Вы здесь

Тарасов И.М. О происхождении одной позднесредневековой легенды, попавшей в российскую историографию

Аннотация: В статье рассматривается фальсификация позднего Средневековья: «Грамота Александра Македонского славянам». Статья анализирует появление и распространение «Грамоты» в российской историографии XVII– начала XIXвв. и изучает её происхождение.

Ключевые слова: Россия, историография, панславизм, сарматизм, славяне, сарматы, скифы.

В российской историографии XVII - XVIII вв. встречается весьма любопытное упоминание о «Грамоте» якобы данной в древности Александром Великим славянам (или руссам) и сопряжённого с ней «дара» (ряд территорий в Европе).  Об этом документе и пойдёт речь в данной публикации.

Информация о «Грамоте Александра Македонского» восходит к поздним источникам XVIIстолетия. К примеру, в Хронографе 1679 г. имеется сочинение «О исторiи еже о началѣ Рускiя земли и созданiи Новаграда и откуду влечашеся родъ Словенскихъ князей». В нём содержится как текст «Грамоты» Александра, будто бы заключившего мир с тремя князьями словен и руси – Великосаном, Асаном и Авенхасаном, так и «дар» – земли «отъ моря Варяжскаго и до моря Хвалимскаго» [1].

В Густынской летописи (1-я половина XVIIв.) приводится текст договора Александра Македонского с «енетицким родом», т.е. с венетами, которые в тексте летописи названы славянами. В своём документе Александр будто бы пожаловал славянам «въ державу вся страны от полунощъного океянского Ледоватого моря» (ПСРЛ, 40: 14). Имеется упоминание о «Грамоте» и «даре» Александра и в Мазуринском летописце (посл. четверть XVIIв.) (ПСРЛ, 31:13]).

Этот же источник, попавший в Мазуринскую летопись, был на руках и у хорватского гуманиста Юрия Крижанича, упоминавшего трёх славянских князей и «дар» Александра – земли от Варяжского (Балтийского) до Хвалынского (Каспийского) моря. В существовании таких «договора» и «дара» он сомневался, ибо великий полководец древности «не мог никому подарить землю, которая никогда не была под его властью» [2].  Крижанич первым в России подверг текст «Грамоты» серьёзной критике, а распространителей оной назвал «шутами» [2].

«Грамоту Александра» упоминают во 2-й половине XVIIв. Феодосий Софонович [3] и составитель Синопсиса («на пергамени златом написанную в Александрии») [4]. В дальнейшем информация появляется у компилятора конца XVIIв. Тимофея Каменевич-Рвовского, который связал её со «славеноросстими» предками русских. По его словам, «старии и новогородстии холопи» покорили множество стран и земель в Европе и Азии (царство амазонок, «тройския и ельланскии державы» и др.), встревожили самого Александра Македонского, который послал к ним послов с особой грамотой, в которой просил мира. Каменевич-Рвовский отмечал, что послание Александра было повешено у божницы Велеса «во престаром граде Ростове»[5].

Упоминается «Грамота Александра Македонского» и в «Ядре Российской истории» (1715) Алексея Ильича Манкиева, писавшего о помощи славян македонскому царю Филиппу «за 310 лет до Р.Х.», а потом и его сыну, который вручил славянам за это «грамоту золотыми словами писанную» [6].

Однако уже составитель «Подробной летописи от начала России до Полтавской баталии» по какой-то причине не счёл нужным включить в свой труд даже упоминание о «договоре» с Александром, тогда как в книге имеется весьма пространное упоминание об Августе, остерегавшемся славян, позаимствованное из того же «Синопсиса» [7].

Василий Никитич Татищев скептически относился к сведениям о «Грамоте Александра» и упоминанию в ней славян. Он подчёркивал, что упоминание славян в IVв. до н.э. «сумнительству подвержено», ибо «Ариан, Квинтус Курций, Плутарх и Страбон о Александровых войнах и другие древние пиша имяни Славян не упоминают…» И поэтому Татищев грамоту «оную яко подложную оставил»  [8].

Младший современник Татищева – Михаил Васильевич Ломоносов, который стоял на патриотических позициях и упоминал о глубокой древности славян, тем не менее, также сомневался в подлинности «Грамоты» [9].

Федор Александрович Эмин в своей «Истории» (1767) рассказывал о якобы имевшей место встрече послов Александра Македонского и «свирепостью наполненных» славян. О самом документе Эмин не упоминает, ограничившись словами о послах [10]. Эмин указывал, что Александр будто бы понял, «что ему нечем было от них поживиться, не смел отважиться на бой сумнительный и безкорыстный» [11].

