1.1 “А из каких [начал] вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности [по законам], ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды [ущерба] в назначенный срок времени ” - Анаксимандр “О природе”, 7-6 вв. до н.э. [5]
1.2 ”Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий…Не будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь…Все возникает через вражду [спор, войну, борьбу, противоборство, противодействие, противоположность - Г.А.Л.]… Война - отец всех вещей…Всякая тварь бичом [нуждой, необходимостью, законом - Г.А.Л.] пасется…нельзя дважды войти в одну и ту же реку…всегда все течет… все движется… Природа любит прятаться [скрывает свою сущность за явлением - Г.А.Л.]… Мудрость в том, чтобы знать все как одно [свести бесконечное множество явлений к одной или немногим сущностям - Г.А.Л.]… Мудрость в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, осозновая [правильно, адекватно отражая в своем сознании реальный мир - Г.А.Л.]” - Гераклит Эфесский “О природе”, 6-5 вв. до н.э. [5]
1.3“То, чего нет, нельзя ни познать, ни изъяснить…Ибо мыслить - то же, что быть…Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь есть, а ничто не есть…никогда не вынудить это:”не-сущее суще”…Есть - не сыщешь ему ты рожденья. Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо есть, что не есть…без бытия, о котором мысль изрекают, мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого сверх бытия ничего” - Парменид“О природе”, 6-5 вв. до н.э. [5]
1.4 “Если нечто есть, то оно вечно, так как из ничего не может возникнуть ничего” - Мелисс Самосский, “О природе, или о сущем”, 5 в. до н.э. [5]
1.5 “Из того, чего нет нигде, не может возникнуть нечто, равно как недостижимо и неосуществимо, чтобы изничтожилось то, что есть: сколько и откуда его не выталкивай, всякий раз на его месте окажется другое сущее” - Эмпедокл “О природе”, 5 в. до н.э. [5]
1.6 “Ничто не возникает из ничего…никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется…Не отделены друг от друга вещи, находящиеся в одном космосе, и не отрублено топором ни горячее от холодного, ни холодное от горячего…ничто не может быть по отдельности, но все содержит долю всего ” - Анаксагор “О природе”, 5 в. до н.э. [5]
1.7 “Ничто не возникает из не-сущего и не уничтожается в не-сущее…все эти вещи рождаются то такими, то иными путем превращения из одного и того же и в одно и то же возвращаются…если бы хоть одна из вещей была отличной от другой, будучи другой по своей природе, а не оставалась бы тем же самым в своих многоразличных изменениях и превращениях, то они никоим образом не могли бы ни смешиваться друг с другом, ни причинять друг другу пользу или вред” - Диоген Аполлонийский “О природе”, 5 в. до н.э. [5]
1.8 ”Человек - мера всех вещей: существующих - что они существуют [существуют как в реальном мире, так и в сознании человека - Г.А.Л.], несуществующих - что они не существуют [не существуют в реальном мире, но возникают в сознании человека под действием его воображения, игры ума - Г.А.Л.] ” - Протагор, 5 в. до н.э. [6]
1.9 “Ни одна вещь не возникает попусту [беспричинно], но все [происходит, появляется, совершается] по закону и в силу необходимости” - Левкипп “О разуме”, 5 в. до н.э. [7,17]
1.10 “ Из ничего ничего не может возникнуть и ни одна вещь не может превратиться в ничто...все, что возникает, должно погибнуть...как есть у мира рождение, так и рост, и гибель, и уничтожение в силу некоторой необходимости...ничто не возникает случайно...душа есть то, что доставляет животным движение...душа смертна, она уничтожается вместе с телом...мир - не одушевлен и не управляется провидением, но, будучи образован из атомов, он управляется некоторой неразумной природой [законами природы]...Движение атомов должно мыслить не имеющим начало, но существующим вечно...ибо искони, с бесконечного времени они [атомы] в силу необходимости предшествуют, предваряя без исключения все бывшее, настоящее и будущее” – Демокрит, 5-4 вв. до н.э. [7,17]
