Вы здесь

От редакции

Марк Твен — Самюэль Ленгхорн Клеменс (1835—1910) — один из крупнейших прогрессивных писателей американской литературы второй половины XIX и начала XX века, талантливый сатирик-реалист.

Творчество Твена, демократическое в своей основе, глубоко враждебно буржуазному миру. Его критика капиталистической Америки, выливаясь в форму резкой социальной сатиры, несет в себе огромную силу обличения и протеста.

Буржуазные американские литературоведы стремятся затушевать подлинную сущность творчества Твена, представить его как автора легких юмористических рассказов, высмеивающих невинные человеческие слабости; они обращают внимание читателя на произведения Твена тех лет, когда ему еще присущи были некоторые иллюзии в отношении буржуазного мира, и скрывают неопубликованные рукописи Твена последнего периода его жизни, представляющие исключительный интерес для понимания творчества писателя в целом. Многие статьи и письма Твена 90-х и 900-х годов, равно как и отрывки из его «Автобиографии», включенные в настоящий сборник, содержат яркий разоблачительный материал, направленный против американского империализма.

Путь Твена в литературе — это путь постепенного, все возрастающего осознания той преступной деятельности, которую осуществил правящие круги США в интересах монополистического капитала. По мере того как с годами раскрываются перед Твеном новые и страшные стороны капиталистической действительности, исчезают иллюзии писателя, и его критика буржуазного мира становится все более целенаправленной и социально-острой.

Твен видит порочность буржуазного парламентаризма, разоблачает продажность правительственных учреждений и прессы, клеймит власть доллара. Ему ненавистен дух стяжательства, лицемерия и наживы, владеющий миром американского буржуа.

Твен понимает всю лживость буржуазной американской демократии и говорит о буржуазных свободах в тоне самого язвительного сарказма: «По благости всевышнего мы, американцы, владеем тремя неоценимыми качествами — свободой совести, свободой слова и благоразумной решимостью не пользоваться ими».

В «Сенаторе Дильворти» — главах из романа «Позолоченный век»  — Твен рисует комедию выборов в сенат Соединенных Штатов Америки, разоблачая тот откровенный и гнусный обман, к которому прибегают американские «государственные деятели» типа Дильворти, создающие свою политическую карьеру посредством подкупов и демагогии. Путь к власти подобных прожженных дельцов и проходимцев, именующих себя «представителями народа», — типическая биография многих современных буржуазных политиканов, ставленников Уолл-стрита.

Со злой иронией говорит Твен об отвратительном ханжестве американских финансовых воротил. В своем очерке «Рокфеллер и библия» Твей издевается над воскресными проповедями Рокфеллера-младшего, который призывает к христианскому отречению от земных благ, в то время как его отец подсчитывает миллионные прибыли.

И хотя Твен не имел ясного представления о связи между ростом финансового капитала и обострением борьбы за передел мира, тем не менее события, сопровождающие вступление Америки на путь колониальных войн, поразили писателя своим бесчеловечием и цинизмом и вызвали его ненависть к миру империалистических хищников.

В последний период своей жизни Твен пишет ряд публицистических статей-памфлетов, которые лишь частично опубликованы американской прессой, вследствие их резкой антиимпериалистической и антирелигиозной направленности.

В этих статьях Твен осуждает политику захватов и грабежей, проводимых американскими агрессорами, прекрасно понимая подлинную сущность той христианской «цивилизации», которую огнем и мечом внедряет монополистический капитал Америки в зависимых и колониальных странах.

«Что я думаю о нашей цивилизации? — пишет он. — Что она ничтожна и убога, полна жестокости, суетности, наглости, низости и лицемерия. Я ненавижу самый звук этого слова. В нем — ложь». 

Твен выступает против политики расового угнетения, в защиту негров и китайцев, и пишет гневную статью «Соединенные Линчующие Штаты», самое заглавие которой выражает резкий протест писателя-гуманиста против бесчеловечной политики истребления и преследования так называемых «цветных рас».

Обозревая картину злодейств и преступлений, которыми заклеймил себя американский империализм, Твен начинает сознавать, что эти отдельные факты представляют собою звенья единой политики.

В своем памфлете «Человеку, ходящему во тьме» он пишет, что национальный флаг Америки следует видоизменить: «белые полосы на нем закрасим черным, а вместо звезд изобразим череп и скрещенные кости».               

С беспощадной иронией отзывается Твен о мнимом превосходстве англо-саксонской расы. «Мы, англичане и американцы, — воры, разбойники и пираты, чем мы и гордимся», — пишет он, разумея под этим хищническую деятельность англо-американских агрессоров.

Вместе с тем Твен видит, что существует вторая Америка — страна простых и честных тружеников, судьба которых неизменно вызывает в нем самые горячие симпатии.

Всю силу своего сатирического дарования, своего сокрушительного сарказма направил Твен на разоблачение преступной деятельности американского капитализма, и в этом — значение его творчества как писателя-демократа и гуманиста. Многие высказывания Твена сохраняют до настоящего времени свою остроту и политическую злободневность.

В дни, когда ширится и крепнет лагерь прогресса и демократии, когда все передовое человечество объединяется на защиту мира против международной реакции, с новой силой звучит голос Твена — гневного обличителя империалистической агрессии, сторонника справедливости и друга простых людей.