«ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» - собрание конспектов и выписок, сделанных Лениным в 1914-1916 годы, а также его отдельные тексты («К вопросу о диалектике» и др.), содержащие глубокие мысли по проблемам философии. Свои конспекты и заметки он писал в тетрадках, на одной из которых было написано: «Тетрадки по философии». Отсюда название, данное издателями сочинение Ленина уже после его смерти. В своих «тетрадках» Ленин конспектирует «Святое семейство» К. Маркса и Ф. Энгельса, «Науку логики» Гегеля, «Лекции о сущности религии» Л. Фейербаха и другие философские произведения.
В конспекте «Святого семейства» он подчеркивает переход Маркса и Энгельса от гегелевской философии на позиции материализма и социализма, акцентирует внимание на идее «общественных отношений производства», отмечает «почти уже сложившийся взгляд Маркса на революционную роль пролетариата» (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 11, 16). Значительное место уделяет критике младогегельянцев.
В конспекте книги Фейербаха «Лекции о сущности религии» Ленин указывает на слабость антропологического принципа философа и антропологического материализма вообще, который на мест о истории ставит «природу»: «Вот почему узок термин Фейербаха и Чернышевского «антропологический принцип» в философии. И антропологический принцип и натурализм суть лишь неточные, слабые описания материализма» (С. 64).
Самыми объемистыми в «Философских тетрадях» являются конспекты «Науки логики» Гегеля и его «Лекций по истории философии» и «Лекций по философии истории». По итогам изучения гегелевской «Науки логики» Ленин набрасывает «План диалектики (логики) Гегеля», в котором намечает возможные подходы к созданию теории материалистической диалектики. Например, он пишет: «Если Marx не оставил «Логики» (с большой буквы), то он оставил логику «Капитала», и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В «Капитале» применена к одной науке логика, диалектика и теория познания [не надо 3-х слов: это одно и то же] материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двигавшее сие ценное вперед» (С. 301).
Наиболее ценным в «Философских тетрадях» является очерк «К вопросу о диалектике», написанный Лениным также по итогам изучения «Науки логики» Гегеля, книги Ф. Лассаля о Гераклите и, возможно, «Метафизики» Аристотеля. В этом очерке ленинское определение диалектики (со ссылками на Гегеля, Лассаля и Аристотеля): «Раздвоение единого и познание противоречивых частей его (см. цитату из Филона о Гераклите в начале III части («О познании») Лассалевского «Гераклита») есть суть (одна из «сущностей», одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики. Так именно ставит вопрос и Гегель (Аристотель в своей «Метафизике» постоянно бьется около этого и борется с Гераклитом respective с гераклитовскими идеями)» (С. 316). Он отмечает недостаточность трактовки диалектики у Плеханова. «Правильность этой стороны содержания диалектики должна быть проверена историей науки. На эту сторону диалектики обычно (например, у Плеханова) обращают недостаточно внимания: тождество противоположностей берется как сумма примеров [«например зерно»; «например первобытный коммунизм» Тоже у Энгельса. Но это «для популярности»...], а не как закон познания (и закон объективного мира)» (С. 316). В этом же очерке изложена его мысль о двух концепциях развития: «Две основные (или две возможные? Или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними)» (С. 317).
Ленин показывает, как диалектическая концепция развития выглядит применительно к «Капиталу» Маркса: «У Маркса в «Капитале» сначала анализируется самое простое, обычное, основное, самое масеовидное, самое обыденное, миллиарды раз встречающееся, отношение буржуазного (товарного) общества: обмен товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении (в этой "клеточке" буржуазного общества) все противоречия (respective зародыши всех противоречий) современного общества. Дальнейшее изложение показывает нам развитие (и рост и движение) этих противоречий и этого общества, в Σ (сумме. - Ред.) его отдельных частей, от его начала до его конца» (С. 318). Он считает, что это всеобщий метод изложения и изучения «диалектики вообще», что диалектика - не только общая теория развития, но также логика и теория познания: «Диалектика и есть теория познания (Гегеля и) марксизма: вот на какую «сторону» дела (это не «сторона» дела, а суть дела) не обратил внимания Плеханов, не говоря уже о других марксистах» (С. 321).
Ленин видит недостаток старого, «метафизического», материализма в том, что он не умел «применить диалектики к Biidertheorie (теории отражения. - Ред.), к прогрессу и развитию познания» (С. 322). С этим он связывает «гносеологические корни» идеализма: «Философский идеализм есть только чепуха с точки зрения материализма грубого, простого, метафизического. Наоборот, с точки зрения диалектического материализма философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное... развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный» (там же). Он отмечает: сложность процесса познания, который не есть прямая линия, а линия, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отрывок этой кривой может быть превращен в самостоятельную прямую. И тогда такое превращение может дать философский идеализм, который соответствует интересом господствующих классов. Это то, что было названо Лениным, в отличие от гносеологических, классовыми корнями идеализма. Вместе с тем он считает, что философский идеализм может отображать сложный путь человеческого познания более адекватно, чем примитивный материализм; отмечает особую заслугу философского идеализма Гегеля: «Гегель действительно доказал, что логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира. Вернее, не доказал, а гениально угадал» (С. 162).
