Идеология потребления затронула и семью. Семья – фундамент любого общества. Она выполняет ряд социально значимых функций, которые обусловливают стабильность и нормальную жизнедеятельность общества. Человек растет в семье в любви, заботах родителей, как губка впитывает все житейские премудрости, приобретает навыки, набирается опыта. Семейные ценности – это то, что важно, ценно, уважаемо всеми членами семьи, общее поле их интересов. Нет какой-то конкретной иерархии или перечня популярных ценностей семейной жизни. Каждый узкий круг генетически связанных людей выбирает для себя отдельный, индивидуальный путь. Семья для человека – это в первую очередь место, где его любят, ценят и непременно ждут. Это– тихая гавань, где можно получить поддержку и набраться сил, чтобы преодолеть все грядущие тяготы судьбы и идти дальше по жизни с радостью в сердце.
Для большинства семейные ценности приблизительно одинаковы. Главное на чем держится семья – любовь, родительство, продолжение рода, верность, забота, согласие, доброта, доверие, взаимопонимание, уважение, сопереживание, ответственность, долг, честь, общение, связь с предками, дом...Это– радость и горе, успехи и проблемы, чувства и традиции, благодаря которым семья становиться крепкой. Очень важно, чтобы каждый член семьи чувствовал, что его любят, что он принадлежит кому-то, и что он значим. Словом, все то, без чего семью и назвать-то семьей сложно.
Цементируют же семью–дети. Пожалуй, рождение ребёнка – одно из самых счастливых событий в большинстве обычных семей. Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Семья – основа духовно-нравственного становления ребёнка. « Дух, который царит в семье, дух которым живут родители, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании его внутреннего мира, считает исследовательница Шорстова О.В. Духовно-нравственное воспитание, как развитие основных способностей, является не только первостепенной задачей, но и средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье. Атмосфера семьи сильно влияет на формирование душевного образа ребенка, определяет развитие детских чувств, детского мышления. Эту общую атмосферу можно назвать «мироощущением семьи». Выросшие в атмосфере любви дети несут ее в себе и дальше, создавая свои семьи, наполняют этой любовью землю.
Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Растёт детская беспризорность и безнадзорность, детская наркомания и алкоголизм, детская преступность. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2009, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные - "социальные сироты" при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений - 173,4 тыс. человек.
Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2009 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.
В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны "необучаемыми". Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.
Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.
Качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого - безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав - на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. - не поддаются исчислению. (См. подробней https://studbooks.net/1125659/pravo/osnovnye_problemy_detstva).
Имидж семьи во многом определяет актуальные модели семейного поведения, активно участвует в формировании такого сложного феномена, как личность, создает типизированные образы-эталоны семьи, которые впоследствии сопровождают человека всю его жизнь, оказывая значительное влияние на его мировосприятие. К сожалению, не без участия СМИ, в начале в Западных странах, а затем и в современной России, остро встала проблема кризиса семьи как института, который влечет за собой ряд тяжелых социальных последствий во всех сферах жизни общества. Согласно результатам социологических опросов, семейные национальные традиции и обычаи у молодежи стоят не на первом и даже не на втором местах. Их обогнали образование, карьера, взаимоотношения с друзьями, пристрастия.
В семейных отношениях современной России произошли и другие перемены. Они коснулись и изначальных ролей мужчины и женщины. Женщина перестала быть хранительницей очага, а мужчина основным добытчиком и защитником. Древнее предназначение женщины, хранительницы семейных традиций отошло на вторые роли. Также изменились и взгляды на понятие «семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью – семьёй, потеряны. Иные семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крыше, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям. Поэтому, традиции – это основа уклада семьи, семьи – дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.
Наблюдается сокращение числа браков, замены их сожительством или так называемыми гражданскими браками, увеличение разводов, падение рождаемости, распространение идеала однодетной семьи, невыполнение семьей своих функций, ослабление родственных связей, а в последнее время и однополых браков. Следствием этого стала депопуляция – уменьшение численности населения, происходившее в России на протяжении 90-х гг. ХХ и первых десятилетий ХХ1 века.
Основной причиной кризиса семьи является пропаганда идеологии потребительства, изменение под воздействием СМИ системы ценностей, снижение роли семейных ценностей в ней, частичная их утрата и замещение на вне семейные ценности. Кризис семьи–первопричина депопуляции, уменьшения численности населения, проявившееся, в первую очередь, как переоценка системы ценностей. В настоящее время семья перестает быть ценностью для некоторых людей, исчезают мотивы, побуждающие вступать в брак, рожать и воспитывать детей.