В дальнейшем «Грамота» упоминается Екатериной IIв «Записках касательно российской истории» (1787). По словам императрицы, некие историки «сказывают», что будто бы руссы помогали в войне Филиппу Македонскому за 310 лет до Рождества Христова. А также оказывали помощь и его сыну, Александру, и за храбрость свою получили грамоту «золотыми словами писанную»[12].

Другой историк XVIIIстолетия – князь Михаил Михайлович Щербатов просто вставляет в свою книгу упоминание о «грамоте», переписанное из «Синопсиса», отказываясь утверждать что-либо о подлинности данного труда [13]. 

Николай Михайлович Карамзин вычёркивал этот документ из источников для своей «Истории», называя «древним преданием народов славянских» [14, с. 35]. Он же отмечал, что упоминание о договоре Александра Македонского с тремя князьями словенов и руссов относилось к числу «сказок», сочинённых в XVIIв. и «внесенных невеждами в летописи» [15].

Однако, «Грамота» возникла не на отечественной почве, как можно поначалу подумать, а пришла с запада. В эпоху Novum aevum были весьма популярны рассказы о том, что Александр Македонский якобы дошёл до территории России. Так, близ Смоленска даже будто бы существовал алтарь Александра Великого (по версии польского историка Бернарда Ваповского), а в народе сохранились представления о костях мамонта («волота»), которые находили на правом берегу Дона (XVIIв.), как о костях боевых слонов Македонского [16]. Да и народ скифов, с которыми воевал царь Филипп (339 до н.э.) и полководец Александра Зопирион, бесславно погибший во время военного похода (331 до н.э.) (Iust. Epit. II, 3, 4; XII, 2, 4), отождествлялся с русью уже, как минимум, с конца Iтыс. н.э. А «Великой Скуфью» средневековые греки называли то ли одно из славянских «племён» (тиверцы), то ли вообще их все [17].

В польской историографии Нового времени текст «Грамоты Александра» был представлен довольно широко (у Мартина Бельского в «Хронике всего света» (1551) [18] и в «Хронике Польской» (1597) [19], у Матея Стрыйковского (Kron. pol. IV, 2), Станислава Оржеховского в работе 1554 г. [20], etc.). В конечном счёте вся информация восходит к «Чешской хронике» (Chronica Boemorum, 1541) Вацлава Гаека из Либочан [21]. Однако, и Гаек не был автором этого документа, ибо, как показал ещё Александр Сергеевич Мыльников, текст оного уже существовал в Богемии в 1-й половине XVв., хотя мог быть написан ещё в середине XIVстолетия [22]. «Грамота» содержала и «дар» Александра Македонского [23].

В Россию информация о «Грамоте» попадает уже в виде выписок из переводных польских историков и принимается просвещённой публикой довольно тепло, что не удивительно, учитывая огромную популярность фигуры Александра Македонского. В Густынской летописи текст «Грамоты» заимствуется из книги Гваньини, который сам черпал информацию из «Хроники Польской» Мартина Бельского [24].

Откуда текст взял Гаек? Как я указывал выше, текст существовал в Богемии уже в 1-й половине XVв., хотя мог быть написан ещё в середине XIVстолетии. Он включал в себя и «дар» Александра Македонского, вместе с тем вмещая в себя идею этнокультурной и надконфессиональной общности славянства. «Грамота» провозглашала якобы данное славянам ещё в древности право власти над соседними народами, поселившимися на пожалованных Александром землях, но этим закрепляла идею законности права славян на независимое развитие и сопротивление иноэтническому угнетению [28].

Содержание «грамоты», бесспорно, продукт творческой деятельности автора Позднего Средневековья, а не эпохи античности. Но что перед нами – умышленное создание фальшивки, либо попытка (пусть и довольно примитивная) «восстановления» подлинного текста? Я полагаю, второе. Могла ли послужить основой для «восстановления» вероятной «Грамоты» Александра информация о том, что какие-либо древние народы заключили с Александром мир? Вполне вероятно. Как известно, целый ряд европейских народов в своё время посылал к Александру послов. Кому-то даже посчастливилось заключить с Македонией мир. Диодор Сицилийский упоминает послов к Александру от иллирийцев, фракийцев и галатов (восточных кельтов) (Diod. XVII, 113, 2). О послах европейских скифов «живущих за Боспором» говорят Квинт Курций Руф (Curt. VII, 1, 7) и Арриан (Arr. IV, 1, 1). Последний отмечает, что Александр отправил с европейскими скифами «кое-кого из “друзей” под предлогом заключения дружбы».Отмечал Арриан, рассказывая о событиях 335 г. до н.э., и послов от «независимых племён, живущих возле Истра», от трибалльского царя Сирма, а также от кельтов, живших подле Ионийского залива. Арриан отмечает: «Все сказали, что они пришли искать дружбы с Александром; все они заключили с ним союз» (Arr. I, 4, 6).

