Механика в «Философии природы» понимается как учение о пространстве и времени, материи и движении, в т. ч. движении небесных тел[1]. Интересно, что Гегель в своих исследованиях не сразу подошел к настоящему раскрытию предмета. В своей ранней работе в «Иенской реальной философии» он трактовал ее предмет значительно уже, из механики исключалось учение о пространстве и времени, которое было обозначено как математика. Еще в «Философской пропедевтике» (1808 – 1811) математика у Гегеля понимается как учение о пространстве и времени, а механика – как раздел физики, где анализируются проблемы материи и движения, движение небесных тел. И только когда у него сложилась цельная картина мироздания, он пришел к настоящей трактовке раскрытия понятия «механика» в философии.[i]
В «Философии природы» изменяется структура этого раздела: учение о пространстве и времени уже включается в механику, что связано с изменением трактовки математики, которая понимается скорее как учение о величине, а не как учение о пространстве и времени в духе Канта.
Можно предположить, что, работая над философией природы, Гегель, как и до него, Ньютон столкнулся с тем, что наука еще не была готова подтвердить или опровергнуть многих понятий и определений, к которым он пришел, в понимании природы как некой целостной системы.
Это обстоятельство и вызвало принципиальных спор двух гениальных ученых той эпохи. Спор между Гегелем и Ньютоном, красной нитью проходящий по данному разделу, наглядно показывает недостаточность научного материала для теоретических оценок данного раздела. О споре философа и эмпирика, коим считал Ньютона Гегель, мы будем разбираться по ходу изложения.
О моей позиции в толковании терминов и законов Ньютона в данном исследовании, необходимо вкратце пояснить следующее. Чтобы точно понять то, что хотел выразить Гегель и Ньютон, под понятиями и терминами, которыми они оперирует в своих исследованиях, необходимо читать их работы на языке оригиналов, что мною не было сделано. Поэтому, в данном исследовании я опирался на понятия и термины, как они изложены в основном в русских переводах их сочинений и в интерпретации переводчиков.
В те времена наука только начала исследование пространства солнечной системы. Поэтому движение Солнца, планет и других образований солнечной системы относилось к абсолютной механике. Сегодня, эта граница конечности отодвигается до размеров Галактики и даже Вселенной, с центром, в принятой сегодня научной терминологии, Большого взрыва. Поэтому накопленные научные знания за прошедшее с момента написания Гегелем своего исследования позволяют мне в данной работе не разделять механику на конечную и абсолютную.
Материя в настоящей работе принята за первую сущность, которая переходя в абстрактное качество, включает в себя две противоположные вторые сущности, – Бытие и Небытие. Последние в результате внутреннего противоречия переходят в количественное инобытие как две противоположные третьи сущности, – в-себе-бытие как абсолютное движение и небытие как абсолютный покой. Последняя в результате их взаимодействия переходит в состояние для-себя-бытие как два полярных движения.
Отсюда, структура данного раздела будет изложена следующим образом. Мы рассмотрим в этом разделе:
A. Пространство – как разобщенная внеположность существования материи.
B. Материя и движение.
С. Формирование пространства Большого Взрыва.
D. Время, как некая длящаяся противоположность вечности.
[1] Небесное тело – материальное тело в космосе – Идеографический словарь русского языка. — М.: Издательство ЭТС. Баранов О.С. 1995.