«ЭТИКА» («Ethicamoregeometricodemonstrata», Amst., 1677), главное произведение Спинозы. Написано на латинском языке. Работа над «Этикой» была начата в 1662 году и закончена в 1675 году. Напечатать её не удалось из-за нападок на Спинозу, вызванных публикацией в 1670 году «Богословско-политического трактата» и уходом от власти республиканской партии, глава которой был покровителем Спинозы. Издана посмертно. Книга состоит из 5 частей и построена по образцу геометрических трактатов: каждая часть состоит из теорем, лемм, коллариев (выводов) и схолий (пояснений). В 1-й части мыслитель выдвигает своё фундаментальное положение о субстанции, тождественной богу и природе, и строит онтологическую систему, главными категориями которой являются субстанция, выступающая причиной самой себя (causa sui); атрибуты, каждый из которых выражает вечную и бесконечную сущность и составляет вместе с бесконечным множеством других атрибутов субстанцию; модусы, или состояния субстанции. 2-я часть посвящена природе души, её соотношению с телом, а также познавательными способностям; в ней содержатся основные гносеологические выводы Спинозы и учение о теле. Душа и тело трактуются в «Этике» как вещь мыслящая и вещь протяжённая. Так как они принадлежат к атрибутам мышления и протяжения, никак не взаимодействующим друг с другом, душа не может побуждать тело к действию, а тело душу — к мышлению. Тем не менее душа может познавать телесный мир, поскольку оба атрибута являются последовательным выражением одной и той же субстанции. На этой «параллельности» бытия и познания основан принцип их гармонии: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». В этой части дано также учение об истине, т. е. об адекватных идеях, которыми душа познает бога, и лжи как искажённых и смутных идеях, возникающих из-за недостатка познания. Истинным оказывается всё положительное содержание идей. Причина искажения истины — деятельность воли, причём воля понимается не как желание, а лишь как способность утверждения и отрицания. 3-я и 4-я части излагают учение философа об аффектах (страстях) и представляют его этику в узком смысле. Спиноза утверждает, что зависимость от аффектов, принимаемая обычно за свободу, является рабством, порождённым неадекватным познанием. Истинная свобода — это правильное познание, которое приводит нас от чужеродного принуждения страстей к знанию собственной необходимости души. Идеал познания совпадает с моральным идеалом: «Высшее благо для души есть познание бога, а высочайшая добродетель — познавать его». 5-я, завершающая часть «Этики», посвящена пути к свободе. Им оказывается интеллектуальная любовь к богу, в которой душа обретает блаженство и вечность, становясь «частью бесконечной любви, которой бог любит самого себя» (теорема 36).
Система, построенная в «Этике», явилась переработкой и развитием идей Декарта в форме философского пантеизма и считается классическим образцом рационализма 17 века, оказавшим плодотворное влияние на развитие западноевропейской философии, особенно на немецкую классическую и романтическую философию 17—19 веков.
Последнее академическое издание «Этика» осуществлено К. Гебхардтом: Opera, hrsg. v. С. Gebhardt, Bd 2, 1925. Рус. пер.: В. И. Модестова (1886; 19044), Н. А. Иванцова (1892). См. также Избр. произв., т. 1, 1957.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.