Вы здесь

Данилевский Н.Я. Россия и Европа (Статья С. Н. Пушкина о труде Данилевского)

«РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» - историософский труд Данилевского. Впервые опубликован в журн. «Заря» (1869), а в 1871 г. - отдельной книгой. Если 1-е его изд. (1871) реализовывалось в течение около 15 лет, то 2-е (1888) - менее чем за год. Последующие издания: 1889,1895 гг. После этого почти вековой перерыв. «Россия и Европа» была опубликована в 1991 (с сокращениями) и в 1995 гг.; в последние годы также выдержала несколько изданий. Кн. Данилевского обрела известность не только в России, но и в Европе (фр. изд. - 1890 г., нем. - 1920 г., англ. — 1966 г.). Названная Страховым «катехизисом или кодексом славянофильства», в концентрированном виде выразившем всю силу «славянофильской идеи», «Россия и Европа», по его словам, «книга совершенно самобытная, отнюдь не порожденная ранним славянофильством в тесном, литературно-историческом смысле этого слова». Это оригинальное произведение, ставящее новые цели и достигающее новых результатов, в к-ром «славянофильские положения содержатся как частный случай». Данилевский не был простым популяризатором учения славянофилов. Значение его книги состоит прежде всего в том, что в ней основные положения философии славянофильства преобразованы в теорию культурно-исторических типов. Предпосылки этой теории обозначились еще у А. С. Хомякова. Именно культурно-исторические типы, а не все человечество - действительный объект истории. Жизненные циклы, которые они проходят в своем развитии, во многом аналогичные основным периодам жизни любого организма живой природы, в «России и Европе» были положены автором в основу мирового исторического процесса. Это первое в русской философии осмысление исторического процесса с точки зрения цивилизационного подхода, отрицающего единую линию развития человечества. Формулируя идею приоритета национального над общечеловеческим, Данилевский отнюдь не является апологетом национализма. По его мнению, господство какого-либо одного культурно-исторического типа неизбежно ведет к утрате разнообразия. Именно в этом контексте следует понимать его важный тезис о ложном превосходстве германо-романского типа и о том, что Европа враждебна России. В «России и Европе» обосновывается идея государственного объединения всех славян путем образования всеславянской федерации от Адриатического моря до Тихого океана и развития на этой основе всеславянской цивилизации, в которой России должна принадлежать ведущая роль. В этом, по Данилевскому, заключается единственно верное решение Восточного вопроса, который у него не сводится к борьбе Европы с Азией, как, например, полагал С. М. Соловьев. Непреходящий научный интерес представляет в книге постановка и решение проблемы взаимовлияния различных цивилизаций. Цикличность и линейность их развития в книге «Россия и Европа» часто выступают как антиномии, обогащающие теорию культурно-исторических типов. Считая православие единственно истинной религией, мыслитель между тем ставит под сомнение возможность замены всеславянской цивилизацией, основывающейся на православии, какой-либо иной цивилизации. Автор «России и Европе» выдвинул идеи, ценность которых сохраняется в настоящее время. Он предостерегал от надвигающейся угрозы денационализации культуры, навязывания Западом всему миру одного-единственного пути цивилизационного развития, собственных духовных ценностей, выдаваемых за общечеловеческие. Книга Данилевского призывает к тому, чтобы Россия откаталась от подражательства и сохранила свою самостоятельность и самобытность. Лишая Запад статуса единственного носителя общечеловеческих ценностей, «Россия и Европа» была направлена против разного рода европоцентристских теорий не только в Европе, но и в России. Это, конечно, породило дискуссию вокруг книги Данилевского, в которой приняли участие многие отечественные мыслители. Страхов, К. И. Леонтьев. Розанов, К. Н. Бестужев-Рюмин и другие в целом позитивно встретили «Россию и Европу». В. С. Соловьев. Михайловский, Кареев, напротив, отнеслись к ней весьма критично. Особенно острой была многолетняя дискуссия на страницах периодических изданий между Страховым и Соловьевым.

С. Н. Пушкин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 529.

Сочинения:

Данилевский И. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М., 2003.

Литература:

Бажов С. И. Философия истории Н. Я. Данилевского. М., 1997; Балуев Б. П. Споры о судьбах России: Н. Я. Данилевский и его книг а «Россия и Европа». Тверь, 2001; Пушкин С. Н. Историософия русского консерватизма XIX века. Н. Новгород. 1998; Султанов К. В. Социальная философия Н. Я. Данилевского: конфликт интерпретаций. Спб., 2001.