                Могла ли Хорватия быть родиной «Грамоты»? В своё время на этом настаивал чешский историк Йосеф Добровский. Указывал он и приблизительное время создания фальсификации – эпоху Карла IV(1316-1378) [29].

 В Позднем Средневековье в Хорватии, состоявшей тогда в унии с Венгрией (Pacta Conventa, 1102) местное славянское (сельское) население находилось в ущемлённом положении их считали неотёсанными и даже протестовали против их показаний в суде [30]. Как считалось тогда, «Хорватия» или Склавония начиналась за городом, «славянин» в городе был чужаком, поселившись в нём, он сразу становился «латинянином» [30]. Таким образом, существовала потребность в возвеличивании героического прошлого хорватов (предки которых якобы заключали мирные договоры с македонским царём, покорителем половины Ойкумены) в пику венграм и «латинянам». Возможно, прав был Целлениус, полагавший, что DiplomaАлександра Великого была дана «иллирам» (illyricis), а именно «далматам, либурнам и всем другим того же языка»[31]. Мавро Орбин (чья фамилия более известна в итальянизированной форме – Орбини) также полагал, что Македонский заключил договор именно с иллирийцами. Иллирийцев же (впрочем, как и древних македонян) Орбин считал славянами [32]. Он ссылался на Михайло Салонского, который в «Истории иллирийцев» писал, что оные служили в войске Александра, и за это «Александр воздал им великие почести» [33]. Живший позднее Юрий Крижанич полагал, что в своё время чехи придумали «басню» с «Грамотой» по той лишь причине, что с иллирийцами Александр на самом деле воевал, а страна хорватов именуется с древности Иллирийской землёй. Т.о. была рождена легенда о якобы имевшемся в древности договоре между Александром Великим и славянами [2].

Польский историк Станислав Сарницкий (1532-1597), который верил в то, что «Грамота» – подлинная, пытался найти её обоснование. Он полагал, что союз с македонским царём заключили трибаллы (которые, по его мнению, были славянами [34]). Таким образом было подведено доказательство под реальность «Грамоты». Трибаллов некоторые историки Нового времени считали славянами (ср. [35]).

На гуситском происхождении текста грамоты (XVв.) настаивал Любор Нидерле, обративший внимание на сведения XIIIв. о будто бы имевших место быть контактах Македонского и славян [36].

Полагаю, близок к истине был Павел Николаевич Милюков, писавший, что «Грамота» могла восходить к некой «Книге писем Александра (Македонского)» (LiberepistolarumAlexandri), на которую ссылался Винцентий Кадлубек (ок. 1150 – 1223), рассказывая о войнах македонян с древними поляками [37].

Вполне очевидно, что у Кадлубека в распоряжении действительно был какой-то древний сборник писем Александра, из которой он извлёк, к примеру, переписку македонского царя с Дарием III, выдержанную в духе той эпохи [38].

По всей вероятности, в «Книге писем Александра» содержалась некая информация о мирном соглашении македонского царя с северными номадами, которая и послужила поводом для «восстановления» уже на польской почве будто бы имевшего место договора Александра со славянами (они считались потомками сарматов в рамках «сарматского мифа»). О таком мире между «незыблемым государством сарматов», существовавшим будто бы 3000 лет [1], и Александром Македонским писал, к примеру, дипломат XVIIстолетия Якоб Рейтенфельс. По его источникам, македонский царь «не столько даровал им (сарматам – И.Т.), а скорее подтвердил (если только он мог сделать и это) за ними преимущественное право селиться навеки на пространстве земли, ограниченном Ледовитым, Балтийским и Адриатическим морями» [39].

