Панславизм и пангерманизм
Гегемонизм, как политическая доктрина - явление пагубное. Установка на безусловное доминирование одних субъектов политического мира над другими приводила и приводит к истребительным войнам. Нельзя одному государству, даже наиболее сильному, навязывать другому государству, даже наиболее слабому свои политические взгляды, стиль поведения, культурные предпочтения, тем более, давить на их общественное сознание силовыми, моральными, экономическими методами, и уж, тем более, при помощи агрессивных войн.
Панславизм в своем классическом смысле был движением за распространение влияния России на другие славяноязычные народы и включения их в «Великую Россию. Возникшая в центре Европы единая Германия в союзе с Австро-Венгрией, изначально стала препятствиям для этих российских амбиций. С этого времени в самой России начались притеснения немецкой культуры. Враждебное отношение, как к «своим немцам», так и к «германцам» в целом, стало неотъемлемой частью российской политики. Эта политика явилась одной из главных причин, приведших Россию к двум революциям и участию в двух мировых войнах, и в конечном итоге к гибели советской империи в 1991 году.
Американский профессор Ганс Кон в книге «Национализм: его смысл и история» (Нью-Йорк, 1955 год) пишет: «В 1867 г. второй Всеславянский съезд, собравшийся в Москве, провозгласил верховенство России в славянском мире. Многие панслависты разделяли веру в мессианскую роль России, согласно которой русский народ избран Богом для спасения человечества. Русские были признаны подлинно христианским народом, столпом православия (истинной веры), мира и социальной справедливости, и призванным распространить это послание среди всех народов. Великий писатель Федор Достоевский (1821-1881 гг.) был сторонником славянофильства и панславизма. Русские коммунисты, свергнувшие в ноябре 1917 г. под руководством Ленина недолговечный демократический режим, установленный Февральской революцией 1917 г., возродили русское мессианство, провозгласив русских подлинной социалистической нацией, столпом марксизма (истинной веры), мира и социальной справедливости, призванным распространить это послание среди всех народов. В 1945 г. они осуществили самые дерзкие мечтания панславистов России XIX в., объединив всех славян под водительством России и расширив ее границы до Одера и Адриатического моря. Они нанесли поражение пангерманизму Адольфа Гитлера (1889-1945 гг.), который к 1941 г. осуществил самые дерзкие мечты его предшественников — пангерманистов».
Пангерманский союз был основан в 1891 году Эрнстом Хаазе и Генрихом Классе, идеи которого основывались на трудах Эрнстa Морицa Арндта, Гвидо фон Листа и Генрихa фон Трейчке. Отметим, что это течение возникло на 43 года позже, чем панславизм, и суть его в отличие от панславистов никак не сводилась к подчинению своей воле географических соседей германского происхождения (например, Норвегии, Дании, Швеции, Англии, Фландрии, Голландии), а тем более к созданию на собственной базе общей государственности под эгидой Германии.
В 19-м веке идеологи течения пангерманизма понимали под этим термином единство именно немцев. А не других германских народов континента. Сам термин пангерманизм был вызван к жизни той нелепой ситуацией, когда миллионы немцев оказались отрезанными от своих соотечественников. Немцы были народом, проживавшим в различных странах и частях света.
Закономерно, что в этих условиях Германию, практически не имеющую колоний и неисчерпаемого людского потенциала, как, например страны Антанты, стала заботить судьба германцев за пределами Германской империи, в особенности в Австро-Венгрии и в других регионах Европы. Германия могла наращивать свой потенциал только за счет внутренних ресурсов, в том числе – национальных. Но к тому времени этот национальный потенциал оказался разбросан небольшими диаспорами по разным странам.
В германском законодательстве в конце 19-м века появился закон о том, что любой этнический немец, где бы он ни обитал, при желании имеет право стать подданным Германского Рейха. Этот закон, кстати, действует и по настоящее время.
Как надуваются мыльные пузыри истории
Напрасны были все усилья,
Изгнать немецкое засилье:
С рассветом немка мне, бывало,
Немецкий кофе подавала…
Журнал «Заря», №7, 15 февраля 1915 г.
