Вы здесь

Комментарий Багатурия Г.А. к работе К. Маркса Экономическо-философские рукописи.

«ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ», редакционное название, под которым была опубликована и получила известность работа К. Маркса, написанная в Париже летом 1844 года. Авторское название в дошедшей до нас рукописи не сохранилось. Как видно из «Предисловия», сам Маркс называл её: «Критика политической экономии».

Работа представляет собой первую попытку обобщить с позиций материализма, диалектики и коммунизма результаты экономич. исследований, к которым Маркс приступил в Париже, по свидетельству Энгельса, в конце 1843 года, и вместе с тем первую попытку развёрнутого научного обоснования коммунистического мировоззрения. Здесь в процессе становления марксизма впервые осуществляется синтез философских, экономических и коммунистических идей Маркса. Это — первое экономическое произведение Маркса, исходный пункт длительного процесса, который завершился созданием «Капитала».

Работа Маркса состоит из трёх частей (тетрадей, рукописей). В 1-й части — 27 стр. (1—27), во 2-й — 4 стр. (40—43), в 3-й — 41 стр. (1—43, две при пагинации пропущены). По существу, вся работа представляет собой одну рукопись и написана по единому плану.

В «Экономическо-философские рукописях» Маркс исходит из результата, к которому он пришёл входе критики гегелевской философии права: гражданское общество определяет гос-во. Маркс приступает к критич. изучению бурж. политэкономии, исследовавшей анатомию гражд. общества. Опираясь в первую очередь на А. Смита, выделявшего в развитом буржуазном обществе Англии три основных класса — пролетариат, буржуазию и земельные собственников, Маркс начинает «Экономическо-философские рукописи» с анализа положения этих классов, их соотношения и борьбы, тенденций развития буржуазного общества. Этому посвящены первые 3 главы — «Заработная плата», «Прибыль на капитал», «Земельная рента»,— в которых Маркс анализирует три источника дохода (и вместе с тем, по Смиту, три составных части стоимости, ключевой категории буржуазной экономики). В этом триедином анализе выделяются две основные фазы: 1) Маркс выясняет сущность капитала, трёх источников дохода, чем определяется их величина, констатирует классовую борьбу; 2) прослеживает тенденции развития классов и классовой борьбы и приходит к выводу о поляризации буржуазного общества на два осн. класса — рабочих и капиталистов.

Затем следует важнейший раздел «Экономическо-философские рукописей» — глава о частной собственности и отчуждении труда, в которой Маркс исследует глубинные основы классового, буржуазного общества. Отношение между пролетариатом и буржуазией, между трудом и капиталом — это отношение частной собственности, которая является основой буржуазного общества и вместе с тем предпосылкой буржуазной политэкономии. За частной собственностью Маркс открывает ещё более глубокую основу антагонистического общества — определенный характер труда, труд по внешнему принуждению, отчуждённый труд. Отчуждение труда, которое Маркс отличает от опредмечивания труда (см. Опредмечивание и распредмечивание), выступает в четырёх формах: отчуждение продукта труда; самого процесса труда, трудовой деятельности; родовой сущности человека; человека от человека. Экономическое отчуждение является основой всякого иного (например, религ.) отчуждения. В конце главы Маркс намечает программу дальнейшего исследования: 1) сущность частной собственности, 2) исторический характер частной собственности (её происхождение, развитие до противоположности между трудом и капиталом и неизбежно предстоящее её упразднение, снятие), 3) анализ экономических категорий (исходя из понимания их основы — частной собственности и отчуждения труда). Эта программа осуществляется в двух следующих (2-й и 3-й) частях рукописи.

Основное содержание 3-й части составляет анализ коммунистического преобразования общества как диалектического процесса уничтожения (снятия) частной собственности. В этой связи Маркс подвергает критике идеалистич. характер гегелевской диалектики и гегелевской философии вообще. В конце рукописи он набрасывает предисловие и приступает к анализу экономических категорий — разделения труда, денег. На этом работа была прервана, закончился определенный цикл исследования.

Общая логическая структура «Экономическо-философские рукописей»: анализ экономических категорий, выражающих положение и соотношение основных классов буржуазного общества, исследование частной собственности и отчуждения труда как основ бурж. общества — переход к анализу конкретных экономических категорий буржуазного общества. И вместе с тем: соотношение классов (статика) — тенденции развития классовой борьбы (динамика) — частная собственность и отчуждение труда как основы буржуазного общества (статика) — их исторический характер (динамика). Фактически, по своему основному содержанию, «Экономическо-философские рукописи» явились своего рода филос. введением в критику буржуазной политэкономии. Они представляют новый этап в процессе становления материалистического понимания истории.

В «Экономическо-философские рукописях» Маркс исследует определяющую роль труда, материального производства в жизни общества; находит в производстве специфическое отличие человека от животного; подчёркивает, что вся всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом. Центральная проблема «Экономическо-философские рукописей» — проблема частной собственности. Исследуя взаимодействие отчуждения труда и частной собственности, Маркс приближается к открытию внутреннего механизма развития материального производства — диалектики производительных сил и производственных отношений. Он доказывает как историческую необходимость частной собственности, так и исторически преходящий характер её, необходимость коммунистического преобразования общества. На этой основе он углубляет своё понимание общей периодизации исторического процесса, фактически выделяет три эпохи: доклассовое (когда не было отчуждения труда и частной собственности) — классовое (основанное на отчуждении труда и частной собственности) — будущее бесклассовое коммунистич. общество (где будут уничтожены частная собственность и все виды отчуждения); в зародыше намечается и различение фаз развития будущего общества.

Со времени опубликования «Экономическо-философские рукописей» в 1932 году вокруг них развернулась острая идеологическая борьба в связи с попытками антимарксистов гипертрофировать проблему отчуждения, противопоставить молодого и зрелого Маркса, извратить диалектико-материалистич. учение о человеке, которое начал вырабатывать здесь Маркс.

«Экономическо-философские рукописи» были впервые опубликованы в СССР: на русском языке частично в 1927 году, на языке оригинала полностью в 1932 году, на русском языке полностью в 1956 году.

Г. А. Багатурия.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Marx-Engels Gesamtausgabe, Abt. l, Bd 2, В., 1975; Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; их же, Соч., т. 42; Карл Марко. Биография, М., 19732, гл. 2; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс, пер. с нем., т. 2, М., 1961, гл. 2; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, M., 19742; Лапин Н. И., Молодой Маркс, М., 19762; Багатурия Г. А., Выгодский В. С., Экономия, наследие Карла Маркса, М., 1976, гл. 14; Марксистская философия в XIX в., кн. 1, М., 1979, гл. 3.