Вы здесь

Глава 17. «Кто искренне поверил в Бога, Но не как знающие люди...

Арджуна сказал:

«Кто искренне поверил в Бога,

Но не как знающие люди,

Такой всегда настойчив в вере.

Что с ним в последующем будет?»

 

Господь сказал:

«На спрос, как поступают с верным,

Хотя не знающим, слугою.

Отвечу так: «Что станем делать,

К примеру, с левою рукою?»

Есть у людей три вида веры:

Большая, страстная, тупая;

Последняя, где верит тамас,

Скажу иначе — никакая.

Суть человека —это вера.

Без веры делать не намерен:

Свершает только те поступки,

В которых наперёд уверен.

Большая вера — вера в Бога;

Где страсть — её предметы разны;

Тупица к вере неспособен,

Его усилия напрасны.

И пища трёх бывает видов,

Где саттва — там едят простую,

Фруктовую и овощную,

Полезную и негустую.

У раджаса в почёте вина,

Из пищ — и  острота и горечь.

Отсюда — частые болезни,

И нехороших мыслей корень.

Еда невкусная, гнилая,

Что негодна столам обычным,

Не по своей, конечно, воле,

Пригодна людям тамасичным.

И жертва тройственна по сути.

Кто в саттве, — жертву тот приносит

Безмолвно и чистосердечно,

Себе же ничего не просит.

Кто жертвует корысти ради,

Услужливо и лицемерно,

Тот неуклюже прячет раджас.

Такое приношенье скверно.

Когда оно совсем без смысла,

Противно шастрам и браминам,

Такой пожертвователь просит

О чём-нибудь неисполнимом.

Коль страсти нет (1), но вера в гуру,

В единство чувства, мысли, дела,

Там в целомудрие влюблённость.

Я в этом вижу «тапас 2) тела».

Немногословие и точность,

Отсутствие намёка злого,

Молитв коротких повторенье

Я называю: «тапас слова».

Разумность, ясность, дружелюбье,

И к чуждым, и к единоверцам,

Ума и чувства дисциплина, —

Для нас с тобою «тапас сердца».

Когда же йогин, кончив дело,

Плодов не требует у жатвы,

Тогда он может с полным правом

Назвать поступок «делом саттвы».

Дар, принесённый бескорыстно,

Причём, дарителем безличным,

С единой мыслью — дар от сердца,

Такой считается саттвичным.

Когда ответный ждут подарок,

Иль подношение, — опасно.

Здесь примешался к делу раджас —

Дарение такое страстно.

А если дар наш неуместен

И совершён кому не надо,

Неуважительно и грубо —

Бездушна жалкая награда.

Скажу, Арджуна, в заключенье:

Меж гунами нетвёрды грани,

Растут желанья, варны, люди,

Особенно на поле брани.

И ты поклонников неловких

Щади. Пусть ошибутся даже,

Лишь бы в душе своей святое

Не подготовили к продаже.

ОМ, ТАТ, САТ, — произносим слоги,

С них начаты святые Веды.

Воздвигнута душою крепость,

И меньше досаждают беды.

При звуке ОМ в нас входит Брахман;

ТАТ - к Богу обращенье с жертвой;

САТ означает «тапас знанья»

С мольбой святой и милосердной.

Когда же тапас совершаем

Без постоянства и без веры,

Суть может превратится в несуть.

В ней пользы нет - одни химеры».

------------------------------------------------

1. Здесь имеется в виду низкая страсть.

2. Тапас в индуизме многозначное понятие, близкое по смыслу слову «джихад» усилие. Может означать «усердие» «контроль чувств»; буквально «Разогрев сердца».