Вы здесь

КУЛЬТУРА И ИДЕОЛОГИЯ

КУЛЬТУРА И ИДЕОЛОГИЯ

Одной из задач укрепившегося абсолютизма было обеспечение своих идейных позиций. Отсюда — внимание правительства к вопросам идеологии, попытка направлять ее, диктуя свои идеи обществу. Этой цели служила в первую очередь широчайшая организация католической церкви, включая также святошеские пропагандистские союзы вроде «Общества святых даров», имевшие свою агентуру и в компаньонажах ремесленных подмастерьев, и в охваченных голодом районах, и среди буржуазии. Проповедники благочестия, смирения и воздержания, несчетные «святые» — жертвователи на бедных, благотворители, попечители, ревнители добрых нравов, как тучи комаров, висели над французским народом, «успокаивая» его. Но просвещение мирян стояло бесконечно низко. Царили темные суеверия, судейские чиновники еще вели всерьез нескончаемые процессы против колдовства и 'ведовства. По-прежнему единственным источником чтения в народной среде оставались очень широко расходившиеся книжонки разнообразнейшего содержания. Они свидетельствуют об ориентации умов на светскую тематику, о некотором расширении круга интересов и запросов.

В формировании же сознания образованных кругов большую роль играли академии, создаваемые государством. Еще в 1634 г. при Ришелье была создана Французская академия; по ее примеру были созданы академия живописи, академия наук, академия архитектуры. Людовик XIV пытался выступать в роли покровителя искусств. В живописи насаждается помпезный стиль, короля изображают мифическим полубогом; за рамки этого стиля вырываются немногие — пейзажист Клод Лоррен (1600—1682) и мастер гравюры Жак Колло (1593—1635).

В литературе особым доверием двора пользовался любимец Ришелье поэт Шаплен. По представлению Шаплена назначались пенсии и премии художникам и писателям; превращенные таким образом в придаток двора, они должны были прославлять мощь

[279]

и величие абсолютизма, развлекать Людовика XIV и его свиту. И здесь насаждается тот же дух исключительных привилегий: так, с 1668 г. привилегия на создание опер закрепляется за аббатом Перрэном, в 1672 г. она передается композитору Люлли. Тот, в свою очередь, разделил ее со своим постоянным либреттистом, второстепенным драматургом, автором галантных трагедий Филиппом Кино (1635—1688).

Не все, однако, удается подчинить — и литература XVII в. развивалась своим путем. Регламентация, насаждавшаяся абсолютизмом, не смогла окончательно заглушить раскрепощающееся сознание эпохи Возрождения, и оно продолжало развиваться в творчестве «либертэнов» (вольнодумцев), которых правительство не только не поддерживало, но даже часто подвергало репрессиям. Во время и после Фронды продолжал свою вольнодумную деятельность философ-материалист Пьер Гассенди (1592—1655), опровергавший богословов и излагавший публично систему Коперника.

С трагедией «Смерть Агриппины», разоблачающей тиранию римского императора Тиберия, выступил Савиньен Сирано де Бержерак (1619—1655), в годы парламентской Фронды осыпавший ненавистного народу Мазарини острыми памфлетами; наиболее значительными его произведениями являются научно-фантастиче- ские утопии «Иной свет, или Государства и империи Луны» и «Комическая история государств и империи Солнца». Другим либер- тэном был писатель Поль Скаррон (1610—1660) — автор много* численных «мазаринад» и популярных комедий, поэм жанра «бурлеск» и одного из первых реалистических романов французской литературы — «Комического романа».

В оппозиционно настроенной аристократической среде также продолжает существовать своя литературная традиция, идущая стороной от насаждаемого официозного классицизма. В этой среде выдвинулись два писателя, творчество которых далеко вышло за пределы салонной забавы: это Франсуа де Ларошфуко (1613— 1680) и Мари де Лафайет (1634—1693). В своих прославленных «Максимах» Ларошфуко выступил как глубокий знаток психологии людей своего класса (которую он принимал за общечеловеческую психологию и был поэтому настроен очень пессимистически) и тонкий стилист. Мари де Лафайет, писавшая, очевидно, при участии Ларошфуко, оставила первый психологический роман Франции «Принцесса Клевская».