1.11 “В природе никогда не иссякают возникновение и уничтожение…Уничтожение одного есть возникновение другого и возникновение одного - уничтожение другого? В этом и следует полагать достаточную для всех причину, одинаково объясняющую возникновение и уничтожение любой вещи…когда изменение из противоположного в противоположное относится к количеству, тогда это рост или убыль; когда к месту - то это перемещение; когда к свойству и качеству - то это [качественное] изменение…надо всегда предполагать у противоположностей единую материю, идет ли речь об изменеии в отношении их места, о росте и убыли или о качественном изменении…материя никогда не может быть без свойств и без формы…где имеет место действие и претерпевание, там должна лежать в основе единая природа…одно не может заставить другое изменить свою природу, если они не принадлежат к противоположностям или не состоят из них…противоположности и воздействуют друг на друга, и испытывают воздействие…возникновение есть изменение из противоположного в противоположное…Не-сущее есть ничто…Большинство же людей различают сущее от не-сущего по тому, воспринимается ли оно чувствами или не воспринимается ими, подобно тому как познаваемое считается сущим, а непознаваемое – не-сущим. Ведь восприятие для них равносильно знанию…Когда происходит изменение в материю, воспринимаемую чувствами, они говорят о возникновении, когда же в незримую - то об уничтожении” - Аристотель ”О возникновении и уничтожении”, 4в. до н.э. [18]
1.12 “Все [физики], конечно, принимают противоположности за начала…все считают начала в каком-то смысле противоположностями. И это вполне разумно, так как начала не выводятся ни друг из друга, ни из чего-либо другого, а, наоборот, из них всё…Итак, если это правильно, то всё возникающее будет возникать и всё исчезающее исчезать или в противоположность, или из противоположности, или в промежуточное между ними…существует ли два, три или большее число [ начал]. Одного быть не может, так как противоположное не одно…начала же должны пребывать всегда…всё существующее по природе имеет в самом себе начало движения и покоя, будь то в отношении места, увеличения и уменьшения или качественного изменения…природа есть начало движения и изменения…[телу в пустоте] необходимо или покоиться, иди двигаться до бесконечности, если только не помешает что-нибудь более сильное (гениальная догадка о законе инерции в природе - Г.А.Л.)…временем мы измеряем движение, а движением время…время есть мера движения…каким будет движение, таким и время…не было никакого времени и не будет, когда бы не было и не будет движения…знаем мы, по нашему убеждению, каждую [вещь] только тогда, когда понимаем, “почему [она]” (а это значит понять первую причину)…в природных [явлениях] необходимость - это так называемая материя и её движения”- Аристотель ”Физика”, 4 в. до н.э. [17]
1.13 “Всё чувственно-воспринимаемое, как мы знаем, материально…мы полагаем, что все природные тела и величины способны двигаться в пространстве сами по себе, поскольку природа, как мы утверждаем, есть источние их движения…наблюдение показывает, что всё, что возникает, равным образом уничтожается…если вся телесная материя (soma), будучи непрерывной, попеременно меняет свои состояния и упорядочивается то так, то иначе, а совокупное сочетание целого остается космосом и небом, то отсюда следует, что возникает и уничтожается не космос, а его состояния” - Аристотель ”О небе”, 4 в. до н.э. [19]
1.14 “Из ничего не творится ничто...ничему невозможно в ничто обратиться...Словом, не гибнет ничто, как будто совсем погибая, Так как природа всегда возрождает одно из другого И ничему не дает без смерти другого родиться...Если что-нибудь, изменившись, переступит свои пределы, оно немедленно оказывается смертью того, что было прежде...Нет во Вселенной ни единой вещи, которая могла бы возникнуть и расти одна…Силе нельзя никакой нарушить вещей совокупность, Ибо и нет ничего, куда из вселенной могла бы Скрыться материи часть, и откуда внезапно вломиться Новая сила могла б во вселенную, сделать иною Всю природу вещей и расстроить порядок движений...Свойство есть то, что никак отделить или отнять невозможно Без разрушения того, чему оно присуще: Вес у камней, у огня теплота, у воды ее влажность, Тел ощущаемость всех и неощутимость пустого” - Лукреций ”О природе вещей”, 1 в. до н.э. [7,20]
1.15 “Разнообразится все, обновляет свой вид; народиться - Значит начать быть иным, чем в жизни былой; умереть же - Быть, чем был, перестать; ибо все переносится в мире Вечно туда и сюда: но сумма всего -постоянна. Мы полагать не должны, что длительно что-либо может В виде одном пребывать...Зрел я: что было землей крепчайшей некогда, стало Морем, - и зрел я из вод океана возникшие земли. От берегов далеко залегают ракушки морские, И на верхушке горы обнаружен был якорь древнейший ” - Овидий “Метаморфозы”, 1 в. до н.э. - 1 в. н.э. [22]