В умах русского человека, в первую очередь, в умах интеллектуалов существует и еще один легковесный и в то же время вредный для налаживания взаимопонимания между немецким и русским народами миф о "немецком засилье", которое чуть ли не со времен царя Ивана Грозного существовало в России. Некоторые даже называют такое явление "немецкой партией". Суть этого мифа заключается в том, что немцы, находясь при царях, а потом и при императорах, как могли, так вредили России. Особенно вольготно, как утверждают особенно рьяные патриоты России, они себя чувствовали во времена Российской империи, когда на троне, начиная со времен императрицы Анны Иоанновны и вплоть до царствования Николая Второго, немцы буквально облепили русскую власть. Находясь при троне на разных должностях, они, дескать, предпринимали усилия, чтобы навредить России, ее государственности, поскольку выполняла роль "пятой колонны" Германии. Начнем с того, что немцы приезжали в Россию на протяжении веков из разных земель Германии, будучи подданными разных местечковых властителей, возглавляющих различные политические режимы. Другими словами, не было в 16-17-18-19 веках Германии, как таковой, а было большое количество различных германских земель, возглавляемых различными королями, князьями, маркграфами, курфюрстами. Поэтому ни о какой "немецкой партии", функционирующей в России в интересах некой виртуальной Германии, речи не могло быть в принципе.
Да и какие, согласно этим домыслам русских патриотов, должны были быть русские дураки, позволившие хозяйничать в самых высоких эшелонах власти представителям вражеского государства. То есть, по существу на протяжении столетий терпеть некий немецкий оккупационный режим? А выходит, действительно позволили, поскольку немцев и при дворе на самых высоких постах, и в русской армии на командных должностях было действительно немало. А позволили, скорее, не мешали немцам пребывать в этих структурах потому, что толк от них какой-никакой был. И представляли они не оккупационный режим, а истинных патриотов России нерусского происхождения. При этом следует учитывать, что не было в те далекие времена в Европе еще ни устоявшихся национальных государств, ни наций, как таковых и перед русским самодержцем были все, кто "прибыл на ловлю счастья и чинов", равны: и русский, и поляк, и жидовин, и литовец, и немец, и татарин. Для царя было важнее не то, какого роду племени был тот или иной имярек, а то, какова от него была польза государству Российскому и ему лично, как "хозяину земли русской". И ехали "немцы", а таковыми в России, практически, называли всех представителей Европы, прибывающих в Россию не «тянуть соки из России», не для подрыва ее основ, а для того, чтобы честно работать и тем самым обеспечивать благосостояние для себя и своих близких, то есть, семьи.
Таким образом, можно утверждать, что так называемое "немецкое засилье" в русском обществе возникло в умах тех русских аристократов и обыкновенных чиновников, кто не выдерживал при дворе конкуренции с "немцами" по уму, творческой воле к созиданию, по отсутствию лености и привычке к паразитизму. Все-таки с нуля начинали, опираясь только на свой талант, упорство и волю к жизни - лучше той, которая была им по рождению уготована в Европе. Не имели они за спиной многосотлетних боярских и княжеских русских корней, не имели нажитых эксплуататорским путем капиталов. Их союзниками могли быть, и были, лишь мощный интеллект, благородство и достоинство.
Кто не верит, пусть заглянет в "Георгиевский зал Московского Кремля", где в анфиладе героев в череде георгиевских кавалеров России вы в каждом третьем обнаружите "немца".
А теперь попробуем разобраться, откуда взялся в политическом, а потом и в научно-историческом обороте устоявшийся стереотип: "Дранг нах остен", которым, как ребенка волком, пугают мирового обывателя. Профессора от истории и от политики объясняют причины Первой мировой войны фанатичным стремлением Германии завоевать для себя жизненное пространство на востоке. То есть, за счет завоевания России, чтобы потом беззастенчиво пользоваться отвоеванными у нее ресурсами в своих интересах. Доктор исторических наук Наталья Нарочницкая, объясняя студентам МГУ причины начала этой войны, утверждает, что Германия (имея раз в 100 меньший потенциал, чем противостоящие ей страны Антанты), лелеяла надежды на порабощение России и в своих сумасшедших планах хотела определить ее народу место за Полярным кругом.
Стереотип, созданный в российском обществе подобными учеными, звучит так: "Немцы извечно стремились на восток, испокон веков угрожали славянам. Эти злобные немцы так невзлюбили русских, что не было у них другой цели, кроме одной: как бы эту Русь извести вконец и самим хозяйствовать на её земле».