Ленин критикует «марксистов» за недооценку диалектики Гегеля. Отсюда его знаменитый афоризм: «Нельзя вполне понять «Капитала» Маркса и особенно его 1 главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля. Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса [1/2 века спустя!!» (там же). Он пишет: «1. Плеханов критикует кантианство (и агностицизм вообще), более с вульгарно-материалистической, чем с диалектически-материалистической точки зрения, поскольку: он лишь a limine <с порога> отвергает их рассуждения, а не исправляет (как Гегель исправлял Канта) эти рассуждения, углубляя, обобщая, расширяя их, показывая связь и переходы всех и всяких понятий. 2. Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и томистов более по-фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски» (С. 161).
В процессе чтения «Науки логики» Ленин характеризует понятие материи в связи с понятием субстанции: «С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции. Двоякого рода примеры должны бы пояснить это: 1) из истории естествознания и 2) из истории философии. Точнее: не «примеры» тут должны быть - cotnparaison n'est par raisoti <сравнение не есть доказательство>, - а квинтэссенция той и другой истории + история техники» (С. 142-143). Это опровергает распространенный упрек Ленину в том, что он придерживался положений старого материализма, типа французского материализма XVIII века Ленин указывает на недостатки книги Ф. Лассаля о Гераклите, поскольку Лассаль, в сущности, только повторяет гегелевские суждения о философии Гераклита, и очень высоко оценивает «Метафизику» Аристотеля: «Масса архиинтересного, живого, наивного (свежего), вводящего в философию и в изложениях заменяемого схоластикой, итогом без движения etc.» (С. 325).
Ленин повторяет мысль Гегеля: «Схоластика и поповщина взяли мертвое у Аристотеля, а не живое: запросы, искания, лабиринт, заплутался человек» (С. 326). В этих «исканиях» и «плутаниях» Аристотеля он видит «подход к логике Гегеля», тогда как из логики Аристотеля, по его словам, «сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов». В отдельную рубрику в «Философских тетрадях» выделены замечания и пометки Ленина на книги. Так, в своих замечаниях на работу Шулятикова «Оправдание капитализма в западноевропейской философии. От Декарта до Э. Маха» он отмечает несостоятельность сведения всей мировой философии к непосредственному выражению классовых или экономических интересов.
По поводу утверждения автора: «Спинозовское миропонимание — песнь торжествующего капитала, - капитала, все поглощающего, все централизующего. Вне единой субстанции нет бытия, нет вещей: вне крупного, мануфактурного предприятия производители существовать не могут...» Ленин пишет на полях: «ребячество». Часто подобные взгляды он называет «фразерством» и т. п. Он явно не приветствует то, что было названо вульгарной социологией, когда полагают, что научное и художественное творчество целиком определяется социальной средой, «классовыми корнями» и т. п.
В замечаниях на кн. А. Рея «Современная философия» Ленин продолжает критику позитивизма, данную им в «Материализме и эмпириокритицизме». Вместе с тем он отмечает, что в ряде конкретных вопросов естествознания Рей склоняется к позиции «стыдливого материализма» и даже приближается «к диалектическому материализму». По поводу статьи Деборина «Диалектический материализм», отмечая неточности и неясности выражений, Ленин пишет: «Верные истины изложены в дьявольски-вычурном, abstruse <темном> виде. Отчего Энгельс не писал таким тарабарским языком?» (С. 530). Представляют интерес его пометы на полях кн. Г. В. Плеханова «Н. Г. Чернышевский» и кн. Ю. М. Стеклова о Чернышевском.
«Философские тетради» впервые были опубликованы в 1929-1930 годы и в последующие десятилетия послужили концептуальной основой философских, методологических, логических исследований, базирующихся на принципах материализма и диалектики. Особенно большое развитие эти исследования получили в Советском Союзе в 1930-1980 годы, вылившись в разработку диалектической логики как теории и метода научного познания мира с учетом объективно присущих ему противоречий.
С. Н. Мареев
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 728-730.
Сочинения:
Ленин В. И. Философские тетради // Ленин В. И, Полн. собр. соч. М., 1963. Т. 29.
Литература:
Кедров Б. М. О значении ленинских «Философских тетрадей» для естествознания // Вестник АН СССР, 1947; Суворов Л. Я. Вопросы диалектики в «Философских тетрадях» В. И. Ленина. М., I960; Ленин как философ. М., 1970; Ленин. Философия. Современность. М., 1985.