Сталин, пришедший к власти после смерти Ленина, был куда более трезвым политиком, хотя любил грузинское вино и родился на Кавказе, где и поныне популярна поговорка: «Пей вино, и всё пройдёт!» (Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1879 - 1953), советский государственный и политический деятель, высший руководитель СССР. Герой Социалистического Труда (1939), Герой Советского Союза (1945), Маршал Советского Союза (1943), Генералиссимус Советского Союза (1945)… - Из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.)
Как это часто бывает, единого мнения - что именно он пил - не существует. Однако называют такие марки сухого вина как «Хванчкара», «Киндзмараули», «Цинандали», «Телиани»… При этом уточняют, что летом Сталин предпочитал белое вино, зимой - красное. Кроме того, часто называют известные марки выдержанного коньяка, и непременно - грузинского, например, «Арагви». Водку вождь не жаловал… Однако и против неё ничего не имел. Как говорится, «на вкус и цвет товарища нет»… (В подвалах Тбилисского коньячного завода, основанного в 1888 году, в огромных дубовых бочках и поныне хранятся, «взрослеют» спирты, выкуренные еще до (!) Великой Отечественной войны. И потому не исключено, что там сохранились те раритетные спирты, из которых получали высококачественный коньяк для товарища Сталина и его верных соратников из Политбюро ЦК ВКП(б), Правительства СССР и др. высших органов власти… - Прим. авт.)
Алкоголем Сталин не увлекался, на выпивку же был крепким: никогда не напивался и никогда не похмелялся. По воспоминаниям его соратников, его всего пару раз видели сильно выпившим.
Хозяином же был хлебосольным. На приёмах и банкетах в Кремле все приглашенные лица были вправе выбирать себе алкоголь и еду по своему усмотрению: выдержанное сухое или крепленое вино, кристально чистую водку или марочный грузинский коньяк, первые и вторые горячие блюда, салаты, закуски… Проще говоря, в этом отношении «великий вождь и учитель» был большим либералом. И потому никому не навязывал своих вкусов: кому что нравилось из алкоголя, а также из русской и грузинской кухни, то они и выбирали. (Как правило, на таких мероприятиях официанток не было, и потому гости обслуживали себя сами. Широкий выбор блюд был представлен на столах, вплотную придвинутых к одной из стен, либо на краю общего стола, если гостей было немного. - Из воспоминаний сотрудников его личной охраны.)
Что касается еды или закусок, то гурманом Сталин не был, вполне довольствуясь обычными блюдами грузинской кухни. Например, любил супы, шашлык из мяса молодого барашка, сациви (кушанье из курицы. - Прим. авт.), блюда с орехами, грибами, овощами… Всегда на столе были фрукты, зелень, а также сыр, чаще всего - сулугуни. Не брезговал он и кашами, из коих более всего любил гречневую.
Нравилась ему и русская кухня: особенно - пельмени и щи с говядиной, которые пришлись ему по вкусу, видимо, еще в сибирских ссылках. А также - отварное мясо, незатейливые рыбные блюда, блины и даже обыкновенная отварная или печеная картошка в мундире. Колбасы, ветчины не жаловал, консервы вообще не терпел.
Что касается третьих блюд, то Сталин предпочитал чай или компот. Нельзя сказать, что он был сладкоежкой, но варенье из зеленых грецких орехов любил.
Это, так сказать, его повседневное меню. Если же предстояло застолье с хмельными напитками, то, как уже было сказано, появлялись бутылки и хрустальные графинчики с вином, коньяком, и водкой - в зависимости от того, что предпочитали его гости. А также - всевозможные закуски, часть из которых непременно были грузинскими, впрочем, вполне традиционными. Сам вождь обычно пил сухое, белое или красное вино, причем в небольшом количестве.
Любопытно, но Иосиф Виссарионович является автором блюда, которое он сам называл «Арагви», и которое на слабом огне готовилось в чугунном котле из кусочков нежирной баранины, баклажанов, помидоров и картошки, с добавлением черного перца, лаврового листа, кинзы и других трав. Правда, все его гости, которые удостоились чести отведать «фирменное» угощение вождя, затруднялись с классификацией: это было нечто среднее между супом и вторым блюдом, но вкусным и очень ароматным.
То, что Сталин был жестоким, неподкупным, принципиальным и настойчивым в достижении целей правителем, умеющий в полной мере как наградить за успехи, так и наказать за допущенные ошибки, в этом солидарны все. (Первой партийной кличкой Иосифа Джугашвили была кличка «Коба» («Непримиримый»). - Прим. авт.)
В остальном же, соратники и встречавшиеся с ним иностранные лидеры или писатели, не дают однозначных характеристик его личности. Но, в общем и целом, сходятся в том, что советский лидер обладал завидной работоспособностью, цепкой памятью, огромной силой воли, большим организаторским талантом. А также - способностью быстро ухватывать главное в запутанных и сложных проблемах, простотой и сдержанностью в общении, скромностью в одежде. (Сталин обладал почти феноменальной памятью: поименно знал практически всех руководителей и военачальников, вплоть до директоров заводов и командиров дивизий. - Прим. авт.)
Вождь советского народа был не просто эрудированным, но человеком много читающим, круг интересов которого был весьма широк. К примеру, кроме всего прочего, он слыл знатоком русской литературы, поэзии, театра, кино… (1. Постоянно занимался самообразованием, читал как специальную, так и художественную литературу: в его личной библиотеке было ок. 6 тыс. томов, из них около половины с его пометками. 2. Некоторые современники называют иные цифры: в его библиотеках, включая те, что были на дачах, в общей сложности насчитывалось до 20 тыс. (!) томов. - Прим. авт.)