O девизе немцев "Дранг нах остен" в русской версии электронной энциклопедии „Википедия“ сообщается следующий вымысел: «Сам лозунг «Дранг нах остен» появился в немецкой истории рано, а именно в VIII—XIII веках, когда германцы вели острую территориальную борьбу с западнославянскими народами, особенно в бассейне реки Лаба и прибрежных регионах Балтийского моря от Шлезвига до Прибалтики, где они также остро конкурировали с местными балтийскими и финно-угорскими племенами. По различным данным, авторами концепции экспансии на восток явились Карл Великий или император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса. Для борьбы с этими восточными народами были организованы и немецкие крестовые походы, имевшие переменный успех. В целом в эпоху развитого Средневековья немецкие княжества одержали верх в прибалтийском регионе, вытеснив в 13 веке русских купцов из Латвии. Немцами были ассимилированы, в том числе насильственно, многие коренные славянские и балтийские племена, в частности, пруссы. Подобная же политика проводилась в восточном направление и в более южных регионах Европы Священной Римской империи германской нации, а затем Австро-Венгрией, где немцы находились в положении доминирующего меньшинства, хотя в континентальных районах политика онемечивания имела несравненно меньший успех и немецкие колонисты смогли закрепиться лишь за крепостными стенами городов, окружённых местными этническими просторами».
Иными словами в корне неверная информация возведена в стереотип, и он активно внедряется в массовое сознание людей.
Обвинение немцев в извечном стремлении на восток выглядит облыжно и лицемерно, если обратиться к историческим фактам: Россия за 500 лет до Первой мировой войны увеличила свои территории в 30 раз, а Германия, как была, так и оставалась все эти столетия на своем исконном "клочке" земли.
Нужны еще какие-то доказательства!?
На самом же деле термин "Дранг нах остен" впервые появился на свет не в Германии и уж тем более не во времена Карла Великого, а спустя целое тысячелетие в Польше в середине 19 века, когда поляки активно боролись с русским царизмом за свою национальную независимость. Автором термина "натиска на восток" был польский националист, публицист Юлиан Клачко. В прокламациях и листовках он призывал Пруссию разорвать союз с «дикой, варварской империей русских» и объединиться с поляками. В мае 1848 года он опубликовал нечто вроде манифеста, в котором призывает Пруссию совместно с Австрией выступить против России, чтобы вернуть новообразованной в ходе победоносной войны с Россией Польше захваченные русскими у Речи Посполитой земли. Эти размышления польских националистов были облачены в одну главную идею, которая называлась «дранг нах остен». С тех пор по непонятным причинам этот лозунг очередными врагами Германии в режиме военной антигерманской пропаганды приписывается немцам как доказательство того, что они, дескать, во время всей своей сознательной истории стремились "с огнем и мечом дойти до берегов Тихого океана, а русских загнать за Полярный круг к белым медведям". Интерпретации этого натиска зависят от фантазий „ученых-историков“.
Использование идеологического и психологического оружия противниками во время войн - явление древнее и во многом оправдывающее себя, когда любыми средствами необходимо добиться победы над противником. Воспитание ненависти к врагу посредством создания о противнике мифов, например, о его исконной, вековой агрессивности и кровожадности - явление, которое благополучно дожило до наших дней. До и особенно во время Второй мировой войны советская пропаганда широко использовала это оружие против Германии в целом и немцев, как народа, в частности. Так в 1938 году на советские киноэкраны вышел фильм Сергея Эйзенштейна под названием "Александр Невский", повествующий о битве русского князя Александра с "немецкими псами-рыцарями", которых он чудным образом побил, и они нашли себе бесславную смерть на дне Чудского озера. A было этих "псов", оказывается, всего лишь, 42 человека да плюс несколько десятков кнехтов-оруженосцев, a хотели, ведь, всю Русь захватить!
Но, кроме мифа, созданного советскими кинематографистами, история сохранила об этом факте письменные сведения очевидцев, проливающие свет на историю "старины глубокой". Например, в Ливонской рифмованной хронике повествуется о том, что это была за „битва“, и как она происходила на самом деле: "Русские имели много стрелков, которые мужественно приняли первый натиск, (находясь) перед дружиной князя. Видно было, как отряд братьев-рыцарей одолел стрелков; там был слышен звон мечей, и видно было, как рассекались шлемы. С обеих сторон убитые падали на траву. Те, которые находились в войске братьев-рыцарей, были окружены. Русские имели такую рать, что каждого немца атаковало, пожалуй, шестьдесят человек. Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели. Часть дерптцев вышла из боя, это было их спасением, они вынужденно отступили. Там было убито двадцать братьев-рыцарей, а шесть было взято в плен. Таков был ход боя. Князь Александр был рад, что одержал победу".
