БОЛЬШИЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ХРОНИКИ (Les Grandes Chroniques de France) — условное название корпуса исторических сочинений (летописей, хроник) по истории Французского королевства с древнейших времен до 1461 года, созданных в XIII—XV веках под эгидой аббатства Сен-Дени (отсюда еще одно название — «Хроники Сен-Дени»). Аббатство, посвященное св. Дионисию — небесному покровителю французских королей, являлось усыпальницей королевского дома Франции с эпохи Меровингов и в силу этого получило функцию создания и поддержания исторической памяти французской монархии. Основой свода Больших французских хроник стал «Роман королей» — первая историческая хроника королевства на французском языке, написанная по распоряжению короля Людовика IX Святого монахом аббатства Приматом. Распоряжение было дано около 1250 года и являлось частью программы преобразований в королевстве. При написании своего труда Примат опирался на латинскую рукопись хроники, составленной в аббатстве Сен-Дени на основе более древних рукописей XI—XII веков из Флери-сюр-Луар и парижского аббатства Сен-Жермен-де-Пре, а также на другие латинские исторические тексты (в том числе произведения монахов Сен-Дени — Ригора и Гийома Ле Бретона о правлении Филиппа II Августа). Труд был закончен в 1274 и торжественно вручен сыну Людовика IX Святого королю Филиппу III Храброму.
Продолжения Большие французские хроники писались на латинском или французском языках, причем современниками по собственным впечатлениям или о недавнем прошлом. Около 1285—1300 годов рукопись Больших французских хроник была продолжена хранителем архива аббатства Гийомом из Нанжи историей правлений Людовика VIII и Людовика IX Святого, а двумя его анонимными продолжателями — историей последних Капетингов. В 1350 году певчий Сен-Дени Ришар Леско и его анонимные продолжатели дополнили Большие французские хроники историей правлений Филиппа VI Валуа и Иоанна II Доброго. При Карле V Мудром история в еще большей степени была поставлена на службу политическим интересам государства, и в контексте секуляризации власти создание официальной летописи монархии было взято под контроль короны, впервые поручившей ее написание не монаху Сен-Дени, а мирянину и высокому должностному лицу — канцлеру королевства Пьеру д’Оржемону. Его анонимный труд охватил правления Иоанна II Доброго и Карла V Мудрого. Карл VI вновь передал функцию фиксировать историю королевства монаху из Сен-Дени, певчему Мишелю Пинтуэну. Едва вернув власть над Парижем после королевской схизмы (1437), Карл VII поручил монаху Сен-Дени Жану Шартье написать хронику своего правления (в двух версиях — латинской и французской), впервые придав ему статус официального историографа (принесение клятвы за должность и получение жалованья). Воцарение Людовика XI в 1461 году упразднило традицию Сен-Денийских хроник: он поручил эту функцию монаху клюнийского ордена Жану Кастелю.
Большие французские хроники представляют собой историю одновременно национальную и королевскую, поскольку отражают интересы королевской власти и политической элиты (знати). Уже произведение Примата заложило основу для национального мифа, в том числе о древности королевского рода, идущего от троянцев, и о преемственности на троне Франции трех династий — Меровингов, Каролингов и Капетингов, как и созданных ими институтов, что служило легитимизации и укреплению королевской власти. Не случайно здесь впервые короли Франции получили порядковые номера. Здесь же впервые появляется аллегорический образ «нации Франции», чье превосходство в мире общепризнано. Ришар Леско в сложной ситуации воцарения Валуа и претензий короля Англии на французский трон нашел и включил в текст Больших французских хроник фрагмент Салической правды, якобы исключавшей права женщин на наследование трона Франции, что стало основой фундаментального закона о престолонаследии.
Большие французские хроники являлись в глазах современников самой аутентичной и авторитетной историей страны. Официальный статус свода Больших французских хроник был заявлен в ходе судебного процесса 1410 года между аббатством Сен-Дени и капитулом парижского собора Нотр-Дам по поводу местонахождения отсеченной головы св. Дионисия. Обе стороны ссылались на латинскую и французскую версии свода как на неопровержимый документ, а монахи Сен-Дени настаивали на официальном статусе своих хронистов как служителей короны («хронистов Франции»), которая заказывала или утверждала их сочинения.
Большие французские хроники пользовались огромной популярностью, о чем свидетельствует большое число дошедших до нас рукописей (около 130), а их внешний облик — о высоком социальном ранге аудитории: множество экземпляров было богато иллюминировано. В библиотеках королей Карла V Мудрого, Карла VI, принцев крови (герцогов Беррийского, Орлеанского), высоких чиновников хранилось по несколько экземпляров Больших французских хроник. Среди них выделяется рукопись с 51 миниатюрой, выполненной Жаном Фуке; размещенные в начале каждой главы, они подчеркивали наиболее важные для монархии исторические события, в том числе помазания и коронации, парадные въезды королей, а также взаимоотношения с церковью и с Англией в ходе Столетней войны. Однако зона распространения Больших французских хроник была географически ограничена областями севернее Луары. Со второй половины XV века аудитория Больших французских хроник расширилась за счет университетских интеллектуалов и королевских должностных лиц, интересовавшихся национальной историей. Хотя стиль и содержание Больших французских хроник оказали большое влияние на исторические сочинения эпохи Возрождения (труды Р. Гагена, Н. Жиля и др.), сам свод стал восприниматься как устаревший и практически не издавался после изобретения книгопечатания.
С. К. Цатурова.
Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016.
Литература:
Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М., 2002; Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой / Пер. с фр. В. И. Матузовой; комм. Д. Э. Харитоновича. М., 2001; Чернова Г. А. Миниатюры «Больших Французских хроник». М., 1960; Guenée B. Les Grandes chroniques de France. Le Roman aux roys (1274—1518) // Les Lieux de mémoire / Éd. P. Nora. T. II. La Nation. Paris, 1986. P. 189—214; Hedeman A. D. The Royal Image. Illustrations of the Grandes chroniques de France, 1274—1422. Berkeley-Los Angeles-Oxford, 1991.