Древнейший письменный памятник индоариев «Ригведу», по мнению большинства современных ученых, следует датировать XI— X веками до н. э. (имеется в виду оформление гимнов в единый сборник).
Несколькими столетиями позднее, т. е. VIII—VI веках до н. э., датируются последующие тексты ведийской традиции — поздние самхиты, араньяки, брахманы.
В последние [т. е. 70-е] годы появились интересные археологические материалы, которые позволяют связать с индоариями ведийской эпохи конкретную археологическую культуру. Индийские археологи (Б. Б. Лал, Б. К. Тхапар, Р. С. Гаур, Дж. П. Джоши) открыли культуру «серой расписной керамики», которая, как показали исследования, была распространена в Пенджабе, в верховьях Джамны и Ганга и в долинах этих рек (включая район современного Аллахабада), а также в Северо-Восточном Раджастхане, т. е. в целом охватывала области расселения индоарийских племен в ранневедийский период. Анализ географических данных «Ригведы» позволяет наметить область оформления гимнов «Ригведы» — северо-восточные районы Пенджаба; некоторые авторы называют даже более точные границы — район Амбалы.
Судя по раскопкам в Антранжикхере, нижняя граница культуры «серой расписной керамики» относится примерно к XII—XI векам до н. э., что также совпадает по времени с датировкой «Ригведы». Это давало ученым основание считать, что индоарийские племена эпохи сложения «Ригведы» были связаны с культурой «серой расписной керамики».
Карбонный анализ, проведенный в последние годы на других памятниках (Хастинапура, Нох), относит нижнюю границу культуры «серой расписной керамики» к IX—VIII векам до н. э. (работы Д. П. Агравала), что «омолаживает» время появления этой культуры в верховьях Джамно-Гангского двуречья. Показательны в этой связи попытки некоторых ученых сопоставить предметы материальной культуры из раскопок культуры «серой расписной керамики» со свидетельствами поздневедийских текстов, т. е. соотнести упомянутую культуру с поздневедийскими племенами — индоариями первой половины первого тысячелетия до нашей эры. Таковы, например, работы Р.-С. Шармы и А. Гхоша.
В настоящее время можно говорить о нескольких этапах культуры «серой расписной керамики» и связывать их с ведийскими племенами, которые первоначально находились в Восточном Пенджабе, в верховьях Джамны и Ганга, а затем продвинулись в более южные районы.
Большой интерес в этой связи представляют новые раскопки итальянских и пакистанских археологов в Свате, где были открыты могильники, датируемые примерно IX—VIII веками до н. э. В погребениях встречается серая и красная керамика, имеющая, по мнению некоторых ученых, определенные аналогии с серой расписной керамикой; изредка находят и железо. Можно предполагать, что погребения в Свате принадлежат одной из групп индо-арийских племен, проникших в Индию в конце второго тысячелетия до нашей эры.
В последние годы в Пенджабе и Хариане были открыты поселения, где культура «серой расписной керамики» непосредственно залегала над поздне-хараппской культурой и сосуществовала с ней. В данном районе хараппская культура просуществовала вплоть до проникновения индоарийских племен.
Благодаря новым раскопкам можно более определенно говорить о материальной культуре создателей культуры «серой расписной керамики». На первом этапе (в Пенджабе, на севере Харианы) ведийские племена пользовались медными орудиями и лишь позднее, продвигаясь на юг и восток, стали использовать железо (примерно в IX—VIII веках до н. э.).
Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 30-31.