Что же касается его внешности, то вот какой словесный портрет даёт известный авиаконструктор А.С. Яковлев:
«Рост немного ниже среднего, сложен очень пропорционально, держится прямо, не сутулится. Я никогда не видел у него румянца, цвет лица серо-землистый. Лицо в мелких оспинах. Волосы гладко зачесаны назад, черные с сильной сединой. Глаза серо-коричневые. Иногда, когда он хотел, обаятельные, даже без улыбки, а с улыбкой - подкупающе ласковые. Иногда, в гневе, страшно пронзительные. Когда раздражался, на лице среди оспин появлялись мелкие красные пятна».
Авиаконструктор Яковлев даёт и другие характеристики вождя:
«Говорил Сталин правильным русским языком с довольно заметным кавказским акцентом. Голос глуховатый, горловой. Жестикуляция, а также движения и походка - умеренные, не порывистые, но выразительные».
«Сталин во всем, что касалось лично его, выглядел исключительно простым... Слушая собеседника, редко перебивал, давал высказаться… Сталин не терпел верхоглядства и был безжалостен к тем, кто при обсуждении вопроса выступал, не зная дела».
Заметно отличался Сталин от многих своих соратников немногословностью, умением слушать и четко формулировать задачи. В качестве примера можно привести его знаменитый афоризм (1935), не потерявший своей актуальности и сегодня:
«Кадры решают всё!»
И хотя всесильный вождь неизменно выступал на партийных съездах и прочих мероприятиях всесоюзного значения, где решались важнейшие вопросы того времени, однако перед простым народом появлялся нечасто. К примеру, он не баловал москвичей своими публичными появлениями или выступлениями: «великому вождю и учителю» не должно по всякому поводу выступать с речами - для этого довольно вождей рангом поменьше. Выступлениями по радио или публикациями в газетах тоже не злоупотреблял…
Напротив, Иосиф Сталин считал, что достаточно всего пару раз в году приветствовать свой народ с трибуны Мавзолея, да и то по приличествующим случаям. Например, по революционным праздникам: 1 Мая и 7 Ноября.
Это с одной стороны. С другой же, изображения Сталина были вездесущи: он незримо присутствовал в городах и сёлах, в государственных и общественных учреждениях, в армии и на производстве, на улицах и площадях, на знаменах и вымпелах, на плакатах и транспарантах, на страницах книг, учебников, газет и журналов, на открытках и почтовых марках… - в виде своих бесчисленных портретов, бюстов или памятников.
Культ личности был неотъемлемой чертой его правления. Это верно - культ был. Но ведь была и личность, причем личность выдающаяся. Даже такой злейший враг Советской России, фон Риббентроп (министр иностранных дел нацистской Германии. - Прим. авт.) и тот давал ему блестящую характеристику (1939):
«Сталин с первого же момента нашей встречи произвел на меня сильное впечатление: человек необычайного масштаба. Его трезвая, почти сухая, но столь четкая манера выражаться и твердый, но при этом и великодушный стиль ведения переговоров показывали, что свою фамилию он носит по праву».
Весьма выразительную характеристику Сталину дает маршал Жуков в своей знаменитой книге «Воспоминания и размышления»:
«Лишенный позерства, он подкупал собеседника простотой общения. Свободная манера разговора, способность четко формулировать мысль, природный аналитический ум, большая эрудиция и редкая память заставляли во время беседы с ним даже очень искушенных и значительных людей внутренне собраться и быть начеку… Взгляд у него был острый и пронизывающий. Говорил он тихо, отчетливо отделяя одну фразу от другой, почти не жестикулируя. В руках чаще всего держал трубку, даже потухшую, концом которой любил разглаживать усы. Говорил с заметным грузинским акцентом, но русский язык знал отлично и любил употреблять образные сравнения, литературные примеры, метафоры… <…> Трудно сказать, какая черта характера у него преобладала. Человек разносторонний и талантливый, И.В. Сталин не был ровным. Он обладал сильной волей, характером скрытным и порывистым. Обычно спокойный и рассудительный, временами он впадал в острое раздражение. <…> Не много я знал смельчаков, которые могли выдержать сталинский гнев и отпарировать удар».
Иностранцы тоже считали его весьма эрудированным собеседником. Однако - в отличие от соратников Сталина - находили его человеком великодушным и остроумным, с котором интересно общаться.
Что касается чувства юмора, то оно, несомненно, было свойственно лидеру Советской империи. Много лет спустя это подтвердит и сэр Черчилль:
«Сталин прежде всего обладал большим чувством юмора и сарказма и способностью точно воспринимать мысли. Эта сила была настолько велика в Сталине, что он казался неповторимым среди руководителей государств всех времен и народов». (Из речи Черчилля в палате общин 21 декабря 1959 года, в день 80-летия со дня рождения Сталина.)
…Однако вернемся в ту эпоху. Дело в том, что юмор вождя не всегда был добродушным. К примеру, сам он в еде и алкоголе был воздержан, но столы на его приемах всегда были накрыты хотя и просто, но с изобилием. В подогретых серебряных супницах с массивными крышками были представлены первые блюда русской и грузинской кухни, вторые горячие блюда, холодные закуски - опять-таки в серебряных судках, кастрюльках или на блюдах с крышками, бутылки с марочными вином и старым выдержанным коньяком, графины с превосходной водкой…
Как уже было сказано, на приемах в Кремле ни официантов, ни метрдотелей не было. И потому гости сами выбирали себе место за общим столом, сами наполняли свои бокалы и сами накладывали на свои тарелки приглянувшиеся им блюда и закуски. Любопытно и другое: Сталин никогда не занимал места во главе стола, по праву ему принадлежащее, а всегда сидел по левую сторону, в самом начале того длинного стола. При этом ни его столовые приборы из старинного серебра, ни его тарелки тонкого фарфора, ни его хрустальные бокалы ничем не отличались от приборов, тарелок и бокалов его гостей.