В «сарматах» Рейтенфельса определённо угадываются скифы могущественной «державы Атея» (2-я половина IVв. до н.э.), с которыми вели войны отец Александра Филипп IIи его полководец Зопирион. Исторические сарматы же сделались полноправными хозяевами Северного Причерноморья, сместив скифов, позднее, – только к середине II в. до н.э. [40], т. е. почти через два века после смерти Александра. Собственно, идея «сарматизма» (вернее даже — «протосарматизма») созрела задолго до выхода в свет «Анналов» Яна Длугоша, ещё в Средние века. Известно, что уже Xв. франкский хронист каролингской эпохи Флодоард (894-966) отождествлял славян с сарматами (Flod. Anno DCCCCXXIV; Flod. Anno DCCCCLV; Flod. Anno DCCCCLVIII) [41]. Позднее близок к этой идее был и хронист Кадлубек, описывая войны предков поляков с Александром Македонским и Юлием Цезарем. Он отмечал, что предки поляков в древности владели землями вплоть до страны «партов» (так он обозначал ираноязычных парфян), а над самими парфянами и некоторыми другими народами королём был легендарный Лешек [42]. О войнах предков поляков с Александром Великим упоминал и посланник польского королевства Ян Остророг в выступлении перед папской курией (!) в 1467 г. [43].

Таким образом, возникнув в Позднем Средневековье под влиянием смутных реминисценций о заключённом мире между Македонией с одной стороны и балканскими племенами и северными номадами с другой, легенда о «Грамоте Александра Македонского славянам» достигла Русской земли в XVIIв., где два столетия имела сторонников среди учёных людей. Только в начале XIXстолетия она была окончательно отброшена Н.М. Карамзиным как откровенная фальсификация.

 

Список сокращений:

 

ПСРЛ, 31 –«Полное собрание русских летописей», т. 31. Полное собрание русских летописей. Т. 31. Летописцы последней четверти XVIIв. М., 1968.

ПСРЛ, 40 – «Полное собрание русских летописей», т. 40. Цит. по: Полное собрание русских летописей. Т. 40. Густынская летопись. Спб., 2003.

Arr. – «Поход Александра» Флавия Арриана. Цит. по: Арриан. Поход Александра / Пер. с древнегреческого. М.: «Миф», 1993.

Curt. – «История Александра Великого Македонского» Квинта Курция Руфа. Цит. по:  Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. Сохранившиеся книги. М., 1963.

Diod. – «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского. Цит. по: Шофман А.С.Александр Македонский как дипломат / «Античный мир и археология». Вып. 8. – Саратов, 1990. С. 21-43.

Flod. – «Анналы» Флодоарда. Цит. по: LesAnnalesdeFlodoard: publiéesd'aprèslesmanuscrits… Paris, 1905.

Hdt. – «История»  Геродота. Цит. по: Геродот. История / Эл. Ресурс: http://ancientrome.ru/antlitr/herodot/index.htm. Дата обращения: 20.12.19.

Iust. Epit. – «Эпитома сочинения Помпея Трога «Historia Philippicae»» Марка Юниана Юстина. Цит. по: Юстин М.Ю.Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae». СПб., 2005.

Kron. Pol. – «Хроника польская, литовская, жмойтская и всея Руси». Цит. По: Стрыйковский Мачей.  Хроника польская, литовская, жмойтская и всея Руси / Эл. ресурс: http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Stryikovski_2/text1.htm. Дата обращения: 20.12.19.

 

Список используемой литературы:

 

1. Изборникъ славянскихъ и русскихъ сочинений и статей... – М., 1869. – С. 445.

2. Крижанич Ю. Политика. – М., 1965. – С. 622.

3. Софонович Феодосiй.Хронiка з лiтописцiв стародавнiх. Эл. ресурс: http://litopys.org.ua/sofon/sof.htm. Дата обращения: 20.12.19.

4. Мечта о русском единстве. Киевский Синопсис (1674). – М., 2006. – С. 51.

5. Мыльников А.С.Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI– начала XVIIIвека. – СПб., 1996. – С. 72.

6. Ядро Россiйской истории... – М., 1770. – С. 17.

7. Подробная лѣтопись отъ начала Россiи до Полтавской Баталiи. Ч. I. - СПб., 1798. – С. 9.

8. Татищевъ В.Н.Исторiя Россiйская съ самыхъ древнѣйшихъ временъ. Книга первая. Часть вторая. – М., 1769. – С. 428.

9. Ломоносовъ М.В. ДревняяРоссiйская исторiя отъ нача́ла Россiйскаго народа до кончины великаго князя Ярослава Перваго или до 1054 года. - СПб., 1766. – С. 24.

