Вы здесь

3. Внутренние предпосылки объединения русских княжеств

3. ВНУТРЕННИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ

К концу XIII и началу XIV века Русь несколько оправилась от разорения, сопровождавшего татаро-монгольское завоевание.
Среди лесных чащ возникают пашни. Крестьяне общиной — «миром» — превращают лесные трущобы в возделанные поля. Деревья сперва подрубают, сдирая поперек ствола кору, а когда участок леса засыхает, выжигают сухостой и выкорчевывают пни. Зола, оставшаяся от пожарища, служит естественным удобрением. Сохой-косулей и бороной взрыхляют почву, и земля готова принять посев. Если население возрастало, то же самое проделывали и на других участках леса. Так в древности «выдирали» землю из-под леса, подготовляя ее под пашню. Эта форма земледелия носила название «подсечного хозяйства». Истощенную землю иногда на долгое время переставали обрабатывать, она вновь порастала мелколесьем, и только по прошествии нескольких лет крестьяне снова принимались за распашку старого участка. Такая земля называлась «перелогом». Существовало
[27]
и трехполье. Несмотря на наличие всех трех форм хозяйства — подсечного, переложного и трехполья, это последнее становилось все распространеннее.
Много земель в те времена еще не были захвачены феодалами и лишь формально считались княжескими, государственными, нося название «черных земель». Крестьяне жили селами и дворами — починками, носившими название «дворищ». Дворище населяла одна большая семья, состоявшая из ближних и дальних родственников и чужих людей, принимаемых в семью. Села были небольшие, в два-три двора. К селам «тянули» (т. е. принадлежали) лес, сенокосы (пожни), бортные угодья (ухо-жаи), реки, озера, охотничье-промысловые участки (бобровые гоны), пашни — в общем, все, «куда топор, коса, соха ходили», все, «что к тому селу изстарь потягло».
В XIII и в особенности в XIV веке значительно расширяется феодальное землевладение. Огромные земельные владения стали принадлежать князю, боярам, монастырям. Князья раздают боярам, слугам и монастырям большие участки «черных» (государственных) земель. Так, например, рязанский князь Ингвар в конце XIII века дал Ольгову монастырю сразу 5 погостов, где жило 1010 семей.
Крестьяне теряют свои земли и сами превращаются в несвободных и эксплоатируемых. Если раньше крестьянин считал, что «земля царева и великого князя, а моего владения», что земли княжие, а «роспаши и ржи наши», то теперь не только роспаши и ржи не были его владением, но и сам он переставал принадлежать себе, превращаясь в лично несвободного, крепостного. Закрепощение крестьян особенно быстро шло в центральной части северо-восточной Руси. Крестьяне, принадлежавшие князю, должны были пахать для него землю, косить сено на его лугах, нести повозную повинность, ловить рыбу, бить зверя, строить дома, ограды, мостить мосты, пополнять ряды многочисленной княжеской дворни.
Все это вело к разорению крестьян. Крестьяне шли в кабалу к боярину, к монастырю. Избавившись от налогов и повинностей в пользу князя, закабаленные крестьяне— «половники», «закупни», «серебряники», «закладни» — попадали в еще большую зависимость от своих новых господ.
[28]
Если эти последние на первых порах соблазняли крестьян ссудой и льготами, то затем с лихвой старались наверстать потерянное, усиливая нажим на них.
Крупные феодалы — монастыри и бояре — добивались для себя особых грамот, так называемых «тарханных», по которым князь обязывался не вмешиваться в их внутренние дела и освобождал от разных налогов и повинностей живущее па их землях население. Так развивалось крупное феодальное землевладение — оплот княжой власти.
Одним из моментов, обусловившим собирание земель под властью одного «великого» князя, было стремление многочисленных феодалов создать такую сильную власть, стоящую во главе всей феодальной иерархии, которая могла бы укрепить и охранять права феодалов на земли и крестьянство.
Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» указывают: «Объединение более значительных областей в феодальные королевства было потребностью, как земельного дворянства, так и городов. Поэтому повсюду во главе организации господствующего класса — дворянства — стоял монарх».(12)
Менялась не только сельская жизнь, но и городская.