1.16“Все пожирается смертью, ведь гибель - закон, а не кара. Сроки наступят - и мир этот погибнет навек...Когда придет время миру угаснуть для обновления, все падет собственной своей силой, звезды столкнутся со звездами, и в пожаре всей материи одним огнем сгорит то, что сияет порознь и в должном порядке” - Сенека “Все, что мы видим”, ”Утешение к Марции”, 1 в. [20]
1.17“Все сущее есть некоторым образом семя того, что из него произойдет…Боится кто-нибудь изменения? Но что может возникнуть без изменения?... Мир - изменение, жизнь - восприятие ” - Марк Аврелий ”Наедине с собой”, 2 в. [20]
1.18“Кто может подняться настолько высоко, чтобы постигнуть многообразие в единстве и единство в многообразии?...Целое находится в своих частях в любой части через любую часть...Вселенная (universum) означает универсальность (universalitatem), т.е. единство многого...единство не может воплотиться ни в одной ограниченной вещи, необозримое множество вещей отразит его лучше, чем конечное число их...Вселенная самостоятельно существует только в конкретном множестве...вещи Вселенной распределяются по ступеням взаимных различий и ничто ни с чем не совпадает...точное равенство в мире абсолютно невозможно. Это придает вещам неповторимую индивидуальность...в равенстве мы тоже видим ступени - среди подобных вещей одна больше равна другой, чем третьей, смотря по сходству и различию рода, вида, места, влияния и времени...все состоящее из противоположностей располагается по ступеням различия, одного имея больше, другого меньше и приобретая природу той из противоположности вещей, которая пересилила другую...Все гибнет лишь сообразно тому или иному модусу бытия...гибнет лишь способность существовать таким-то и таким-то образом, так что нет места смерти...Смерть есть явно всего лишь разложение состава на составные части...
Путь к неизвестному может идти только через заранее и несомненно известное...все исследователи судят о неизвестном путем соразмеряющего сравнивания с чем-то уже знакомым, так что все исследуется в сравнении и через посредство пропорции...всякое разыскание состоит в более или менее трудном сравнивающем соразмерении...Соразмерность, означая вместе и сходство в чем-то общем и различие, не может быть понята помимо числа. Поэтому все соразмерное так или иначе охватывается числом...все, чего мы желаем познать, есть наше незнание. Если мы сможем достичь этого в полноте, то достигнем знающего незнания...всякий окажется тем ученее, чем полнее увидит свое незнание...корень знающего незнания – в понимании неуловимости точной истины...Об истине мы явно знаем только, что в точности, как есть, она неуловима...наш разум тоже никогда не постигает истину так точно, чтобы уже не мог постигать ее все точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности он никогда не станет равен кругу...суть вещей, истина сущего непостижима в своей чистоте, и хоть философы ее разыскивают, никто не нашел ее как она есть. И чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы приступим к истине...однозначное приведение неизвестного к известному настолько выше человеческого разума, что Сократ убедился, что он знает только о своем незнании”- Николай Кузанский ”Об ученом незнании”, 15 в. [21]
1.19“Природа более чем присутствует, она внутренне присуща вещам. Она ни от чего не отличается, так как ничто не отличается от бытия, кроме ложного, обозначаемого словами “никогда”, “нигде” и “ничто”...Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположность, предварительно найдя точку объединения…Уничтожение есть не что иное, как возникновение и возникновение есть не что иное, как уничтожение” - Джордано Бруно “О безмерном и неисчислимом”, “О причине, начале и едином”, 16 в. [20]
1.20 “Материя является причиной всех причин, не будучи сама обусловлена никакой причиной…почти все древние мыслители сходились в том, что все они определяли материю как активную, как имеющую некоторую форму, как наделяющую этой формой образованные из неё предметы и как заключающую в себе принцип движения…Следует больше изучать материю, её внутреннее состояние и изменение состояния, чистое действие и закон действия или движения, ибо формы суть выдумки человеческой души, если только не называть формами эти законы действия… мы должны представлять себе материю (какова бы она ни была) столь упорядоченной, подготовленной и оформленной, чтобы всякая сила, сущность, всякое действие и естественное движение могли быть её следствием…Пусть никто не надеется, что он сможет управлять природой или изменять её, пока должным образом не поймет и не узнает…Природа побеждается только подчинением ей… Истинное знание есть знание причин…Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие” - Фрэнсис Бэкон “Новый Органон”, 16-17 вв. [11]
