82.