Помимо непомерной героизации этой рядовой среди бесконечного множества характерных для тех времен военных стычек этот фильм знаменателен еще и тем, что в нем впервые употреблено оскорбительное для членов Тевтонского ордена словосочетание "псы-рыцари". Оно было введено в фильм Эйзенштейна для того, чтобы продемонстрировать обывателю агрессивный характер „звероподобного“ народа - немцев.
Истории, вообще-то, термин "псы" известен только в словосочетании "псы государевы", применительно к опричному войску русского царя Ивана Грозного. Ну, и ладно бы, война закончилась, а вместе с ней и необходимость заниматься пропагандой, которая была допустимой и каким-то образом объяснимой во время оной. Но, не тут-то было...
Эстафету художика-пропагандиста тут же перехватили историки, переведя миф из плоскости пропагандистской в плоскость "исторического знания". В изданном несколько лет назад учебном пособии по российской истории под редакцией известного профессора-историка Н.Н. Яковлева (известного из-за оплеухи, полученной прилюдно от ныне покойного академика Д.А. Сахарова за ложное обвинение в свой адрес) написано, что рыцари Тевтонского Ордена наступали по льду Чудского озера "под черным знаменем с белым черепом и костями!" Как видим, ,,фашистский“ стиль, как архетип врага, продолжает преспокойненько себе жить и в мирное время, спустя многие десятилетия после войны. О, если бы получивший по физиономии профессор Яковлев был одинок во лжи!
Удивляет также, с какой бездумной свободой российские историки употребляют понятие Германия в отношениии немецкоязычного мира Средневековья и более позднего времени. Государства с названием Германия в то историческое время не было, а была «Священная Римская Империя» (позднее она стала называться «Священная Римская Империя германской нации»). В эту империю входили на первом этапе половина Италии, часть Франции, а так же Бургундия, Сицилия, Неаполь, Нидерланды, Чехия, Силезия и прочая... И действовал пресловутый „Тевтонский орден“, выражаясь современным политическим языком, организация „интернациональная“, всецело подчиненная Ватикану, деятельность которой была направлена против прибалтийских язычников с целью обращения их в христианство, а никак не против христианской Руси. И участвовали в борьбе с язычесством моравский маркграф, австрийский герцог и чешский король в лице короля Богемии Оттокара II Пшемысла-Прибыслава в союзе с английским принцем Генрихом Дерби, позднее известным под именем короля Генриха IV Ланкастерского. Исходя из этого знания, о каком агрессивном немецком национализме и, o каких "немецких псах-рыцарях" в данном случае идет речь?
И вообще задача ордена "Девы Марии" (Тевтонского ордена) заключалась не только в борьбе с язычниками и военной защите христианских миссионеров, но также и в уходе за больными. Со временем Тевтонский орден превратился в феодальное государство (расположенное вне пределов тогдашней Германии), которое, как и любое соседнее, участвовало в вооруженных конфликтах, конкурирующих между собой европейских государств, в том числе и России. Вспомним опустошительные набеги Ивана Горозного в Ливонские войны. И именно в этих конфликтах, заключалась причина гибели государства Тевтонского ордена, усугубленная начавшейся в 15 веке в Германии антикатолической Реформацией. Перед Орденом никогда не ставилась задача изничтожить христианскую Русь.
