Альмагест - сочинение Клавдия Птолемея (ок. 140 до н. э.), охватывающее весь комплекс знаний по астрономии античной и ближневосточной цивилизации того времени. Полное название: «Великое математическое построение по астрономии в 13 книгах» или «Мегисте» (греч. «мегистос» — «величайший»), превратившееся при переводе на арабский язык в VIII веке в Альмагест (al- — определенный артикль). Первый перевод на арабский язык с сирийского (ок. 800) не сохранился. В 823 году рукопись Альмагеста передана византийским императором Михаилом II Травлом (820–829) ко двору аббасидского халифа аль-Мамуна (786–833) в Багдад. В 828 году Хаджадж ибн Йусуф ибн Маттар сделал первый перевод Альмагеста непосредственно с греческого оригинала. В 879–890 году придворным врачом халифа Исхаком ибн Хунайном ан-Насрани был осуществлен новый перевод, отредактированный Сабитом ибн Коррой (836–901). К настоящему времени сохранились три греческих текста Альмагеста в копиях IX–X веков в библиотеках Парижа и Ватикана. Единственная рукопись арабского перевода Хаджаджа ибн Йусуфа в копии XI века находится в Лейдене. Переводы Исхака ибн Хунайна (в копиях) имеются в Национальной библиотеке Туниса (1085), в Париже (копии 1221 года и XV века) и Эскориале (Мадрид) (1276). Парижский текст и текст Эскориала неполны, но дополняют друг друга. Во II веке одна из копий Альмагеста попала в Антиохию, в III веке — при дворе сасанидского царя Шапура I (241–272) выполнен перевод на среднеперсидский язык (пехлеви), влияние которого прослеживается на астрономическом сочинении «Зиндж-и-шах» (VII в.). С III в. прослеживается влияние Альмагеста на индийскую астрономию (Арьябхатта); в IX веке Альмагест был переведен аль-Бируни на санскрит. В VII веке система Альмагеста через Трапезунд усилиями армянского математика, астронома и географа Анания Ширакаци (685) попадает в Закавказье. Через сочинения Иоанна Дамаскина (675–754),) система Альмагеста попала в «Изборник» русского князя Святослава Ярославича. В Европе Альмагест известен с IX века именно благодаря арабскому переводу.
Альмагест содержит детальное описание и обоснование геоцентрической картины мира. Согласно Альмагесту, Земля находится в центре мироздания, а небесные тела, в том числе и Солнце, вращаются вокруг Земли. Математической основой Альмагеста явились сочинения Евдокса Книдского, Гиппарха, Аполлония Пергамского. Наблюдательной основой явились таблицы Гиппарха, в свою очередь опиравшегося, помимо греческих наблюдений, и на записи вавилонских астрономов. Основные положения системы Птолемея, выраженные в Альмагесте: небосвод представляет собой вращающуюся сферу, Земля является сферой, расположенной в центре мира, Земля неподвижна и может считаться точкой по сравнению с расстоянием до неподвижных звезд. Альмагест содержит описание эвекции — отклонения орбиты Луны от точного кругового вращения. Система Птолемея, изложенная в Альмагесте, господствовала вплоть до разработки Н. Коперником гелиоцентрической системы.
М. Д. Бухарин.
Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 334.
Литература:
Бронштэн В. А. Клавдий Птолемей. М., 1988; Клавдий Птолемей. Альмагест. М., 1998.