Вы здесь

Чичерин Б.Н. Философия права (Статья В. Н. Жукова о работе Чичерина)

«ФИЛОСОФИЯ ПРАВА» - одна из основных работ Чичерина, первые публикации глав которой появились в нескольких номерах журн. «Вопросы философии и психологии» (1898. Кн. 44; 1899. Кн. 45-48; 1900. Кн. 51). Отдельной книгой вышла в 1900 году. «Философия права» стала заметным этапом в развитии философско-правовой мысли в России, показав образец высокого уровня теоретичности и системности в рассмотрении материала. Чичерин писал эту работу в конце жизни, подводя тем самым итог своим размышлениям о проблемах нрава, политики, власти, государства. Одной из причин, заставивших философа взяться за написание «Философии права», было стремление дать критический анализ материалистических, позитивистских, социалистических и анархистских учений, ставшим к концу XIX века в России популярными и влиятельными (книга изобилует полемикой). По структуре «Философия права» довольно близко стоит к «Философии права» Гегеля, иногда дословно повторяя названия глав. Предмет философии права у Чичерина так же широк, как и у Гегеля, и включает практически всю социально-философскую проблематику. Сам Чичерин подчеркивает, что своим сочинением он хотел «восстановить забытую науку» немецкого мыслителя. Об-во, государство и право, по его мнению, можно понять только с помощью гносеологии объективного идеализма. Вместе с тем «Философия права» - это не механическое воспроизведение идей немецкого философа, а оригинальная работа, творческая интерпретация мн. вопросов философии права. В отличие от Гегеля, который строил свою систему в соответствии с известной триадой: тезис (абстрактное право) - антитезис (мораль) - синтез (нравственность), Чичерин в основу философии права положил тетраэдр (первоначальное единство - две противоположности - конечный синтез). Структура произв., состоящего из 4 книг, отвечает логике тетраэдра в полной мере: «Личность и общество», «Право», «Нравственность», «Человеческие союзы». Идея свободы получает свое начало в личности, затем раздваивается на свободу внешнюю (право) и свободу внутреннюю (нравственность), чтобы найти свое окончательное завершение в высшем синтезе - государстве. Принципиальное различие между воззрениями Гегеля и Чичерина состоит в том, что философия права последнего пронизана индивидуализмом (влияние Канта). Личность, по Чичерину, есть основа социальной жизни, субстанция общества; она представляет собой единичную метафизическую сущность, обладает свободой воли и сознанием связи с Абсолютом. Будучи самоценной и выступающей всегда в виде цели, а не средства, личность с необходимостью приходит к идее права, которая становится объединительной социальной основой. Именно поэтому Чичерин определяет право как внешнюю свободу человека, выраженную в законе. Критерий законодательства - естественное право, ядром которого является справедливость, понимаемая в духе Аристотеля (уравнивающая и распределяющая). Подобно Аристотелю и Гегелю, Чичерин полагал, что реальному государству предшествует идея государства, исходящая от Абсолюта и выражающая предопределенные им пели. Совпадающее в целом логическое и историческое развитие государства проходит у него по четырехзвенной схеме: стадия первичного единства (соединенность гражданского общества, семьи, церкви, государства), период раздвоения (социальное целое полярно разделено на гражданское общество и церковь, между которыми исчезает государство) и конечная ступень высшего единства (государство появляется как высший союз, объединяющий и сдерживающий противоборствующие стремления других социальных образований). В отличие от классического либерализма, сводившего роль государства в обществе к минимуму, Чичерин полагал, что государство является вершиной социального развития и наиболее гармонично соединяет в себе основные элементы др. общественных союзов (семья, гражданское общество, церковь). Но государство, в трактовке Чичерина, не поглощает общество, а лишь возвышается над ним. Исходя из задач государства (охрана права и осуществление целей идеального целого), Чичерин кладет в основу взаимоотношений государства и общества принцип свободы. В этом плане он различает свободу индивидуальную, общественную и политическую. Индивидуальная свобода, по Чичерину, есть источник общественной свободы. А поскольку гражданское об-во представляет собой союз частных лиц, то совокупная общественная свобода - это многократно сложенная индивидуальная свобода. Государство, несмотря на то, что оно является высшим союзом и стоит над обществом, произрастает из него и черпает в нем свои силы. Иначе говоря, политическая свобода, нормы властных отношений задаются гражданским обществом, вырабатываются в его недрах. Поэтому связь между личной свободой, свободой общественной и политической представляется Чичерину непосредственной. Там, где нет широкой гражданской свободы, делает он вывод, отсутствует свобода и политическая. Общественная свобода служит гарантией свободы политической, а также гарантией и дополнением свободы индивидуальной. Ограничение государственной власти Чичерин связывает с господством права и законов. Закон выступает как связующее звено государственного союза, олицетворение юридической и нравственной связи между властью и подвластными. С одной стороны, он устанавливает правомерное господство общего интереса над частным, а с другой - ограждает свободу частных лиц Государство, по Чичерину, нравственно настолько, насколько оно управляется законом.

В. Н. Жуков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 705-706.

Сочинения:

Философия права. Спб., 1998.

Литература:

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 1. С. 164; История русской философии. М., 2001; 2008. С. 326-328; Нерсесянц В С. Философия права. М., 1997. С. 518-528; Осипов И. Д. Патриарх русской государственной науки // Философия права. Спб., 1998.