К своему единству, которое, будем надеяться, окончательно состоялось в 1990 году, Германия шла многие столетия. Идея немецкого единства была великой целью для каждого немца. И это святое стремление отразилось в литературе, музыке, фольклоре. Интересна в этой связи история национального немецкого гимна. Мелодия композитора Гайдна, сочинённая им в 1797 году во время наполеоновских войн как новый гимн «Священной Римской империи германской нации» и названая им Kaiserlied („Gott erhalte Franz, den Kaiser, unsern guten Kaiser Franz“) стала через много лет основой для немецкого гимна 20 века. В 1841 году поэт Гофман фон Фаллерслебен написал на эту мелодию стихи, под названием "Песня немцев" (Lied der Deutschen). Начинается она словами: "Германия - прежде всего" („Deutschland, Deutschland über alles“). В контексте песни предлог "über" переводится именно так, а не наречием „превыше“, как навязывают переводчики этой песни на русский язык ", тем самым неправильно интерпретируя смысл этих слов. До 1918 года слова Фаллерслебена на эту мелодию пели все патриотически настроенные люди в Германии и Австрии, но официально мелодия Гайдна продолжалась использоваться как гимн Австро-Венгерской империи, наследницы австрийских территорий «Священной Римской империи германской нации». В 1922 году стихи Фаллерслебена на эту мелодию стали государственным гимном Веймарской республики. А затем и гимном Третьего рейха. В 1945 году гимн был запрещен Контрольным советом. В 1952 году мелодия Гайдна вновь была провозглашена национальным гимном ФРГ, третья строфа стала его официальным текстом. Первая строфа сегодня не поется, так как географические названия, перечисляемые в ней, находятся на территориях, потерянных Германией в результате последних войн. В 1991 году, после объединения Германии, третья строфа стала и текстом гимна объединённой Германии.
Однако в официальной историографии послевоенного времени, как в самой Германии, так и в других странах первая строфа „Германия, Германия превыше (вместо "прежде") всего" до сих пор трактуется как квинтэссенция извечной немецкой идеологии, как символ стремления к завоеванию и покорению всего мира.
Вот так! Ни больше и ни меньше... Как просто, оказывается, надуваются мыльные пузыри истории.
Читатель сам может судить, насколько шовинистичен текст «Песни немцев», вот оригинальный текст на немецком и русском языках.
Lied der Deutschen
Deutschland, Deutschland über alles,
über alles in der Welt,
wenn es stets zu Schutz und Trutze
brüderlich zusammenhält.
Von der Maas bis an die Memel,
von der Etsch bis an den Belt,
Deutschland, Deutschland über alles,
über alles in der Welt!
Deutsche Frauen, deutsche Treue,
deutscher Wein und deutscher Sang
sollen in der Welt behalten
ihren alten schönen Klang,
uns zu edler Tat begeistern
unser ganzes Leben lang. —
Deutsche Frauen, deutsche Treue,
deutscher Wein und deutscher Sang!
Einigkeit und Recht und Freiheit
für das deutsche Vaterland!
Danach lasst uns alle streben
brüderlich mit Herz und Hand!
Einigkeit und Recht und Freiheit
sind des Glückes Unterpfand;
blüh im Glanze dieses Glückes,
blühe, deutsches Vaterland.
"Песнянемцев"
Германия, Германия - прежде всего,
Прежде всего в мире,
Если она чтоб защитить себя
Всегда братски держится вместе!
От Мааса до Немана,
От Эча до Бельта.
Германия, Германия - прежде всего,
Прежде всего в мире!
Немецкие женщины, немецкая верность,
Немецкое вино и немецкие песни
Должны сохранять в мире
Свою старую добрую репутацию,
Всю жизнь вдохновлять нас к благородству.
Немецкие женщины, немецкая верность,
Немецкое вино и немецкие песни!
Единство и право и свобода
для немецкой Отчизны!
Давайте все стремиться к этому
братски, сердцем и рукой!
Единство и право и свобода —
Залог счастья.
Процветай в блеске этого счастья,
процветай, немецкая Отчизна!
Политика Англии после Русско-Японской войны
У России была извечная мечта – обратное превращение мусульманского Стамбула в православный Константинополь, овладение приливами Босфор и Дарданеллы. Эти планы Российской империи всегда встречали ожесточённое сопротивление Британии. У России и Англии были и другие противоречия, имевшие глубокие и непримиримые исторические корни, и в этих условиях заключать с ней союз было не только наивно, но и опасно. Подобный «союзник» мог изменить своему партнеру ради собственной стратегической выгоды при первом удобном случае. Политика двойных стандартов – давний прием внешней английской политики. В то время, когда Россия проводила внешнеполитический курс, направленный на сближение с Англией, последняя в январе 1902 года (за два года до начала Русско-Японской войны) заключила с Японией союз, согласно которому на деньги банкиров «ротшильдов-шиффов», был построен ударный броненосный японский флот. Финансисты прекрасно понимали, с какой целью и против кого он создавался.