1.21“Природа не предназначает для себя никаких целей, и...все конечные причины составляют только человеческие вымыслы...Природа всегда и везде остается одной и той же, ее сила и могущество действия, то есть законы и правила природы, по которым все происходит и изменяется из одних форм в другие, везде и всегда одни и те же…Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей” - БенедиктСпиноза ”Этика”, 17 в. [20]
1.22 “То, от чего человек зависит, есть природа, предмет чувств…Я понимаю под природой совокупность всех чувственных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя, как нечеловеческое…Природа есть всё, что ты видишь и что не является делом человеческих рук и мыслей… бытие и сущность [совокупности существ и вещей] имеют своё основание не в мыслях, или намерениях и решениях воли, но в астрономических или космических, механических, химических, физических, физиологических или органических силах или причинах…У природы нет ни начала ни конца. Всё в ней находится во взаимодействии, всё относительно, всё одновременно является действием и причиной, всё в ней всесторонне и взаимно…Природа есть первоначальное, первое и последнее существо…Существо, которое человек считает себе предшествующим, есть не что иное, как природа, а не ваш бог…Теисты видят причину движения в природе (превращаемой ими в мертвую массу или материю) в боге, но сила бога есть на деле сила природы…Возникновение телесного мира из духа, из бога приводит к созданию мира из ничего…выводить природу из бога - всё равно, что желать выводить оригинал из изображения, из копии, вещь из мысли об этой вещи…бог есть лишь мир в мыслях…природа в обособлении от её материальности и телесности есть бог…в религиозных представлениях человек превращает субъективное в объективное, т.е. делает чем-то существующим вне мышления, представления, воображения то, что существует только в его мышлении, представлении, воображении” - Людвиг Фейербах “Лекции о сущности религии”, 19 в. [13]
1.23“Ничто в природе не вечно; все беспрестанно разрушается и восстанавливается, перестраивается, изменяется. Силы природы медленно, но беспрестанно работают в двух направлениях: прежнее изменяют или разрушают, новое созидают. Деятельность эта проявляется одинаково и в живой, организованной природе, и в так называемой мертвой природе. Стоит только присмотреться к многочисленным явлениям нашей планеты, чтобы уразуметь величие совершающихся изменений и бесчисленные взаимодействия, в которые вступают между собой различные силы природы. Кажущаяся на первый взгляд мертвой, природа в действительности живет полной жизнью” - Альфред Брем “Жизнь животных”, 19 в. [23]
1.24 “Вся природа, начиная от мельчайших частиц ее до величайших тел, начиная от песчинок и кончая солнцами, начиная от протистов [от греч. protistosсамый первый; одноклеточные организмы - Г.А.Л.] и кончая человеком, находится в вечном возникновении и исчезновении, в непрерывном течении, в неустанном движении и изменении…ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи и законов ее движения и изменения…все так называемые физические силы - механическая сила, теплота, свет, электричество, магнетизм и даже так называемая химическая сила - переходят при известных условиях друг в друга без какой бы то ни было потери силы…различные физические силы превратились в различным образом дифференцированные и переходящие по определенным законам друг в друга формы движения материи… количество имеющегося в мире движения неизменно……неуничтожимость движения надо понимать не только в количественном, но и в качественном смысле…у нас есть уверенность в том, что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет - мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время” - Фридрих Энгельс “Диалектика природы”, 19 в. [11]
1.25 “Никого особенно не беспокоило, что означает “быть живым”, до тех пор, пока люди не знали о вирусах. Животные и растения считались живыми, минералы - неживыми, и различие между теми и другими не вызывало никаких сомнений. Но когда выяснилось, что вирус занимает какую-то довольно неопределенную, ”ничейную землю” между царством животных и царством минералов, старый философский вопрос о том, ”что такое жизнь”, приобрел новый смысл…Обнаружилось, что в конечном итоге те признаки, на основании которых можно отличить живое от неживого, вовсе не так уж определены…Неодушевленный мир, конечно, не полностью лишен всего того, чем наделен мир живого. Неживым предметам часто присуща та или