10. Эминъ Ф.Россiйская исторiя жизни всѣхъ древнихъ отъ самаго начала Россiи государей... – Спб, 1767. – С. 10.

11. Эминъ Ф.Россiйская исторiя жизни всѣхъ древнихъ отъ самаго начала Россiи государей... – Спб, 1767. – С. 12.

12. Екатерина Великая.Записки касательно россiйской исторiи. Ч. I. – СПб., 1787. – С. 15.

13. Щербатовъ М. Исторiя Россiйская отъ древнѣйшихъ времянъ. Т. I. Отъ начала до кончины великаго Князя Ярослава Владимеровича. – СПб., 1770. – С. 31-32.

14. Карамзин Н.М.Исторiя государства Россiйскаго. Т. I, изд. 2-е, испр. – СПб, 1818. – С. 35.

15. Карамзин Н.М.Исторiя государства Россiйскаго. Т. I, изд. 2-е, испр. – СПб, 1818. – С.  33, примеч. 69.

16. Мыльников А.С.Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI– начала XVIIIвека. – СПб., 1996. – С. 85.

17. Тарасов И.М.Древние славяне и их соседи в «Скифской истории» Андрея Лызлова // Исторический формат, 2019 (в печати).

18. Bielski M.Kronika wszytkyego swyata... – Kraków, 1551. – F. 157-157 vers.

19. Kronika polska Marcina Bielskiego, 1597. Nowo Przez Ioach. Bielskiego fyná iego wydána. – Krakow, 1597. –  P. 15.

20. Мыльников А.С.Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI– начала XVIIIвека. – СПб., 1996. – С. 55.

21. Hajekz Libocan W.Kronyka Czeska. – Prag, 1541. – P. 319.

22. Мыльников А.С.Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI– начала XVIIIвека. – СПб., 1996. – С. 78 сл.; 93.

23. Мыльников А.С.Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI– начала XVIIIвека. – СПб., 1996. – С. 93.

24. Мыльников А.С.Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI– начала XVIIIвека. – СПб., 1996. – С. 66.

28. Мыльников А.С.Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI– начала XVIIIвека. – СПб., 1996. – С. 93.

29. Мыльников А.С.Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI– начала XVIIIвека. – СПб., 1996. – С. 46.

30. Фрейдзон В.История Хорватии : Краткий очерк с древнейших времен до образования республики (1991 г.). — СПб.: Алетейя, 2001. – С. 34.

31. Мыльников А.С.Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI– начала XVIIIвека. – СПб., 1996. – С. 55.

32. Мавро Орбини.Славянское царство. Второе издание. М., 2010. – С. 198-199.

33. Мавро Орбини.Славянское царство. Второе издание. М., 2010. – С. 199.

34. Мыльников А.С.Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI– начала XVIIIвека. – СПб., 1996. – С.  75.

35. Татищевъ В.Н.Исторiя Россiйская съ самыхъ древнѣйшихъ временъ. Книга первая. Часть первая. – М., 1768. – С. 147, примеч. 3.

36. Мыльников А.С.Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI– начала XVIIIвека. – СПб., 1996. – С. 47.

37. Милюковъ П. Главныя теченiя русской исторической мысли. Изданiетретье. – СПб, 1913. – С. 9.

38.Magistri Vincentii, episcopi Cracoviensis. Chronica Polonorum sive Originale regum et princirum… – Cracoviae, 1862. – P. 17, 51-52.

39. Рейтенфельс Яков.Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии // Утверждение династии. – М., 1997. – С. 241.

40. Вернадский Г.В.Древняя Русь. – Тверь, М., 1996. – С. 103.

41. Les Annales de Flodoard: publiées d'après les manuscrits… Paris, 1905. – P. 23; 141–142; 146.

42. Magistri Vincentii, episcopi Cracoviensis. Chronica Polonorum sive Originale regum et princirum… – Cracoviae, 1862. – P. 6-7; 24.

43. Мыльников А.С.Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI– начала XVIIIвека. – СПб., 1996. – С. 86.



[1]             Вообще представление о существующем чрезвычайно длительное время царстве северных номадов имелось уже в античную эпоху. Ср., к примеру, упоминание Геродота о тысячелетнем царстве скифов (Hdt. IV, 7) и  свидетельство Юстина, что скифы поулчали с Азии дань тысячу пятьсот лет (Iust. Epit. II, 3, 17).