Стремясь подчинить себе художественные течения в искусстве, правительство делало ставку на классицизм как направление, пользующееся широким признанием и выдвинувшее ряд крупнейших мастеров. Однако виднейшие из них смогли выйти за пределы абсолютистской идеологии и оставили заметный след в истории

[280]

Мольер. Портрет Шарля Лебрена

литературы. Таковы Николя Буало (1636—1711), Жан Расин (1639—1699), Мольер (Жан Батист Поклен) (1622—1673), Жан Лафонтен (1621—1695) и Жан Лабрюйер (1645—1696).

Николя Буало, известный как поэт и сатирик, критик и теоретик литературы, опубликовал в 1674 г. стихотворный трактат «Поэтическое искусство», в котором рассматривал искусство как подражание природе и проявление разума. Борясь против крайностей изысканно-искусственной эстетики аристократических салонов и против грубости народного («площадного») искусства, он создал довольно гибкие и широкие каноны поэзии, в которые легко уложилась как психологическая трагедия Расина, так, впоследствии, и политическая трагедия классицизма.

Жан Расин — крупнейший мастер классицистической трагедии, которая под его пером превратилась в тонкие психологические

[281]

этюды; современники считали его лучшим знатоком женского сердца. Основное содержание его трагедий составляла не только победа страстей над долгом, опасность страстей, когда они управляют самодержцем («Андромаха», «Британик»), исполнение долга, приводящее к подавлению страстей («Береника»), но и боль растоптанного личного счастья, которая сильней удовлетворенности от сознания выполненного долга. Написанные на античные, библейские или мифологические сюжеты (лишь трагедия «Баязет» написана на современном автору, хотя и «экзотическом», материале), его произведения понимались современниками как скрытое осуждение нравственной гнили и произвола двора.

Мольер в своих комедиях уже частично выходит за пределы классицизма; ему свойственны черты реализма и народности, за которые его осуждал его друг Буало. Его пьесы активно вторгаются в жизнь: не случайно Мольер навлек на себя ненависть духовенства комедией «Тартюф» и нелюбовь аристократии «Дон- Жуаном». В ряде произведений Мольер поставил вопрос о самосознании третьего сословия: «Жорж Данден» и «Мещанин во дворянстве» учили выходцев из низов знать себе цену, не смешиваться с дворянами и не унижаться перед ними. Вместе с тем в «Скупом» осмеивалось преклонение третьего сословия перед деньгами, утверждалась здоровая мораль, человечные отношения в семье и браке. Любовь короля к пышным зрелищам, а также его претензии самому выступать в балете породили в творчестве Мольера такие гибридные произведения, как комедии-балеты, которые ему пришлось писать вместе с Кино и Расином («Принцесса Элидская» и др ); они обеспечили Мольеру покровительство Людовика.

Наряду с Мольером, Лафонтен являлся представителем народного языка во французской литературе XVII в. Ученик вольнодумцев, он в своих озорных «Сказках» переложил в изящные стихи ряд новелл эпохи Возрождения (Боккаччо, Маргариты Наваррской, Брантома), чем чрезвычайно содействовал борьбе французского общества против ханжества, насаждавшегося стареющим королем и его морганатической супругой, госпожой Ментенон. Басни Лафонтена в прозрачной форме повествований о животных выводили перед читателями все общество Франции второй половины века; при этом Лафонтен не щадил ни Льва, царя зверей, ни его придворных (Лиса, Волка и Медведя), обирающих «простой народ» — Зайца, Ягненка, Оленя.