И еще одно уточнение: приглашения в Кремль, даже на неофициальные приемы, которые длились по 5 - 6 часов, а случалось и до утра, являлись знаками особого благоволения со стороны вождя, и потому расценивались гостями не только с чувством глубочайшего уважения, но и с чувством гордости за самих себя. Пить и есть за одним столом со Сталиным - это великая честь, которой удостаивались немногие. Это с одной стороны. С другой же, - те ужины были чуть ли не единственной роскошью в однообразной жизни кремлёвского затворника.
Что касается тем разговоров во время хмельных застолий, то они были самыми разными: от забавных историй и анекдотов до проблем современной отечественной экономики, политики и даже философии. (На званых ужинах в Кремле, зачастую заканчивавшихся лишь под утро, вождь приглашал только самых верных, знающих и перспективных своих соратников, мнение которых, по тем или иным вопросам, были ему интересны. - Прим. авт.)
«Великий вождь и учитель» любил наблюдать, кто как ест и пьет на тех знаменитых приёмах. Но иногда он своими мрачными «шуточками» пугал людей до полусмерти. (В отличие от «кулинарной вольницы» выпивка была вещью обязательной: и просто так, и под здравицы. - Прим. авт.)
Именно с этим моментом связана одна из малоизвестных легенд, когда всесильный Сталин неожиданно спросил одного из своих гостей: «А почему вы, товарищ, не кушаете? Вам не нравится русская и грузинская кухня? Или, может, вам не нравится наша компания?»
Излишне добавлять, что после таких «вежливых» вопросов, незадачливого гостя прошибал холодный пот, он начинал торопливо оправдываться, трясущимися руками накладывать на свою тарелку закуски и в панике наполнять свой бокал из первой попавшейся бутылки…
Любопытно, но во время встреч с представителями иностранных держав, Сталин не упускал случая продемонстрировать им всю палитру советских шампанских, сухих и крепленых вин, коньяков и водок. Надо полагать, - в целях внешнеторговой рекламы.
И поныне жива расхожая легенда, согласно которой Сталин ничего не пил кроме домашнего вина, которое ему поставляли какие-то братья из небольшого грузинского селения. И якобы то вино вообще никак не называлось… Это вряд ли. И вот почему: имея возможность выбирать по крайней мере среди всех отечественных марок вина, он вряд ли соблазнился бы заурядным домашним вином. Ближе к истине может оказаться иная версия: вождь предпочитал марочные грузинские вина и коньяки, но по каким-то причинам ему пришлось по вкусу и то вино домашнего изготовления.
…Однако вернемся к главной теме. Уже в начале своего правления Иосиф Сталин прекрасно понимал, что отвадить российский народ от столь любимой им водки не только дурная и опасная затея, но и нереальная. Поэтому никаких сомнительных инициатив в этом плане «великий вождь и учитель» не предпринимал. Да и зачем бороться с тем Зелёным Змием? Не лучше ли привлечь его к содействию в решении его грандиозных государственных планов?
А планы действительно были грандиозны: сделать из аграрной страны, обескровленной и разрушенной в ходе Первой мировой и гражданской войн, индустриальную державу.
Вот что он говорил в 1925 г. на XIV съезде ВКП(б):
«…Два слова об одном из источников резерва - о водке. Есть люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках. Это - грубейшая ошибка, товарищи. Ежели у нас нет займов, ежели мы бедны капиталами и если, кроме того, мы не можем пойти в кабалу к западноевропейским капиталистам, не можем принять тех кабальных условий, которые они нам предлагают и которые мы отвергли, - то остается одно: искать источников в других областях. Это всё-таки лучше, чем закабаление. Тут надо выбирать между кабалой и водкой…»
Излишне пояснять, что политика государства будет следовать намеченному им курсу по выходу из глубочайшего кризиса. И не только потому, что мнение Сталина уже в те времена являлось законом для всех, но и потому, что такая политика была способна аккумулировать денежные средства, необходимые для индустриализации. Проще говоря, одним из последних внутренних резервов Советского Союза оставалась водка - то бишь «напойные деньги», которые и ранее позволяли решать весьма сложные государственные задачи. Так было в Московском великом княжестве или в царской России, похожая ситуация сложилась и в Советской империи.
…Как это ни парадоксально, но Зелёный Змий имеет к той пресловутой индустриализации самое непосредственное отношение. Почему? Да потому, что именно водка помогла восстановить и всемерно развивать тяжелую, оборонную и машиностроительную промышленность.
Следует также пояснить внутреннюю экономическую ситуацию, сложившуюся в доселе невиданном государстве рабочих и крестьян. Оно конечно, как говаривали большевики: «Кто не работает, тот не ест» - с этим никто не спорил. Однако и работать «на дядю» - то бишь на государство - добровольцев тоже не было.
При этом, если неимущий рабочий класс сравнительно безболезненно вписывался в новые общественно-экономические отношения, то зажиточное крестьянство раздражало вождя тем, что не желало задаром снабжать страну продовольствием. Ну а так как крестьяне повсеместно проявляли классовую несознательность и упорно не желали идти навстречу великим планам великого Сталина, то он посчитал, что проще раскулачить крестьянские хозяйства, сделав селян государственными крепостными.
Следует пояснить и суровые политические реалии того времени. Тому, что вошло в нашу историю под словом «раскулачивание», можно дать более точное определение: это санкционированный государством грабеж хоть сколько бы ни будь имущих крестьянских хозяйств. К примеру, таких, в которых была лошадь, или корова, или какая-то живность, или зерно, которое позволяло крестьянам отсеяться и дожить хотя бы до теплых дней, когда что-то появится на огородах. Ретивые активисты, до странности похожие на опричников Ивана Грозного, сводили со двора последнюю живность и выгребали из амбаров всё до зерна, в зиму оставляя крестьянские семьи, обычно многодетные, умирать с голоду.