Мода на гражданский брак, то бишь сожительство, шагнула к нам с "раскрепощенного" Запада, где молодые люди не регистрируют официальные отношения пока не сделают карьеру и обретут финансовую независимость. В России раньше это было редким явлением. С точки зрения Православной Церкви- даже зарегистрированный, но не венчанный брак считается как бы неправильным, т. е. греховным. И по понятиям церкви даже за эту жизнь в грехе можно попасть в ад! А желающих отправится туда было немного.
Не приветствовалось сожительство и в СССР, за этим не менее строго, чем церковь, следили партийные организации. В новой России брачные отношения регулируются Семейным кодексом РФ. В нем приведено определение семьи как союза мужчины и женщины, официально зарегистрированного в органах Записи актов гражданского состояния, или ЗАГС. Когда же после распада СССР мы дверь распахнули настежь то вместе с демократией и свободой получили и гражданские браки. При чем идеология их внедрялась по модели Овертона: СМИ писали и пишут о их положительных сторонах. В СМИ, особенно в социальных сетях, найдете чуть ли не оды гражданским бракам. Зайдите хотя бы на сайт http://semeinoe-pravo.net/sozhitelstvo-i-grazhdanskij-brak-raznitsa/и вы прочтете эти самые положительные стороны сожительства. «Практика показывает, что у неофициального брака есть немало преимуществ. Основными из них являются: Возможность поближе узнать своего сожителя. Ведь романтика довольно быстро стирается из памяти в повседневном быту. Совместное проживание до официального оформления отношений дает возможность не только узнать привычки партнера, но и оценить возможность проживания с выбранным человеком всю оставшуюся жизнь. Экономия семейного бюджета. Поскольку на свадебную церемонию тратится немаленькая сума денег. Для молодой пары это особенно актуально, так как далеко не каждый имеет стабильный источник дохода. Кроме того, пышная свадьба, требующая большого количества денежных средств, может оказаться бессмысленной, если в скором времени за ней последует развод. Личная свобода. Проживая в незарегистрированных отношениях, ею обладает каждый. И распад таких отношений не создает большой проблемы. Поскольку отсутствуют утомительные походы в суд и необходимость кому-то что-то доказывать. Самое главное преимущество сожительства заключается в том, что если в паре присутствует любовь – никакой штамп в паспорте не нужен».
В гражданской семье отношения между супругами основаны на личных договоренностях, доверии. В случае каких-то разногласий надеяться на справедливость вряд ли придется. И если западное законодательство имеет некоторые механизмы для регулировки такого рода отношений, (договоры,контракты и т.п.) то в российском их пока нет. Но может и появиться ибо действия по модели Овертона не прекращаются и в 2018 году уже была попытка внесения в Государственную Думу новый законопроект, который предполагал изменения в Семейном кодексе. Речь велась о новом понятии «фактические брачные отношения», которое могло быть присвоено людям, проживающим в гражданском браке. Предложение данное не получило поддержки.
Между тем, по данным социологов (2010г), у россиян в возрасте до 35 лет, рост доли лиц, состоящих в сожительствах, среди всех состоящих в браке, увеличился за 15 лет более чем в 3 раза. До 20 лет каждый второй, 20-24 года каждый четвертый брак у женщин и каждый третий брак у мужчин - незарегистрированный. В группе 25-29-летних, более 17% женщин и почти 20% мужчин заявили, что они свой брак не регистрировали.
Доля состоящих в незарегистрированном браке в России, выборочное наблюдение репродуктивных планов населения (РПН-2017), % женщин и мужчин соответствующего возраста http://www.demoscope.ru/weekly/2018/0759/barom04.php
Еще одна российская беда–увеличение количества разводов. По ним мы впереди многих стран. В 2017 году по данным Росстата из 1000 браков 171 удалось сохранить, а на долю разведенных припадает 829 пар. В чем же причина распада семей?
И здесь дает о себе знать идеология потребительства. Пары при разводе, жалуются на материальную необеспеченность, с финансовой невозможностью содержать семью, поторопились с заключением брака. В 40% случаев именно этот фактор становится основанием для расторжения союза. Довольно большой процент разводов связан с отсутствием собственной квартиры или дома, проблемой совместного проживание с родственниками или родителями одного из супругов. Порядка 15% пар разошлись, ссылаясь именно на это. Камень преткновения в семейной жизни – алкоголь, наркомания. Из-за привязанности к тому или другому одного из членов семьи сегодня распадается около 10% браков.Сексуальная неудовлетворенность в браке также подталкивает к разводу. Психологи выделяют еще одну причину расторжения браков – легкомысленное отношение к семейному союзу. Нынешняя молодёжь считает – если не получилось, всегда можно развестись, ведь в этом нет никакой трагедии. Развал семьи многими воспринимается как нечто обыденное. Чаще всего распадаются семьи, в которых нет общих детей. В последние годы 56,7% разведенных пар были бездетными. Реже рушатся браки, где есть хотя бы один ребенок.
