«ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ» - труд Флоровского, опубликованный в Париже в 1937 году. Написан на основе лекций, прочитанных в Православном богословском институте в Париже; содержит анализ не только богословских, но и религиозно-философских идей, начиная с крещения Руси и вплоть до 1917 года, дает представление о тех идейных исканиях и утратах, которые сопутствовали развитию богословских и мировоззренческих идей на Руси в течение десяти веков. По Флоровскому, все основные понятия и термины «истинного» христианства выработаны отцами восточной церкви в полемике с еретическими взглядами и потому именно в их учениях раскрыта первичная правда Евангелия. Отсюда отрыв от патристики и византизма был, по его мнению, главной причиной всех перебоев и в развитии русской мысли. Всю историю последней он рассматривает сквозь призму борьбы восточного христианства, т. е. православия, против западных влияний. Особо опасными для православия Флоровский считает идеи «латинства» и «лютеранства» как искажающие христианские ценности. В любом отклонении от богословских идей вост. отцов церкви ему видится влияние западного «романтизма», «рационализма», а поскольку многие православные богословы и философы испытывали в той или иной степени влияние западноевропейской мысли, то критический и полемический настрой превалирует в книге. Недаром Бердяев писал, что ее точнее было бы назвать не «Пути...», а «Беспутство русского богословия», а еще более точно «Беспутство русской мысли» или русской духовной культуры, поскольку в ней рассматривается не одно только богословие. При этом автор «Пут и русского богословия» не ставит вопроса, соответствуют ли сами писания вост. отцов Священному писанию, ведь и между самими византийскими богословами полного единства взглядов не было. В предисловии ко 2-му изданию книги (Париж, YMCA-Press. 1983) прот. И. Мейендорф отмечает, что она является выражением церковно-исторического мировоззрения и отвержением софиологии во всех ее видах. Русская софиология трактуется Флоровским как разновидность нем. идеализма. как своеобразный гностицизм и отход от святоотеческого предания, т. е. как несовместимая с православием. Сам Флоровский незадолго до своей кончины так оценивал свой труд: «Пути...» не представляют собой единства. Книга была сделана на основе моих лекций в Свято-Сергиевом институте. Некоторые из них я переработал, другие нет. Некоторые темы я развивал, другие - нет. Много сейчас устарело. Писалась-то она больше сорока лет назад. Угол зрения теперь другой, он стал шире. Сегодня нельзя, например, рассматривать Пушкина и Тютчева в том же свете. У нас теперь много нового материала - особенно это касается раннего периода, о котором у меня идет речь в первой главе. В то время, например, у нас ничего не было по Максиму Греку, а теперь материалов много. Расширились также знания и по 17-му веку. То, что мной было написано об Александре I и его времени, было ново и оригинально, и это остается в силе. Однако последняя глава не завершена - история с тех пор продолжалась» (Блейн Э. Завещание Флоровского // Вопросы философии. 1993. № 12. С. 83). Несмотря на такую самокритичную оценку, а также критические замечания в адрес книги со стороны некоторых историков русской философии, труд Флоровского остается до сего времени одним из самых фундаментальных исследований истории русской богословской и религиозно-философской мысли. Книга представляет собой также основательный библиографический справочник, ибо все главы сопровождаются подробным указателем литературы с авторскими замечаниями и рекомендациями по каждому вопросу.
А. Т. Павлов
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 508.
Сочинения:
Пути русского богословия. Париж, 1937 (Вильнюс, 1991); 2-е изд. - Париж, 1983.
Литература:
Берд Т. Отец Г. Флоровский // Новый журнал. 1980. № 138. С. 208-213; Бердяев Н. Ортодоксия и человечность (Прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия) // Путь. 1937. № 53. С. 33-65; Н. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 2. С. 205-216; Блейн Э. Завещание Флоровского // Вопросы философии. 1993. № 12. С. 80- 86; Лот-Бородина М. П. Прот. Георгий Флоровский «Пути русского богословия» // Современные записки. 1938. №66. С.461-463; Мейендорф И. Ф «Пути русского богословия» о. Г. Флоровского // Вестник РХД. 1980. № 132 (III—IV). С. 42-46; Фотиев К. В. Памяти прот. Г. Флоровского // Вестник РХД. 1979. № 130 (IV). С. 26-28; Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. М., 1995.