«ШАХНАМЕ» («Книга царей») - свод мифологических и эпических сказаний и исторических преданий ираноязычных народностей древности и раннего средневековья, куда включалась и хроника Сасанидов и в котором нашла свое завершение при Саманидах эпическая традиция иранских народов. Саманиды для объединения народов, входивших в их государство, обращали особое внимание на сбор древних героико-мифологических преданий как из пехлевийских источников, так и из арабских, но в особенности устных, бытовавших среди дихканов и мобедов (зороастрийских жрецов). Одним из наиболее ранних сводов на персидском языке была утраченная позже династийная хроника «Хвадай-намак». Из различных источников известны фрагменты или имена авторов следующих «Шахнаме»: 1) прозаическое «Шахнаме», законченное в городе Тусе в 957 году по приказу и под наблюдением Абу Мансура Мохаммеда ибн Абда-р-разака, правителя Туса и Нишапура, военачальника Хорасана.
Написанная на языке дари «Мансурова Шахнаме» или «Абу Мансурова книга» содержала сведения о прошлом иранских народностей. Она легла в основу «Истории персидских царей» Саалиби и была использована Фирдоуси. Сохранилось предисловие к «Шахнаме» Абу Мансура. 2) На языке дари Абд-аль-Муаййадом Балхи незадолго до 963 года было написано «Шахнаме», которое и использовал Балами в переводе с арабского «Истории» Табари. По поручению эмира Нух II Саманида (976-997) было начато переложение на стихи «Шахнаме» Абу Мансура поэтом Дакики (умер около 977 года). 3) Выдающимся произведением является «Шахнаме» Фирдоуси, завершенное им к 994 году и насчитывавшее свыше 100 тысяч стихотворных строк. В дополнение к «Шахнаме» Абу Мансура им были собраны более подробные сведения о прошлом иранских народов. Важнейшим источником для «Шахнаме» Фирдоуси явились цикл сакско-согдийских сказаний о богатыре Рустаме, изложение которого заняло более одной трети всей поэмы; согдийско-хорезмийские легенды о Сиявуше и бактрийская легенда об Исфандияре. Из пехлевийской литературы заимствованы предания о сасанидском периоде. «Шахнаме» Фирдоуси делится на 3 периода - мифологический, героический и исторический. На протяжении всей поэмы иранские народы - сторонники доброй силы - борются против злой силы иноземных захватчиков. Включение в поэму исторических событий от похода Александра Македонского до арабского завоевания и смерти Йездегерда III дало возможность Фирдоуси воспеть идею борьбы народа за независимость родины на протяжении всей его истории. Сохранились также известия о существовании в прошлом еще двух «Шахнаме»: Масуди Марвази (составлена до 966 года) и Абу Али Балхи (время написания неизвестно).
Ш. Ф. Мухамедьяров. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ-ТЯНЬ - ЯШТУХ. 1976.
Источники:
Фирдоуси А., Шах-Наме. Критический текст, т. 1-9, М., 1960-71 (Памятники литературы народов Востока. Тексты. Большая серия. Текст на языке фарси).
Литература:
Гафуров Б. Г., Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история, М., 1972;
Бертельс Е. Э., История персидско-таджикской литературы, Избранные труды, (т. 1), М., 1960;
Османов М.-Н. О., Фирдоуси. Жизнь и творчество, М., 1959.