Произошел очередной исторический парадокс: потребовалось много веков, чтобы отменить крепостное право и всего одно десятилетие, чтобы восстановить то крепостное право в одной из его разновидности - в виде так называемых коллективных хозяйств (колхозов), в которых крестьяне стали бесправными холопами, не имевшими ни земли, ни хозяйства, ни даже скотины…
К тому же времени (1928) относится антиалкогольный рецидив времен XIX века: было создано «Общество борьбы с алкоголизмом» (ОБСА). С тем же самым результатом: в 1932 г. ОБСА было закрыто, так как мешало добывать средства для индустриализации страны. Вместо него учредили более широкое и аморфное движение «За здоровый быт», которое, как когда-то и «Всероссийское движение за трезвость» образца 1891 года, авторитетом среди почитателей Зелёного Змия не пользовалось и влияния на традиции пития не оказывало.
История умалчивает, с какого бодуна в конце 1920-х годов было объявлено, что «уничтожены социальные корни алкоголизма», так как и сами большевики не знали, куда относить ту победную реляцию: к самообольщению или политической рекламе? Тем не менее, газеты трубили о том, что, победив на алкогольном фронте частника - самогонщика и шинкаря, проблему пьянства решили. Что же касается почитателей хлебного вина, то даже ни разу не грамотные мужики знали: Зелёного Змия никому не одолеть. Бессмертный он…
В связи с тем, что якобы «уничтожены социальные корни алкоголизма», заслуживает внимание постановление «О мерах ограничения торговли спиртными напитками» (1929) Совета Народных Комиссаров РСФСР. (Совет Народных Комиссаров РСФСР (Совнарком) - Правительство Советской России. - Прим. авт.)
Ничего особо радикального тот документ не содержал и всего лишь упорядочивал разумные ограничения. Постановление регламентировало открытие новых или существование старых торговых точек по продаже водки в промышленных городах и рабочих поселках, торговлю спиртными напитками в праздничные и предпраздничные дни, продажу горячительных напитков в рабочих клубах, буфетах общественных учреждений, местах народных гуляний, а также запрещало отпуск оных напитков пьяным и несовершеннолетним. Запрещалась также реклама алкоголя в общественных местах, на вокзалах, на улицах, в печати...
Хотя тот документ и порождает недоуменные вопросы. Например, такой: зачем запрещать торговлю водкой по праздничным дням? Чтобы пили по рабочим?.. Или: зачем препятствовать людям в их вполне естественном стремлении - выпить водочки в предпраздничный вечерок? Чтоб не мучались с похмелья в светлый праздник? Чтобы помнили, что водка делает вечер прекрасным за счет завтрашнего утра? Или чтобы ограничились вином или пивом?
Так ведь и тогда, наверное, было известно, что «пиво без водки - деньги на ветер!» (К тому времени ассортимент пива, вина и водки значительно расширился. - Прим. авт.)
Впрочем, ввиду того, что «Постановление…» - по культурно-общественным соображениям или ходатайству соответствующих рабочих организаций - предоставляло право закрытия мест продаж алкогольных напитков местным властям, то и искателей приключений на «одно место» оказалось немного. Оно и понятно: получить втык за дебош загулявших работяг - это одно, а вот попасть под 58-ю статью, скажем, за подрыв государственной торговли - это совсем другое. Тут уже строгим выговором не отделаешься - можно и срок схлопотать.
Как и следовало ожидать, Зелёный Змий пережил то постановление безболезненно. Что и неудивительно: страна остро нуждалась в деньгах для индустриализации, и потому на нарушения правил торговли смотрели сквозь пальцы.
А вот так называемое «Положение о вытрезвителях» (1932) имело для многих поколений советских граждан весьма неприятные последствия. С тех самых пор блюстители порядка и начали определять подгулявших бедолаг в отделения милиции и вытрезвители. Мало того, что на них накладывали штрафы, так и на производство стали приходить казенные весточки с кратким описанием подвигов их культурного досуга, что приводило к «разбору полётов» на собраниях, лишению премий и прочих благ.
Как уже было сказано, еще в Средние века Зелёный Змий ухитрился пробраться на Государственный герб России, где и обретался не одно столетие. В веке же двадцатом тот пресловутый Змий, выражаясь языком той эпохи, был «поражён в правах» и по политическим мотивам изгнан с Государственного герба Советского Союза. Точнее, ему там - возможно, из-за непьющего Ленина - просто не нашлось места. И потому в этом отношении достижения злокозненного Змия более чем скромны: он становится всёго лишь эмблемой военной медицины (с 1929), в виде змеи, обвивающей чашу.
И говорите теперь что хотите: мол, в той чаше змеиный яд, являющийся в малых дозах целебным зельем, а прототипом самой змеи стала какая-то не в меру ядовитая гюрза или гадюка, однако никто еще не смог доказать и обратного. А именно: в рюмке - спирт, а обвивает ее всё тот же Зелёный Змий, пресловутый, вездесущий и неистребимый.
Во всяком случае, сами военные медики с такой интерпретацией не спорили. Вот как они расшифровывали свою эмблему:
«Гадом буду, но напьюсь!»
Или:
«Хитрый, как змей, и выпить не дурак!»
(Во многих (неславянских) культурах змея символизирует мудрость, знание, бессмертие… - Прим. авт.)
…Возвращаясь к характеристике «вождя и учителя», следует отметить также и то, что он совершенно не терпел фамильярности: всех называл «на вы», к нему же все обращались только «на вы», непременно как «товарищ Сталин», и никак иначе. Более того, он одергивал тех, кто в обращении к нему из субординации или подобострастия упоминал его военные звания, государственные должности и прочие «регалии» - коих у него было немало. «Обращайтесь ко мне просто: товарищ Сталин», - говаривал он в таких случаях.
