Апокрисис (греч. Άπόκρισις – «ответ») – православное полемическое сочинение в ответ на заключение Брестской церковной унии 1596 года. Вышло в двух вариантах: изначальном польском и в западнорусском перевод. Полное польское название: «Апокрисис, или ответ на сочинение о соборе Брестском, от имени людей древней греческой религии Христофором Филалетом поспешно данный». Название западнорусского перевода: «Апокрисисъ албо Отповедь, на книжкы о съборе берестейскомъ, именемъ людiй старожитнои релеи греческои, черезъ христофора филялета, врихле дана». Апокрисис был написан по заказу князя К.К. Острожского как ответ православной стороны на сочинение Петра Скарги «Брестский собор и его защита (1597), отстаивавшая правоту и законность унии. Оба варианта Апокрисиса предварены посвятительным письмом канцлеру и великому коронному гетману Яну Замойскому. Посвящение православного сочинения католику было вызвано опасением за судьбу книги, большая часть экземпляров которой все же была сожжена вскоре после издания. Сочинение подписано псевдонимом «Христофор Филалет» (по-русски «Христоносец Правдолюбец»). Про реального автора точно известно лишь то, что это было светское лицо из шляхетской фамилии. В историографии чаще всего высказывается гипотеза, что автором был польский протестант Мартин Броневский, сторонник политического союза православных и протестантов («разноверцев») против политики католической реакции короля Сигизмунда III; согласно другой гипотезе Апокрисис написал Христофор Вронский (или Бронский). Автор Апокрисиса несомненно был в тесных отношениях с виленским православным Свято-Духовным братством, которое и издало, по крайней мере, польский вариант книги. На то, что автор Апокрисиса был протестантом, указывали униатские полемисты того времени, православная сторона этого не оспаривала. В историографии же данный вопрос остается спорным.
Исследователями отмечается широкая образованность автора и большое значение его произведений для всей религиозно-исторической полемики вокруг принятия Брестской церковной унии. В книге подробно описываются события, сопутствовавшие ее заключению, ход Брестского православного и униатского соборов, приводятся различные исторические документы, письма и речи церковных и государственных деятелей того времени. Основное внимание автора отведено разбору законности унии с правовой точки зрения, причем как в плане церковно-канонического, так и светского права Речи Посполитой. В связи с этим рассматриваются отдельные аспекты истории Церкви и межцерковных взаимоотношений, особенно истории Флорентийского собора. Значительную часть текста занимает разбор богословских вопросов, особенно – проблем церковного устройства и верховенства римских пап, концепции истинной унии, введения нового календаря, всеобщего священства. Автор активно отстаивает право мирян участвовать в делах управления Церковью. Со стороны униатов в ответ на Апокрисис было издано сочинение «Антирризес» (1600) за подписью Петра Аркудия (исследователи сходятся во мнении, что подлинным автором был Ипатий Потей). Так или иначе, к положениям Апокрисиса возвращались почти все сочинения дальнейшей православно-униатской полемики. Апокрисис сыграл принципиальную роль в становлении православной полемической литературы и формировании политики идеологии православной общественности Речи Посполитой первой половины XVII века.
О.Б. Неменский
Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 536-537.
Издания:
Апокрисис Х. Филалета, в переводе на современный русский язык, с предисловием, приложениями и примечаниями. Киев, 1870.
Апокрисис, сочинение Христофора Филалета // Русская историческая библиотека, том 7, Памятники полемической литературы в Западной Руси. Кн. 2, стб. 477-982. СПб., 1882 (оба варианта параллельным текстом).
Apokrisis, aboPdpowiedznaksiazkiosynodzienrzeskim 1596.
Red. Jozef Dlugosz, Janusz Bulinski. Wroclaw, 1994.
Литература:
Голубев С. Библиографические замечания о некоторых старопечатных церковно-славянских книгах, преимущественно конца XVIи XVII стол. // Труды Киевской духовной академии, 1876, № 1 (с. 121-161), № 2 (359-398).
Криштапович Л.Е. Гуманизм «Апокрисиса» Христофора Филалета и национальное самосознание белорусского народа. Минск, 1992.
Яременко П.К. Украiнский письменник-полемiст Христофор Фiлалет iйого «Апокрисис». Львiв, 1964.
Возняк М.С. Iсторiя украiнськоiлiтератури. Том II. Львiв, 1921. Ст. 205-212.
Гильтербрандт П. «Апокрисис» // Виленский вестник, 1871, № 1.
Скабаланович Н. Об «Апокрисисе» Христофора Филалета. СПб., 1873.