Особое положение в литературе Франции второй половины XVII в. занимает Лабрюйер, автор книги «Характеры». Задумана она была как ряд обобщенных портретов своего времени, как жанровые зарисовки различных встречающихся в обществе застывших характеров (в этом отношении она полностью укладывалась в

[282]

теорию классицизма); но автор перерос свой замысел и создал ряд реалистических и резко очерченных образов. Многие места его книги дышат чувством социального протеста, подготавливая тем самым литературу следующего века.

Абсолютизм пытался разработать и свою собственную теорию. Таким теоретиком абсолютизма был видный деятель католической церкви, епископ Жан-Бенэн Боссюэ (1627—1704); в своих проповедях и сочинениях на исторические и политические темы он отстаивал идею божественного происхождения абсолютной власти государя и утверждал его право на жизнь, имущество и убеждения подданных. Поэтому он горячо приветствовал отмену Нантского эдикта и содействовал созданию сельских школ, имевших целью парализовать воздействие гугенотских проповедников.

Другим теоретиком абсолютизма был сам Людовик XIV, оставивший сочинение, известное под названием «Мемуары Людовика XIV, составленные для воспитания дофина». Полный уверенности в том, что ничем не ограниченная власть короля спасительна не только для правителей, но и для подданных, он принципиально отвергал всякие попытки противопоставить ему какие бы то ни было представительные органы. Крайне характерно его желание не брать в советники и министры людей, имеющих не зависимое от короля общественное положение; он считал, что, возвышая чиновника из третьего сословия до положения министра, он не делится с ним властью, а имеет в его лице только безличного исполнителя королевских предначертаний.

Претензии идеологов абсолютизма встретили решительный протест в оппозиционной печати, выходившей на французском .языке в Голландии и Англии и подпольно распространявшейся во Франции. Так, в анонимном памфлете «Вздохи порабощенной Франции», вышедшем в 1689—1690 гг. (приписывается гугенотскому проповеднику Жюрье, а по другим источникам — эмигрировавшему из Франции священнику М. Левассору), утверждалось, что французский народ не смирится с насилием и что это является постоянным «зерном восстания». Против абсолютистской доктрины о том, что собственность французов есть собственность короля и он имеет на нее право, выступал буржуазный мыслитель Клод Жоли (1607—1700), утверждавший учение о святости и неприкосновенности частной собственности, об ограничении всевластия монарха.

Среди представителей дворянства и чиновной администрации, лучше правительства видевших реальное положение дел во Франции, выдвинулись идеологи, намечавшие пути спасения государства путем облегчения и перестройки налогового обложения (маршал Вобан, 1633—1707) или путем прямой помощи крестьянскому хозяйству (интендант Баугильбер, 1646—1716); наконец, воспи-

[283]

татель дофина, епископ Фенелон (1651—1715), создал для своего питомца поучительный роман-утопию «Телемак», в котором изобразил панораму крушения правителей в ряде вымышленных государств, кроме тех немногих, где общественный строй не дает оснований для недовольства народа; однако книга эта, ставшая известной королю, подверглась запрету, а ее автор — опале.

Среди передовых авторов оппозиционного направления следует назвать Пьера Бейля (1647—1706), гугенота-эмигранта, прославившегося критикой религиозной нетерпимости и пропагандой философского скептицизма. В его «Историческом и критическом словаре» поставлен вопрос, может ли существовать общество, состоящее из атеистов; Бейль ответил на этот вопрос утвердительно, чем навлек на себя гнев даже других гугенотов-эмигрантов, в том числе и П. Жюрье. Книга эта, конечно, была запрещена во Франции. Но после смерти Людовика XIV, в 1715 г., новый правитель королевства регент герцог Филипп Орлеанский снял с нее запрет и разрешил ее читать. По свидетельству современника, датского писателя Гольберга, в Париже с раннего утра перед еще закрытыми дверьми королевской библиотеки выстраивалась очередь желающих попасть в нее: кончался искусно иллюминованный полумрак абсолютизма, поднималась заря Просвещения.

[284]

Цитируется по изд.: История Франции. (отв. ред. А.З. Манфред). В трех томах. Том 1. М., 1972, с. 279-284.