«ТЕОДИЦЕЯ», сокращённое назв. самого крупного философского сочинения Лейбница, в котором нашли отражение идеи рационалистического идеализма. Написано на французском языке около 1710 года под влиянием бесед и переписки с прусской королевой Софией Шарлоттой. Полное название: «Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и происхождении зла» («Essais de theodjcee sur la Bonte de Dieu, la liberte de I'homme et l'origine du mal»). Сочинение имеет полемический характер и служит ответом Лейбница на критику философских и теологических оснований его системы, содержащуюся в произведении Бейля. Лейбниц формулирует в «Теодицеи» основные принципы «естественной» и «рациональной» (т. е. философской) теологии, призванной, по его мнению, служить априорным основанием науки о нравственности. В рамках «естественной теологии» он решает и центральный вопрос теодицеи об оправдании бога за существующие в мире зло, считая зло, будь то зло «физическое» (страдания людей) или «моральное» (нравственные пороки и преступления), необходимым «теневым» элементом совершеннейшего порядка вещей, не созданным, но лишь «попущенным» всеблагим богом, чтобы подчеркнуть и оттенить добро. Другой важнейший вопрос «Теодицеи»— об оправдании человеческой свободы (в которой полагается источник морального зла) — решается Лейбницем через различение трёх видов необходимости: «метафизической», «моральной» и «физической»; только первая, по Лейбницу, исключает всякую альтернативность и случайность, а две другие (относящиеся к действительному миру и человеческому поведению) совместимы с выбором, случайностью и свободой. Настаивая на обязательной причинной обусловленности всех явлений, в том числе моральных, Лейбниц вместе о тем преодолевает традиционное отождествление причинной связи с необходимостью; выступает с критикой этического и метафизического дуализма.
Композиция «Теодицеи» весьма сложна. В предисловии Лейбниц формулирует задачи исследования и намечает пути их решения с помощью своей теории предустановленной гармонии. В «Предварительных рассуждениях о гармонии веры с разумом» содержится аргументация в пользу оправдания веры «естественным светом» разума, Далее идёт основной раздел, состоящий из трёх частей, В 1-й части рассматриваются общие вопросы теодицеи, во 2-й — проблемы оправдания морального зла, в 3-й - вопросы оправдания физического зла. В трёх приложениях в конце сочинения фактически повторяется в более сжатой форме то, что сказано в основном тексте.
Впервые издано в Амстердаме в 1710 году; нем. пер. 1726, 1883, 1925; англ. пер, E. Huggard, 1951. Рус. пер. в журн. «Вера и разум», 1887, № 13, 15-18; 1888, № 3; 1889, № 1, 2, 8, 14, 15; 1890, № 12, 14, 19, 28; 1891, № 1, 5, 6, 13, 14, 18, 21, 23; 1892, № 2-4, 6, 7, 11,
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.