В последние годы одним из главных «разрушителей семей» стал и компьютер. Порядка 15% супругов при разводе называют зависимость второй половины от социальных сетей или онлайн игр.
Анализ показал, что снижается рождаемость в стране, малодетная форма репродуктивного поведения является наиболее одобряемой: у 32% семей нет ни одного ребенка, 35% имеют одного ребенка.
В современной ситуации глобальных социокультурных изменений семья стремительно теряет свое институциональное значение, традиционные ценности и отношения в семейно-брачной сфере оказываются невостребованными обществом. Данные социологов подтверждают тот факт, что в последние годы все острее просматриваются изменения в половой морали общества.
Важное изменение касается также распределения семейных ролей. Анализ данных СМИ подтвердил, что семейные роли мужчин и женщин стали более однородными: активной профессиональной деятельностью занимаются 44% мужчин и 25% женщин, воспитанием детей 88% женщин и 56% мужчин. Типичная модель семьи под воздействием СМИ значительно изменилась, что в первую очередь отразилось на формировании семейных установок и выборе брачного поведения молодежи.
Проводившиеся на эту тему исследования показали, что улучшение материальных условий в России не приводит к существенному увеличению числа детей в семье, так как экономический фактор в данном случае не играет ведущей роли. В странах Запада, где большинство семей имеют материальные условия, позволяющие иметь много детей, также распространен идеал однодетной семьи. Решение проблем современной российской семьи следует искать именно в сфере социально-нравственных установок, делает вывод она. (См. https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/vliianiie_srieds...).
Модели семейного поведения, демонстрируемые в СМИ, для многих людей становятся образцами их собственного семейного поведения. А вот примеров для подражания СМИ дают крайне мало. Посмотрите, к примеру, передачи Андрея Малахова, шоу Ларисы Гузеевой «Давай поженимся» или уже упоминавшегося Бориса Корчевникова с его «Судьбой человека» на канале «Россия -2». У них большинство приглашённых–многоженцы или мужчины и женщины, живущие вне брака. А сколько эфирного времени все каналы уделили неурядицам в семьях Джигарханяна, Петросяна других «звезд»! Загляните в социальные сети, почитайте отзывы.
Читаем. « Программа "Давай поженимся" на первом канале -полная чушь! Человек выбирает себе половинку из нескольких претендентов, словно покупает товар на рынке. Ведущая Лариса Гузеева со своими помошницами либо расхваливает, либо унижает тех, кого отобрали для участия...», « Под впечатлением от бескультурья, которым за версту веет от этой передачи хотела вчера написать, что это мерзкое шоу и оценить его в единицу. Двойку- максимум. Сегодня решила высказаться более подробно и объективно.
Единственное достоинство " Давай поженимся", что за градом перемытых косточек участников и нетактичности ведущих (одна астролог производит приятное впечатление) таки проскальзывают иногда умные мысли, которые следует молодым взять на вооружение: о том, что не нужно жить в " гражданском браке", а только в зарегестрированном, о том, что нужно беречь и строить отношения и что любовь может придти со временем. А может и не прийти, кстати! Некоторые выпуски передачи достаточно интересны за счет адекватных интеллигентных героев но их меньшинство. «Я вообще не понимаю, кто смотрит этот бред, наверное только чекнутые домохозяйки которым занятся нечем или пенсионеры. Но лично я даже на пенсии не смотрела бы эту передачу…» , «Вот это передача! Как же надо себя не уважать, чтобы сюда прийти! Позориться перед всей страной, рассказывая все о своей жизни в подробностях, да еще и выслушивать "мудрые советы" от Розы и Василисы…», «Уже долгое время показывают эту программу. Мне она вообще не нравится. Я считаю что она совсем не полезная. Срочно снять с эфира! ередача на любителя, не моя точно! Много чего меня в ней раздражает. На мой взгляд, больше всего портит саму программу - Роза Сябитова…», «Очередная "американщина", т. е. смазанная с аналогичных американских телепередач…»
Под влиянием СМИ в обществе изменилось отношение к институту семьи в целом. Сегодня СМИ стоят на позиции реального отражения общества, а люди воспринимают увиденное и прикидывают на себя нормы и правила поведения. Средства массовой информации, с одной стороны, отражают реально сформировавшийся в обществе негативный имидж семьи, а с другой – акцентируют семейные ценности в неправдоподобных сюжетах рекламы и сериалов. Семейные ценности, пропагандируемые СМИ, получают признание и становятся нормами поведения. И вот уже и в Россию, в открытую настежь дверь, вползает гремучая змея под названием «однополые браки». Подобные попытки пока, правда, резко присекаются. Но это пока, ведь работает окно Овертона...