иная степень организации, движения, раздражимости и роста. Кристаллы снега обладают затейливой структурой и значительным разнообразием. Химическим реакциям свойственна известного рода раздражимость или чувствительность. Ледники растут, и кристаллы также. Многие предметы, начиная от атомов и кончая планетами, находятся в непрерывном движении…Мы начинаем понимать, что животное или растение отличается от минерала лишь по степени и качеству организации, движения, раздражимости и роста, а не просто наличием или отсутствием этих признаков…Однако есть нечто такое, чего предметы неодушевленного мира лишены совершенно, - это способность к самовоспроизведению, к размножению…Лишь в отношении размножения и мутирования можно утверждать со всей определенностью, что эти два свойства присущи только живому” - Уэндел Стэнли ” Вирусы и природа жизни”, 20 в. [24]
1.26 “Воспроизведение живых существ неизменно связано с их размножением…На каждый сохраняющийся организм гибнут миллионы; большая часть жизней гибнет в состоянии возможности…Какое обстоятельство решит, кому из этих миллионов существ следует жить, кому умереть? ...кто же произнесет этот приговор? Слепые силы природы…Победителем выйдет тот, в организации которого окажется хотя бы одна ничтожная черта, делающая его более совершенным, т.е. более способным к жизни при данных условиях” - Климент Тимирязев “Дарвин как образец ученого”, 19-20вв. [25]
1.27 “Физиологические процессы, на которые так явно влияет внешняя среда, с одной стороны, и историческое прошлое, с другой - две противоположности, борьба которых и обуславливает диалектику развития современных нам организмов…каждая особенность организма существует лишь постольку, поскольку она поддерживается естественным отбором, и исчезает, как только перестает быть полезной” - Владимир Комаров “Предисловие к 4-му тому собр.соч. К.А.Тимирязева”, 19-20 вв. [25]
1.28 “Сознание (мышление) есть продукт и функция общего развития материального бытия…Диалектический материализм приходит к “определению” сознания, идя от материи, но не в том смысле, что последняя “рождает” или, например, излучает из себя “дух” в виде какого-то особенного нематериального существа, которое после этого будет вступать во взаимодействие с нею (материей), не в том, что сознание есть продукт, подобный желчи, выделяемой печенью. Диалектический материализм утверждает только то, что неорганическая материя превращается в органическую и затем ощущающая материя переходит в мыслящую (человеческий мозг)…Появление сознания, в сущности, означает появление его как особенного свойства, порожденного с естественной необходимостью высокоорганизованной материей, с изменением, исчезновением или разложением которой соответственно изменяется, исчезает или разлагается сознание…Мышление есть не что иное, как особая, крайне сложная, качественно своеобразная, высшая форма движения, которое является основной формой существования и проявления материи…полный и последовательный, до конца научный анализ мышления как наиболее высокой формы движения немыслим без научного анализа биологических, химических, физических, механических, а также социально-исторических материальных форм движения” - Тодор Павлов “Теория отражения”, 19-20 вв. [26]
1.29 “Категории мышления не пособие человека, а выражение закономерности и природы и человека...Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития всех “материальных, природных и духовных вещей”, т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира...Практикой своей доказывает человек объективную правильность своих идей, понятий, знаний, науки... Практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур [форм и законов логики - Г.А.Л.] , дабы эти фигуры могли получить значение аксиом [логики]...Диалектика есть правильное отражение вечного развития мира...Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей...Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, - почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую...Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит - если оно правильное - от истины, а подходит к ней...все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее [чем ощущения и чувства - Г.А.Л.]. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Кант принижает знание, чтобы очистить место вере: Гегель возвышает знание, уверяя, что знание есть знание бога. Материалист возвышает знание материи, природы, отсылая бога и защищающую его философскую сволочь в помойную яму ”- Владимир Ульянов-Ленин “Философские тетради”, 19-20 вв.[27]