Историческая параллель. В современных сериалах о той героической эпохе появились откровенно гнусные и, видимо, кем-то щедро оплаченные сцены, в которых Сталин всех своих министров и прочих соратников называет «на ты» и даже принимает их в своих кремлёвских апартаментах в нижней рубахе. (В общем и целом, это те же самые, злобные и пропитанные ядом измышления наших врагов, давно, упорно и бездарно нам навязываемые. - Прим. авт.)
Только очень немногие его соратники по партии, лично знавшие его еще до Октябрьского переворота, имели привилегию называть Сталина на ты и по имени-отчеству. Что, с одной стороны, являлось предметом зависти для остальных его сподвижников и «царедворцев», а с другой, - своего рода оберегом.
Та крайне редкая привилегия указывала на то, что его старые товарищи, называющие вождя по имени-отчеству, находятся под его личным покровительством. Таковых можно было пересчитать по пальцам… Но даже всесильные комиссары НКВД воздерживались их в чем-либо подозревать, а тем более - обвинять: за это можно было легко слететь со своего поста и даже оказаться в лагере.
Следует также пояснить, что циркулирующие еще с хрущёвских времен домыслы, насчет того, что в годы своего правления Сталин имел в народе какие-то прозвища, например, такие как «Рябой» или «Иосиф Грозный», - из категории «свежо предание, но верится с трудом». Более того, все те наветы сродни тем, которые прозападные либералы до сих пор (!) измышляют о Екатерине Второй или Петре Первом.
И вот почему: если уж величание вождя по имени и отчеству могло иметь неприятные последствия в отношении тех, кто такой привилегией не пользовался, то что ж тогда ждало безумца, называющего «великого вождя» «Рябым» или «Иосифом Грозным»? Хотя и то, и другое имело место быть: следы оспы на лице у него действительно были, а по характеру он был круче Иоанна Четвертого. В лучшем случае, того «богохульника» ждало длительное лишение свободы в местах весьма отдалённых, в худшем - 10 лет без права переписки… (Эвфемизм «без права переписки» означал расстрел. - Прим. авт.)
Что же касается оценок современников таких свойств характера Сталина, как, мстительность, честолюбие, властолюбие, тщеславие, жестокость… - то в этом они достаточно солидарны. Расходятся лишь в пропорциях: чего было больше, чего меньше, и что было на первом месте. Да и те оценки появятся уже после смерти вождя, так как при его жизни давать такие характеристики было крайне опасной затеей.
Что касается тщеславия, то будущий генералиссимус этим не страдал. Об этом убедительно свидетельствует список его орденов и медалей, в котором, не считая иностранных, всего лишь 16 наград (вместе с юбилейными), две трети из которых он получил во время или после Великой Отечественной войны. Об этом же говорит и его нежелание носить орден Ленина, полагающийся ему к Звезде Героя Социалистического труда (1939).
Почему? Трудно сказать, «темна вода в облацех». Это одна из многих загадок Сталина. С одной стороны, эти награды - Звезда героя и орден Ленина - были приурочены к шестидесятилетию «вождя всех времён и народов» и являлись оценкой его выдающихся достижений в деле построения социализма. С другой же, - доподлинно известно о сложных и весьма подозрительных отношениях между всесильным председателем Совнаркома Лениным и Сталиным, в то время занимавшим в правительстве всего лишь должность наркома национальностей, и потому не имевшего реальной власти в государстве. (Во времена Ленина реальная власть была сосредоточена не в партии, а в Совнаркоме. - Прим. авт.)
Однако став (1922) генеральным секретарем ЦК ВКП(б), в конечном итоге, Сталин переигрывает и Ленина, и своих временных политических союзников. Он не только сосредотачивает в своих руках реальную власть, но и ставит партию над государством…
…Но вернемся к наградам Сталина. Ведь поводов для награждения у него было более чем достаточно. А именно: в его правление дал ток знаменитый Днепрогэс (1932), Магнитогорский горно-металлургический комбинат начал выпускать столь нужную оборонной промышленности броневую сталь (1934), были пущены тракторные (они же танковые) и автомобильные заводы, открылись первые линии Московского метро (1935, 1938), появились знаменитые высотки и новое здание МГУ… (Одновременно были снесены многие исторические здания, церкви, монастыри, в том числе и храм Христа Спасителя (1931), возведенный в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. - Прим. авт.)
Притчей во языцех стали обвинения Сталина в тщеславии, вылившимся в немыслимом количестве его портретов, бюстов, памятников, названиях городов, улиц, заводов… Его изображения были в кабинетах руководителей всех рангов, на знаменах, транспарантах, плакатах, вымпелах, почетных грамотах… И, пожалуй, единственное место, где не было портретов вождя, это денежные банкноты. (Это косвенным образом подтверждает его неприязнь к частной собственности вообще, и к деньгам - в частности. - Прим. авт.)
Плюрализм в эпоху его культа личности был ничтожен. Но тем не менее допускал изображения теоретиков марксизма, в отдельных случаях - портреты или бюсты некоторых отправившихся в мир иной верных ленинцев, а также, по ведомственной принадлежности, - знаменитых русских полководцев, ученых, писателей…
Обвинения Сталина в тщеславии - в равной степени расхожи и наивны. Ведь почти ничего из всего того, что названо в его честь или было украшено его портретами, он никогда не видел, так как редко покидал Кремль, где жил и работал, или свои загородные резиденции - «ближнюю» и «дальнюю» подмосковные дачи.