Порой кажется, что мир сходит с ума. Но когда начинаешь анализировать, выясняется, что действуют отнюдь не сумасшедшие люди. Идея однополых браков радилась не на пустом месте. Она вытекает из идеологии потребительства, теории «золотого миллиарда», преследует цель сокращения населения на планете до одного миллиарда.
Идея эта была вброшена в массовое сознание в 1970 году в США. Представители сексуальных меньшинств, стали бороться за право регистрировать свои отношения официально. В СМИ появились публикации в поддержку, в которых напоминалось о славутой американской демократии, толерантности и правах человека. Власти не спешили сказать свое слово, ожидая куда кривая вывезет. Она вывезла в Данию, где первой парой, узаконившей свои отношения, стали датчане Эйгил и Аксель Аксгилы, зарегистрировавшие этот брак на основании принятого в 1986 году закона. Мировая общественность встретила это явление в штыки. Большинство СМИ опять-таки заняло сторону новобрачных.
Однополые браки, словно раковая опухоль, стали расползаться по другим странам. Вслед за Данией их узаконили Нидерланды,(предложившие ввести формулировку «однополые браки»), Бельгия, Канада. Кстати, в Канаде на протяжении нескольких лет представители закона и государства спорили о том, можно ли одобрять его, или нет. Нашлось немало противников, но было достаточно и единомышленников этой идеи– 20 июля 2005 года закон вступил в силу.
В США Вермонт стал первым штатом, где узаконили однополые браки. Вслед за ним последовали Массачусетс, Калифорния. Там регистрировать браки между гомосексуалистами начали в 2008 году, с 16 июня. В первые месяцы сразу 18 тысяч пар подали заявления и поженились! Но потом закон, так сказать, аннулировали, и браки перестали заключать. Более 50% населения Калифорнии (а именно 52,1%) оказались против заключения официальных отношений между гомосексуалистами. Но после длительных судебных разбирательств в феврале 2012 года Апелляционным судом Сан-Франциско запрет на браки между людьми одного пола отменен. В 2008-м этот запрет отменили ещё и в Коннектикуте. Айова в 2009 году признала заключение однополых браков правильным решением. За ним последовали штаты Нью-Гэмпшир и Мэн. Потом поддержал законопроект и Нью-Йорк, а после него - Мэриленд. Последним толерантным штатом стал Вашингтон.
В июле 2010 года грянула очередная сенсация– Йоханна Сигурдардоттир, женщина, президент Исландии, то же вступила в однополый брак и стала первым в мире главой страны, оформившей такой союз.
Ну, а что же церковь, хранительница нравственности? Православная осуждает, а вот шведская лютеранская церковь с 2007 начала благословлять подобные отношения и даже венчать пары. Швеция стала первой в мире страной, в которой однополые браки разрешила господствующая церковь.
Важную роль в плане одобрения таких отношений сыграла Каирская международная конференция ООН, которая касалась народонаселения. Тогда много слов было сказано о равноправии и равноценности. Так и появилась идея об узаконивании отношений между двумя девушками или парнями.
В мире к 2018 году 28 стран разрешили регистрацию союзов однополым парам наравне с обычными. Еще 16 допускают оформление их отношений в ином порядке. Есть ограничения на усыновления детей, ограничение по искусственному оплодотворению и суррогатному материнству, иные формы регистрации союза-брака (в судах, у нотариусов и т.д.), в некоторых странах дискриминация однополых союзов по налогообложению. Спорный статус однополых браков в Коста-Рика и части штатов Мексики.
Однополые союзы признаются де-факто, но с оговорками, в странах: Израиль, Венесуэла, Китай (с 1997 года), Гонконг (с 1991-го), Япония (с 1980-го), Монголия (с 2002-го), Северная и Южной Корее. Например, в Израиле не заключается ни однополый брак , ни иная форма однополого сожительства. Но Израиль признает однополые браки своих граждан, заключенных за рубежом. Наиболее популярными местами заключения брака однополых пар являются Канада и Соединенные Штаты, после чего он регистрируется и в Израиле.
С июля 2017 признала действительными однополые браки, заключенные за границей, Армения.
Большинство граждан нашей страны, по данным сайта считают, что подобные браки - это не только фактор, разрушающий нравственные ценности и устои общества, но и то, что ведет к вымиранию нации.