В данном сборнике использовались материалы Государственного архива Пензенской области (ГАПО).
Фонд Пензенского губернского исполнительного комитета (ГАПО. Ф.р-2. Оп. 1: 1917–1928 гг. Д. 4123) является основным для исследуемой темы. В нем содержится обширный документ на шести листах – «Доклад Пензенского ГЧК о деятельности сионистов»[1], где представлена развернутая картина тайного наблюдения за ними. Помимо «общих сионистов», данный источник сообщает о еврейской буржуазии, еврейских общественных организациях, а также о партиях «Идише Фолкспартей», «Бунд», «Поалей-Цион», «Ахдос Исроэль»[2]. Стоит обратить особое внимание на обилие грамматических ошибок, опечаток и исправлений, допущенных в этом докладе, которые просто неизбежны при большой спешке, «авральном» темпе работы и неграмотности государственных служащих того времени.
Необходимо учесть, что в отчете чекистов присутствует ашкеназское произношение иврита (Ахдос Исроэль), что позволяет предположить: информатором чекистов был еврей.
Несмотря на явно предвзятое отношение чекистов к сионистской организации, этот документ является незаменимым источником для компаративного анализа и исследования деятельности еврейских партий и общин на территории бывшей Российской империи в годы Гражданской войны.
Также в фонде Пензенского губернского исполнительного комитета есть информационныесводки для пензенского губисполкома[3]. Они дают общую характеристику положения дел в Пензенской губернии. По сравнению с меньшевиками и правыми эсерами еврейским партиям в них уделяется второстепенное внимание. В целом сведения об «общих сионистах» не противоречат отчету чекистов, а дополняют их новыми подробностями. В то же время сообщение о «Поалей-Цион»[4] ценно в том плане, что позволяет определить важнейшие пункты местной программы этой партии. Информация об антибольшевистских настроениях вызывает особый интерес, так как, судя по другим источникам[5], она поддерживала дружественные отношения с РКП(б). Это говорит о противоречиях внутри самой партии «Поалей-Цион».
В большинстве своем документы о еврейских политических партиях незначительны по объему и находятся как в названом выше фонде (Ф.р-2), так и в других фондах:
1) ГАПО. Ф. 36: Пензенский губернский комитет ВКП(б). Оп. 1: 1918–1928 г. Д. 257;
2) ГАПО. Ф. 37: Пензенский городской комитет ВКП(б). Оп. 1:
3 января 1919 г. – 17 декабря 1919 г. Д. 52.
Эти материалы – из фонда бывшего партийного архивапензенскогообкома КПСС (в данный момент он является частью ГАПО). В них отражается взаимоотношение большевиков[6] с еврейскими социалистическими партиями «Бунд»[7] и «Поалей-Цион»[8].
Сведения из этих документов (Ф. р-2, Ф. 36, Ф. 37) подтверждаются и другими источниками. О фанатизме пензенских сионистов также говорится в воспоминаниях семей евреев-беженцев[9]. В местных газетах упоминаются: «Бунд»[10], «общие сионисты»[11], «Поалей-Цион»[12], «Идише Фолкспартей»[13]. Тезис чекистов[14] о том, что сионисты завладели властью
в еврейской общине, косвенно подтверждается материалами в периодической печати. Например, в объявлении о выражении скорби по случаю смерти сионистского лидера, доктора Ехиеля Членова, фигурируют не только сионистские организации, но и пензенская еврейская община[15]. Негативное отношение «Бунда» к «общим сионистам»[16], отрицательная позиция «общих сионистов» к большевикам также находят свое подтверждение[17]. В периодической печати есть информация о «Союзе евреев-воинов»[18] и спортивном клубе «Маккаби»[19]. Но они упоминаются как отдельные организации, без всякой связи с «общими сионистами». Сведения о богатстве правящей верхушки сионистов частично подтверждаются тем, что среди собственников предприятий, в 1916 г. выпускавших продукцию на сумму не менее 100 тыс. руб., есть и еврейские фамилии[20], в том числе и те, которые встречаются в отчете чекистов за 1920 г. Но несмотря на существование многих очевидных фактов, к документам нужно относиться критически. Так, в отчете чекистов сионистов выставляют националистами-фанатиками, правящая верхушка которых обладает значительным капиталом. В то же время, если сравнить с официальной агитацией сионистов, проживающих в Самаре[21], прослеживается диаметрально противоположная точка зрения – сионисты занимаются только культурно-просветительской деятельностью, и нуждаются в финансовой помощи.
В связи с этим можно констатировать: каждая из партий старалась оправдать именно свои действия и выставить в неблагоприятном свете конкурентов и соперников. Все это необходимо учитывать при работе с источниками и тщательном их анализе.
[1] См. приложение 1 в статье «Еврейские политические партии в Пензе (1917–
1922 гг.)».
[2]Для данной партии также использовалось произношение: «Агудат Исраэль», «Ахдут Исраэль», «Ахдус Исроэл».
[3] См. приложение 9 в статье «Еврейские политические партии в Пензе (1917–
1922 гг.)».
[4] ГАПО. Ф. р-2. Оп. 4. Д. 148. Л. 59.
[5] См. приложения 1, 7 в статье «Еврейские политические партии в Пензе (1917–1922 гг.)», а также: ГАПО. Ф. 36. Оп. 1. Д. 92. Л. 13 об.
[6] См. приложение 5 в статье «Еврейские политические партии в Пензе (1917–
1922 гг.)».
[7] ГАПО. Ф. 36. Оп. 1. Д. 101. Л. 64 ;ГАПО. Ф. 37. Оп. 1. Д. 52. Л. 114 ; ГАПО.
Ф. 36. Оп. 1. Д. 257. Л. 10.
[8] ГАПО. Ф. 36. Оп. 1. Д. 92. Л. 13 об.
[9] Левин В. И. История евреев России. Взгляд из Пензы. Пенза, 2003. С. 355.
[10] Организационное собрание членов Бунда // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. 1918. 20 января (2 февраля). № 14. С. 1.
[11] Объявления // Наш путь. 1918. 27 января. № 30. С. 1.
[12] Собрание «Поалей-Цион» // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. 1918. 7 июля. № 134. С. 4.
[13] «Идише Фолкспартей» // Наш путь. 1917. 19 декабря. № 2. С. 4.
[14] См. приложение 1 в статье «Еврейские политические партии в Пензе 1917–
1922 гг.»
[15]Объявления // Наш путь. 1918. 27 января. № 30. С. 1.
[16]«Бунд» // Наш путь. 1917. 23 декабря. № 6. С. 4.
[17]Кондрашин, книга 2, с. 245–246.
[18]Общее собрание увеченных и демобилизованных евреев-воинов // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1918.
12 июля. № 138 (241). С. 4.
[19]Маккаби // Известия. 1919. 26 января. № 19 (402). С. 4.
[20] Пензенская губерния в эпоху Первой мировой войны : моногр. /С. В. Белоусов, О. А. Сухова, С. О. Юдин ; под общ. ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. – С. 92–94.
[21] См. статью «Отражение на страницах газеты «Еврейская мысль» деятельности сионистов в Самарской еврейской общине (март–сентябрь 1918 г.)».