Дело здесь не в тщеславии, хотя этого качества он не лишён, а, видимо, в другом. В том, что порушив или закрыв тысячи православных храмов, он создал новый культ - культ своей личности, и ему как богу начали поклоняться коммунисты, комсомольцы, а также им сочувствующие и все прочие атеисты, которые были главной движущей силой его эпохи. (Оголтелая антирелигиозная кампания, сопровождаемая невиданным на Руси вандализмом, жестокостью, грабежами и террором, началась еще при Ленине. При Сталине Церковь и священнослужителей тоже притесняли, но уже без былого размаха и цинизма. - Прим. авт.)
Сталин прекрасно понимал, что так называемому советскому народу - невиданной в истории общности людей, нужен советский же идол, всемогущий и вездесущий, который бы их идейно сплачивал и вёл к новым победам социализма. Скорее всего, именно в этом одна из причин гонений и нетерпимости по отношению к православию, которое в Российской империи являлась государственной религией. Проще говоря, возник своего рода идейно-политический антагонизм личного (!) авторитета Сталина - с тысячелетним (!) авторитетом Православной церкви.
Эта версия не противоречит мнению его родного внука, А.В. Бурдановского, согласно которого, Сталин изменил формулу классического для России идеологического «триумвирата»: «Вера - Царь - Отечество». То есть, «вождь и учитель» заменил веру на Ленина, место царя занял сам, а вот Отечество трогать поостерёгся…
Если так, то это многое объясняет. И вовсе не случайно Уголовный кодекс РСФСР (1928) предостерегал: «Совершение в государственных и общественных учреждениях и предприятиях религиозных обрядов, а равно помещение в этих учреждениях и предприятиях каких-либо религиозных изображений, наказывается исправительно-трудовыми работами на срок до трех месяцев или штрафом до трехсот рублей». (Под религиозными изображения разумелись обычные иконы, кресты и т. п. - Прим. авт.)
В биографии Сталина есть немало «белых пятен», о которых у историков не было, и нет единого мнения. С одной стороны, это обуславливается чертами его характера: он был умным, осторожным и скрытным человеком. С другой, - реалиями той эпохи, когда для устранения политических противников широко применялись такие методы, как доносы, обвинения в партийной ереси, громкие политические процессы, скорые на расправу суды и «особые совещания», репрессии, расстрелы…
Он хорошо знал историю не только России, но и многих других государств, например, Франции, и, скорее всего, разделял известный тезис Талейрана:
«…Осмотрительность, то есть искусство обнаруживать лишь часть своей жизни, своих мыслей, чувств и впечатлений, - составляет главное достоинство».
Так, не так, но путаница в его биографии начинается уже с даты рождения. Еще более запутаны отношения со старыми соратниками по партии и с Церковью.
Что касается его образования, то известно, что Сталин учился в духовном училище, потом в семинарии. Кроме родного для него грузинского языка знал русский, церковнославянский, древнегреческий языки, понимал латынь, немного читал по-немецки, занимался французским... Хорошо знал русскую и западную литературу, историю России и ведущих европейских держав…
Однако в чем причина его враждебного отношения к духовенству, доподлинно неизвестно. Сам он так отвечал на тот каверзный вопрос:
«Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма…»
К периоду его учебы в семинарии относятся и приписываемые ему стихи:
«…Но люди, забывшие Бога,
Хранящие в сердце тьму,
Вместо вина отраву
Налили в чашу ему.
Сказали ему: «Будь проклят!
Чашу испей до дна!..
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна!»
В первые послереволюционные годы Сталин поддерживает курс партии на уничтожение Церкви и духовенства, сформулированный в секретной директиве (1919) В.Ц.И.К. и Совета Народных Комиссаров:
«…Необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады».
Однако после смерти Ленина и по мере увеличения объема своей власти, Сталин прекращает террор против священнослужителей Русской православной церкви. Что касается экспроприации и уничтожения храмов, то это имеет место быть приблизительно до конца 30-х годов, но волна явно шла на спад.
Наконец, вождь отменяет (1939) ту страшную директиву. В без всякого преувеличения историческом решении ЦК ВКП(б) есть такие слова:
«Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.
Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за N 13666-2 «О борьбе с попами и религией», адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК-ОГПУ-НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православноверующих, - отменить».
Своего рода «заключительным аккордом» в непростых отношениях с Церковью можно считать слова Сталина, сказанные им в Кремле во время встречи (1943) с иерархами Русской православной церкви:
«Церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР».
(После той встречи гонения на православную церковь практически прекратились, и к началу 50-х на территории СССР более или менее свободно функционировали 1,3 тыс. церквей, 63 монастыря, 9 семинарий и 3 духовных академии. - Прим. авт.)
Сталин был человеком принципиальным. Во всяком случае, в лицемерии или коварстве его не обвиняли. Что же касается огромных людских потерь, связанных с укреплением его личной власти, социальными преобразованиями, грандиозными стройками пятилеток, то он считал это неизбежным: «лес рубят - щепки летят». И хотя теми «щепками» оказались миллионы (!) граждан, однако и достижения его эпохи были феноменальны. Это вовсе не реклама: строились тысячи (!) новых заводов и фабрик, открывались шахты и рудники, пускались домны и прокатные станы, прокладывались новые каналы, шоссейные и железные дороги, на глазах менялся архитектурный облик столицы…
Известна историческая легенда, связанная с уничтожением (1931) храма Христа Спасителя, построенного вблизи Кремля в ознаменование победы над Наполеоном. Мол, ничего на том святом месте возвести не удастся, ибо тому будет препятствовать вода. (1. Так, не так, но все попытки возвести на том месте что-то иное заканчивались неудачей. 2. В более позднее советские времена там был построен бассейн «Москва». 3. В конце концов, на том месте в 1990-х годах был заново возведён храм Христа Спасителя, который практически ничем не отличался от своего исторического прототипа. - Прим. авт.)