Фирма «Кюн, Лейб и Компания» (глава – Яков Шифф) предоставила правительству Японии в 1904-05 годах огромные военные займы, обеспечив тем самым победу Японии над Россией.
После разрыва 24 января 1904 года дипломатических отношений Японии с Россией и начала Русско-японской войны английские и французские политики единым фронтом выступили против России. Мало того, Англия приняла непосредственное участие в войне на стороне Японии, командировав своих офицеров в качестве инструкторов в японские штабы. После поражения в русско-японской войне Россия вновь возвращается к активным действиям на европейском континенте и вне всякой логике продолжает сближаться с Англией, словно не видит, что Англия на каждом шагу ее предает и подставляет, для России, однако, вопреки логики, важнее любыми средствами добиться ослабления Германии.
По сути, ни России, ни Германии война в Европе была не нужна, она была нужна прежде всего Англии для усиления ее пошатнувшихся колониальных позиций. Англия и Франция, инвестируя деньги в модернизацию России, делали ее все более зависимой от их внешнеполитического курса.
Если для англичан и французов в борьбе за лидерство на континенте вопрос в определение стратегического врага собственным интересам не стоял, то у России такой выбор был. По крайней мере, это не должна была быть Германия, так как с ней у России не было никаких естественных противоречий или разногласий, которые нельзя было бы решить мирным путем за столом переговоров. Но выбор был сделан.
Англия всегда умело использовала другие нации в борьбе против своих врагов, например, русских против Наполеона, затем французов в Крымской войне против русских, японцев во время русско-японской войны против русских. На этот раз она умело использовала в большинстве своем искусственно подогреваемые противоречия между Россией и Германией. Конечная политика Великобритании была направлена против обеих империй – германской и российской. И это ей вполне удавалось.
Бисмарк однажды сказал: «Политика Англии всегда заключалась в том, чтобы найти такого дурака в Европе, который своими боками защищал бы английские интересы»...
Петр Николаевич Дурново – государственный деятель Российской империи, министр внутренних дел (1905—1906) справедливо отмечал, что жизненные интересы Германии и России нигде не сталкиваются и это дает полные основания для сосуществования обеих государств в мире, согласие и во взаимовыгодном сотрудничестве. И, наоборот, подчеркивал Дурново, интересы Британии и России везде противоположны друг другу. И даже гипотетическая победа России над Германией в результате даст неблагоприятные перспективы для России. Война России с таким сильным противником как Германия, предсказывал Дурново, приведет государство к социальному взрыву и революции. Такое провидение дорогого стоит, но власть России игнорировала трезвые высказывания собственных политиков.
Такая политика России вполне удовлетворяла Англию, ведь мировая война неминуемо назревала. Мировой финансовой олигархией, центром которой был Лондон, она и готовилась. И цели она ставила перед собой вполне осязаемые и конкретные, суть которых можно свести к одной главной: разрушение ненавистных империй – Российской, Германской и Австро-Венгерской. Только такой результат предстоящей войны устраивал Британию и давал ей новый импульс к новому могуществу и усилению мировой гегемонии.
Мало, кто вспоминает о том, что накануне войны Россия оказалась должна 6,5 миллиардов золотых рублей. Основным кредитором России являлся английский финансовый дом Ротшильдов. Такого долга на тот момент не было ни у одной страны мира. Ну, а долги, как известно, нужно было отрабатывать, то есть, ввязаться в войну с Германией.
Позорный провал внешней политики России в конце 19-го начале 20-го веков, приведший в конечном итоге к гибели Российской империи и установлению кровавой большевистской диктатуры, до сих пор усиленно скрывается от общественности. Ответом на этот провал до сих пор существует от начала до конца вымышленная версия о сверхагрессивности Германии, которая, якобы, развязала Первую мировую войну.
В войну Германия вступает с лозунгом, озвученным бывшим рейхсканцлером (1900-1909 г.г.) Германской империи Бернхардом Бюловым: «Мы требуем не господства над миром, а уважения к себе». И, похоже, что, несмотря на то, что Россия вынудила Германию воевать на два фронта, уважать себя она все же заставила. Справедливости ради отметим, что это уважение в будущем обошлось Германии очень дорого.