Исследователь-эмпирик первым делом задаст вопрос о том, кто или что входит в русскую нацию? «По умолчанию» такой вопрос не решается. Границы русской нации определяются соотношением этносов, которые её затрагивают или окружают. Это внешнее, формальное определение нации.
Внутренние этнические проекты русской нации - те, которые полностью или почти полностью входят в состав русской нации, хотя и отличаются от них. Роль этих проектов состоит в том, что они придают общей картине нации «своеобразные оттенки». У носителей этих идентичностей преобладает русская идентичность в целом.
Среди них можно назвать великорусский проект как ядро нации 14, а также ряд других этнических идентичностей, которые в неё включены: белорусский, украинский проект 4''; проекты ряда ассимилированных финно-угорских народностей, титульных для некоторых субъектов Российской федерации; перечень проектов на базе ассимилированных диаспор, например, «русские евреи» или «русские немцы».
Проводя аналогии с известной степенью приблизительности, можно сказать, что внутренними проектами американской нации являются «янки» (WASP 16) и южане, ассимилированные итальянцы, американские ассимилированные евреи и темнокожие (список, естественно, неполный). При этом мы, конечно, имеем в виду, что американская нация по историческому типу и по степени однородности сильно отличается от русской и других наций.
Как хорошо видно из перечисленных этнонимов, основной состав внутренних проектов нации формируется из смежных или даже внешних, и лишь некоторые можно отнести к одному или двум ядрам нации. Так, WASP являются ядром американской нации, но к ним можно отнести и южан, обладающих сходной идентичностью.
Точно так же ядром русской нации можно считать великороссов и примыкающих к ним белорусов восточной и центральной Белоруссии, а также украинцев северной и северо-восточной Украины, например, украинцев - жителей Киева и крупных городов.
Смежные этнические проекты для русской нации. Смежные проекты русской нации - этнопроекты, в которых сложно установить,
какая сторона, внешняя или внутренняя по отношению к русской нации, преобладает в них по всей сумме факторов. Роль этих этнопроектов в русском этногенезе очень разная, равно как механизмы и причины попадания в смежную ситуацию.
Прежде всего это украинский проект 17, проекты ряда активно ассимилирующихся титульных тюркских этносов и особенно их российских диаспор (поволжские татары), якуты, такие группы, как понтийские греки.
Сложным является вопрос о степени смежности кавказских диаспор. Нет сомнения в том, что кавказские этносы остаются внешними по отношению к русской нации проектами. Это в значительной степени влияет и на состав кавказских диаспор, делая их «внешними» по отношению к русским и этнически целостными.
Всё же некоторые диаспоры заметно затронуты ассимиляционным процессом. В них есть большие группы людей, усвоивших русскую идентичность. Это, например, значительная часть армян и грузин, проживающих на территории РФ. То же самое можно сказать о молдаванах, особенно тех, кто постоянно проживает в России, на Украине и в Приднестровье. Молдавский проект в целом является внешним, хотя он эволюционировал в сторону смежности с русским.
Внешние этнические проекты, оказавшие существенное влияние на формирование русской нации. Роль внешних этнопроектов несколько иная - «отзеркаливание», образование собственной идентичности в отталкивании от иной, чужой. Это те этносы, с которыми русские находились или находятся в активном соприкосновении, конфликтах или кооперации.
Если родоплеменная общность может жить сама по себе, более того, ей для сохранения противопоказан плотный контакт с другими этносами, то нация не может формироваться в «безвоздушном» этнокультурном пространстве. Более того, для обретения статуса нации ей необходим контакт именно с этносами, также имеющими статус наций. Недостаток контактов с другими нациями ведёт к замедленному созреванию, формированию так называемой «запоздалой» нации, что мы как раз наблюдаем на примере русской. Это было одной из причин, что генезис русской нации до сих пор не завершён, среди психологических черт наблюдается такое свойство, как диффузность.
Большинство этносов, с которыми активно контактировали русские на протяжении последних веков, заведомо не приблизились к статусу наций. Так, тюркские и угро-финские этносы, а также кавказцы (за исключением армян и части грузин) представляли собой родоплеменные общности. Формирование народностей на их субстрате относится уже к советскому периоду или к XIX веку. Тем не менее, отзеркаливающее или прямое влияние их на русских было весьма велико.
Тюркское влияние на русскую нацию, вопреки распространённым стереотипам, в основном внешнее и косвенное, но при этом весьма сильное. Русские контактировали, воевали, заимствовали, но строили жизнь и государство по-своему.
Основная масса этносов Восточной и Центральной Европы представляла собой формирующиеся народности. Среди этносов, достигших статуса нации раньше русских или примерно одновременно можно назвать поляков, немцев, шведов, литовцев, венгров. Большая плотность контактов русских приходилась именно на эти этносы.
В конечном счёте, цементирующее влияние на генезис русской нации оказало именно отзеркаливание идентичности немцев и поляков.
Географическая, политическая и культурная дистанция с немцами и поляками является первостепенной ключевой мерой, которая одновременно сближает русских с внутренними и смежными проектами (белорусским, украинским, татарским, угро-финским). Это и есть реальная этническая граница Европы, за которой начинается этническая Евразия, в свою очередь граничащая с этнической Азией. Отграничением русских от польской нации и немцев объясняется в частности возникновение феномена западных украинцев (Галичина, Буковель и другие регионы), которые из-за сильного влияния на них поляков и австрийцев с одной стороны и русских с другой оказались в стороне от развития русской нации.
Если говорить об отличии самих типов национальных проектов русских от немцев и поляков и других европейцев, то оно весьма тонкое. И те, и другие являются нациями, скорее, по крови, чем по гражданству, экономике и культуре. Вместе с тем русский проект включает в себя разнообразие этнических проектов.
В конце XVIII века важное влияние оказали французы, особенно на верхние сегменты русской нации. Английская, американская национальная идентичность повлияли сравнительно поздно: во второй половины XX века.
Русская нация, на поверхностный взгляд, кажется близкой по своему типу к таким нациям-государствам, как США, Франции, Великобритании, что даёт почву для введения термина «россияне» наподобие «американцы» или доктрины «российской нации» 18. Однако Россия - многонациональная страна, где наряду с русскими живут разные народности и много диаспор. Они явно не торопятся объединяться с русскими в одну нацию, равно как и русские с ними.
Парадоксальная особенность в том, что русские, имея мощное государство с огромной бюрократией, охватывающей часть нации, не являются государством-нацией, а остаются нацией по крови. Но, оставаясь нацией по крови, активно интегрируют представителей других этносов с отличными культурными и расовыми особенностями.
Получается своего рода замкнутый круг, который позволяет говорить о русских как о специфической модели евразийской нации, отличающейся и от государства-нации Западной Европы и США, и от нации по крови в национальном государстве Центральной Европы, и от мультинациональной империи типа СССР.
Особенность евразийской нации видится в том, что она в этническом, расовом и культурном плане является достаточно однородной, а именно европейской, но существует в форме империи с различными субэтносами. Эти субэтносы являются внутренними и смежными проектами нации. При этом в империю входят и этносы, не включённые в нацию, например, этносы Кавказа, Средней Азии, Прибалтики.
Такая нация, несмотря на сложность и пестроту этнической картины внутренних и внешних отношений, сохраняет высокую жизнеспособность, единство, способность к ассимилированию других и вместе с тем этническую и культурную толерантность. Такова русская нация.