Что касается алкоголя, то Сталин, при всех его достоинствах и недостатках, был вполне здравомыслящим политиком и потому не ставил перед собой заведомо неразрешимых задач. В его правление водка была доступна всем: и его идейным единомышленникам, и его противникам, и массе рабочих или крестьян, не озабоченных политическими заморочками той, скорой на расправу эпохи.
Возможно, именно в этом одна из причин стабильности его правления и даже обожания со стороны немалой доли простого народа, с чем многие историки не согласны.
Однако есть неопровержимые факты, которые указывают на то, что весьма значительная часть населения его действительно боготворила. Например, такой: на его похоронах, не смотря на то, что были приняты экстраординарные меры безопасности - улицы были перегорожены тяжелыми грузовиками, в давке на Трубной площади погибло много людей, хотевших проститься с «великим вождем всех времён и народов». (На той площади в XIX в. располагался трактир, имевший дурную славу притона. Подвалы того трактира назывались «Ад» и «Преисподняя». - Прим. авт.)
Не усердствовал Сталин и по поводу самогоноварения в деревнях и селах. И похоже, потому, что, с одной стороны, ему нужно было заручиться поддержкой комитетов бедноты (комбедов) в создании колхозов, с другой, - он прекрасно понимал, что заручиться поддержкой тех голодранцев невозможно, если лишить их самогона. Кроме того, как выходец из неблагополучной семьи, он доподлинно знал, что непьющих мужиков не бывает. В лучшем случае - таковых два или три на деревню и немногим больше на село. Что, конечно же, смехотворно мало для создания тех пресловутых комбедов, которые и должны выполнить всю «грязную» работу.
Поэтому теоретик коллективизации придерживался прагматичной линии: чёрт с ними, пусть хлещут свою сивуху, лишь бы раскулачивали сельских богатеев и организовывали коммуны… (Именно в те времена рождается горькая прибаутка: «Колхоз - дело добровольное. Хочешь - вступай, хочешь - нет, но корову веди». - Прим. авт.)
Санкционированные государством грабежи нередко провоцировали забой скота, поджоги изб и подворий, убийства активистов, что приводило к невиданному ожесточению на селе между ограбленными крестьянами и «опричниками» советской власти. Хуже того: волна насилия и уничтожения имущества грозила выйти из-под контроля. Поэтому, чтобы унять не в меру ретивых активистов, Сталину пришлось выступить со статьей «Головокружение от успехов…» (1930), в которой запрещалось раскулачивать небогатые крестьянские хозяйства, живущие своим трудом.
Увы и ах, но его дурная идея с созданием коллективных хозяйств была реализована силой, а огромное количество раскулаченных крестьян подверглись наказаниям: от выселения из родных сёл и ссылок в необжитые места, до лагерных сроков и расстрелов.
Однако насильственная коллективизация крестьян проблем с продовольствием не решила. Напротив, ситуация настолько ухудшилась, что во многих хлебных регионах начался страшный голод, при котором люди гибли тысячами...
А вот винная монополия не только давала стабильную и весьма существенную долю государственных доходов, но и имела положительную динамику.
Как там было на самом деле, история умалчивает по причине всеобъемлющей секретности той эпохи. Однако факт упрямая вещь: в эпоху Сталина никаких радикальных реформ или запретов в области алкоголя не случилось. Напротив: ответственность за изготовление самогона была значительно смягчена. С 1928 г. «Изготовление и хранение самогона без цели сбыта, а также сбыт не в виде промысла» равно как и «изготовление самогонного аппарата для личного пользования наказывались всего лишь штрафом до ста рублей или исправительно-трудовыми работами на срок до одного месяца».
А вот самовольный сбор колосков на сжатом колхозном поле наказывался куда более сурово и грозил не только уголовным сроком на стройках пятилетки… Если бы…
Беспрецедентно жестокий «Указ 7/8» (от 7 августа 1932) «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации, и укреплении общественной (социалистической) собственности», предусматривал длительные сроки лишения свободы и даже расстрел (!) с конфискацией имущества за любое хищение социалистической собственности. За хищения же в незначительном объеме (один гвоздь, катушка ниток, колоски на сжатом поле…) - предусматривал до 10 лет (!) лишения свободы с конфискацией имущества. Что круто, то круто…
Не цацкалась власть и с должностными лицами: за халатное отношение к службе можно было легко и просто отправиться года на три в места не столь отдаленные. В этом тоже был свой резон: в эпоху так называемой «индустриализации страны» - на строительстве заводов или каналов требовались не только миллионы бесплатных рабочих рук, но и большое количество управленцев низшего и среднего звена. Потому и беспрецедентное ужесточение законов было выгодно для грандиозных планов «вождя всех времен и народов».
В середине 30-х годов начались массовые репрессии в отношении явных и тайных политических противников Сталина, военачальников высшего и среднего состава, видных хозяйственников, известных ученых… Поплатились свободой или жизнью за свои неосторожные либо им приписываемые слова и многие другие категории граждан, не имевших отношения к проводимой политике.
Многие народные песни родом именно из той мрачной эпохи. Например, - о Колыме:
«Я помню тот Ванинский порт
И крик парохода угрюмый.
Как шли мы по трапу на борт,
В холодные, мрачные трюмы.
…Будь проклята ты, Колыма,
Что названа Чёрной планетой.
Сойдешь поневоле с ума -
Оттуда возврата уж нету».
Как ни странно, но репрессии коснулись не только людей, но и алкоголя. Ибо переименование многих сортов пива нельзя объяснить иначе, как по политическим мотивам. К примеру, лучшее советское пиво, известное тогда под маркой «Венское», победив на общесоюзном конкурсе (1936), в одночасье становится «Жигулёвским». То есть, не мудрствуя лукаво, его именуют по названию производителя, Жигулевского пивоваренного завода в г. Куйбышев (Самара). Аналогично поступили и с другими марками пива: «Мюнхенское» переименовали в «Украинское», «Пильзенское» - в «Рижское», а «Экстра-Пильзен» - в «Московское».
Существует и жутковатая историческая легенда, связанная с жигулёвским пивом и с теми мрачными временами. Якобы Центральная научно-исследовательская лаборатория пивоваренной промышленности (ЦНИИЛП) в 1936 г. получила от одного из высших партийно-государственных функционеров «предложение», от которого не смогла отказаться». А именно: разработать рецепт легкого светлого пива, которое могли бы без особых хлопот варить все пивоваренные заводы.
При этом следует пояснить, что в соответствии с технологиями тех лет процесс приготовления обычного пива занимал около двух месяцев. ЦНИИЛП справилась с поставленной задачей и разработала технологию изготовления пива за 3 (!) недели.
Итоги же того аврала необычны: «Жигулевское» приобрело всесоюзную славу, а разработчики новой технологии были… расстреляны. Во всяком случае, так утверждали злые языки. (Не в меру ретивые следователи НКВД могли обвинить авторов ускоренной технологии, например, во вредительстве или саботаже, за что в те лихие времена легко можно было поплатиться жизнью. - Прим. авт.)
В общем и целом, у Сталина и без алкоголя хватало заморочек с соратниками по партии, оппортунистами, уклонистами и прочими «змиями», которых он считал врагами трудящихся (врагами народа) и посредством репрессий планомерно изводил их под корень.
Именно в те годы сложили каверзную прибаутку:
- А какой оппортунизм, товарищ Сталин, хуже: правый или левый? - подобострастно спрашивали его соратники по партии.
- Оба хуже! - безапелляционно отвечал тот и тем самым обрекал тех пресловутых оппортунистов на длительные сроки заключения. Это, так сказать, в лучшем случае…
(Оппортунизм - (франц. opportunisme, от лат. opportunus - удобный, выгодный), приспособленчество, соглашательство, беспринципность... - Из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.)
Но надо отдать Сталину и должное: к концу 30-х годов он настолько преуспел в борьбе со всевозможными оппортунистами, что руководящий состав в партии, государстве и армии кардинально обновился. Видимо, не случайно в те годы ходила на редкость мрачная шутка, которую передавали только верным друзьям и только шепотом:
- В СССР кроме «Госстраха» есть и «Госужас»… (Под «Госстрахом» разумели систему государственного страхования, а под «Госужасом» - карающий меч социалистического государства, НКВД. - Прим. авт.)
Обладал Сталин и одним весьма редким качеством: он умел заставить работать на благо Родины не только своих идейных сторонников, но даже и своих политических противников. К примеру, - затаившихся врагов, смертельно ненавидящих и его самого, и его реформы. Удивительно, но факт: вождя мало занимало, что они думали по поводу его методов устрашения, главное - чтобы работали с полной отдачей сил. И потому поговаривал, усмехаясь в усы: «Боятся? Значит, уважают…»
Доходило даже до того, что жены некоторых высокопоставленных функционеров, вплоть до действующих наркомов, отбывали немалые сроки заключения в лагерях по печально знаменитой, 58-й статье Уголовного кодекса. Однако сами функционеры не только вкалывали как проклятые, но и не смели даже заикнуться о смягчении наказания для своих близких родственников.
Следует пояснить реалии того страшного времени. Печально знаменитая 58-я статья УК РСФСР предусматривала не только суровые наказания в виде лишения свободы на срок до 25-ти лет, а также смертную казнь (расстрел) за контрреволюционную деятельность, измену Родине, шпионаж, вредительство, саботаж… но и уголовное наказание для членов семьи (!) врагов трудящихся (врагов народа). В лучшем случае им грозила ссылка до 5 лет в Сибирь, в худшем - лишение свободы на срок до десяти... (1. Статья была на редкость «универсальной», состояла из 17 (!) подпунктов и активно применялась в годы репрессий. 2. Применение некоторых пунктов той статьи - в отношении семей врагов народа - будет временно приостановлено после судьбоносной фразы Сталина (1935): «Сын за отца не отвечает». - Прим. авт.)
К концу 30-х годов промышленное производство вин, ликеров и водок не только увеличивается, но и улучшает свои качественные показатели. Что касается водок, то для их производства стали употреблять спирт высшего качества двойной ректификации, вырабатываемого практически по той же технологии и из того же сырья (рожь, пшеница), как это делали еще в XIX веке. Тогда же появляются и не только новые сорта водок, более крепких, чем обычно - в 50 и 56 % об., но и обычной крепости, ставших весьма популярными: «Зверобой», «Зубровка», «Спотыкач» и др.
В 1940 г. происходит знаменательное событие: появляется «Московская особая» водка, которая станет такой же легендой, каковой в 1894 г. стала «Московская особенная». Более того, с той водкой будет связана вся наша дальнейшая история, как в мирное, так и в военной время.
К довоенному периоду правления Сталина относится и историческая легенда, согласно которой сам вождь денно и нощно занимался государственными делами, не считаясь с отдыхом и собственным здоровьем. И потому наркомов, партийных секретарей или директоров заводов не удивляли совещания в Кремле, назначенные заполночь.
Скорее всего, в основе той легенды особенности его биологического ритма. Сталин был «совой», поэтому поздно ложился и поздно вставал. О том, что вождь работает даже по ночам, было известно всем, и это создавало ему образ заботливого «отца народа». Однако известно и другое: Сталин действительно много работал, нередко - по 12 - 15 часов.
Вот что по этому поводу напишет в своих воспоминаниях маршал Жуков: «И.В. Сталин в годы войны <…> работал напряженно, по 15 - 16 часов в сутки». (По воспоминаниям одной из его стенографисток, во время войны Сталин начинал работу около часу дня, а заканчивал в пять утра. - Прим. авт.)