Многих старых городов к этому времени уже не существует, другие пришли в упадок, но зато расцветают новые города, ранее имевшие второстепенное значение. Некоторые из них становятся центрами экономической и политической жизни всей северо-восточной Руси. Растут «посады», улицы и концы, заселенные «черным людом», ремесленниками и купцами. Город разрастается. Вокруг княжеско-боярской резиденции и церквей, которые обносятся новыми укреплениями и превращаются в Кремли, возникают сперва дома, затем улицы и наконец целый поселок ремесленников и торговцев. Расширяются и растут старые «посады». Появляется многочисленное посадское население, торгующее и работающее на рынок, тесно связанное благодаря обмену и торговле с окрестной землей. Купцы проникают в отдаленные области древней Руси, торгуют в различных городах ремесленными изделиями. Постепенно исчезает экономическая разобщенность отдельных княжеств, восстанавли-
[29]
ваются старые торговые пути, заглохшие во второй половине XIII века, и расширяются новые торговые связи. Торговые пути-дороги повели к новым странам, к новым городам. Правда, многие древние торговые связи утеряли свое былое значение, и им не суждено было восстановиться вновь, но в стене, окружавшей, казалось бы, неприступным барьером разоренную и подавленную татаро-монголами Русь, были пробиты первые бреши. Развивалась и крепла торговля с Западной Европой. Носителем ее выступало главным образом богатое новгородское купечество. Новгородские купцы, установившие торговые связи с Готландом, Ганзой, (13) Ригой, скупают у немецких купцов сукна, тонкое полотно, железные изделия, золотые и серебряные вещи, вина, фрукты, пряности. Все эти товары были предназначены не только для продажи в самом Новгороде, но главным образом для торговли «на низу», т. е. в княжествах северо-восточной Руси. Кроме того, торговые сношения с Западной Европой поддерживались через Псков, Смоленск, Витебск и Полоцк. Торговля достигла такого развития, что потребовалось заключение ряда договоров. В Новгороде и других городах существовали дворы немецких купцов, а русские купцы появлялись в Риге, добирались даже до Любека и «Дони» (Дании). Из Руси на Запад шли меха, кожи, воск, сало, щетина, пенька, продукты зверобойного и рыболовного промыслов: китовый ус, моржовые клыки, икра, клей. Вывозились даже некоторые изделия ремесла: юфть, рукавицы и т. д. В эту торговлю с Западом оказались к XIV веку втянуты Тверь и Москва. Новгородские купцы прекрасно понимали все значение торговли с «низом» и уже в 1270 году выхлопотали себе у хана ярлык на право свободной торговли в северо-восточной Руси: «А гостю нашему гостити по Суздальской земли без рубежа, по цареви грамоте». В Москве в свою очередь увеличивается число купцов, торговавших с Новгородом. Огромное значение приобретает торговля с Востоком через Волгу. Купеческие караваны со всех концов Европы и Азии сходились на нижнюю Волгу, в центр и столицу Золотой Орды, город Сарай. Его богатство и благоустроенность, основанные на использовании труда ремесленников, переселенных из
[30]
завоеванных городов Средней Азии и Восточной Европы, поражали европейцев. В Сарае русские купцы сталкивались с венецианцами и генуэзцами, в руках которых были торговые города — колонии Черноморско-Азовского побережья: Кафа (Феодосия), Солдайя (Судак), Тана (Азов) и другие, с арабами, евреями, персами (иранцами), хорезмийцами, бухарцами и даже с индусами и китайцами. Все это пестрое торговое население съезжалось в Сарай для обмена, торговли, выменивало свои товары, вывозило в свои страны причудливые «заморские» вещи. Русские купцы привозили сюда меха, воск, мед, икру и другие товары. Эти товары после заключения сделки часто совершали огромный путь либо на верблюдах через Ургенч и Кульджу вплоть до Камбалу (Пекин, Бейпин), либо на генуэзских судах попадали через Босфор и Дарданеллы в Италию, Францию, Испанию. В Сарае русские купцы скупали шелк, ткани, краски, благовония, пряности и т. д. Естественно, что русские тянулись к богатому Востоку, и, по свидетельству путешественников второй половины ХШ и начала XIV века, русских можно было встретить в Ургенче — огромном торговом городе, расположенном у Аральского моря, и даже в ханской столице всего монгольского государства — Камбалу.
Большое значение в торговых связях древней Руси конца ХШ и начала XIV века стал приобретать торговый путь по Дону, ведущий в Тану, расположенную в устьях Дона, Кафу и Солдайю (Судак), или, как его называли на Руси, Сурож. Сурож — одна из богатых генуэзских колоний — крупный торговый город. В Сурож прибывали русские купцы, торговавшие здесь с генуэзцами и восточными купцами. Кроме водного пути были и сухопутные «шляхи» — дороги, шедшие через степи.
Таковы были основные торговые пути северо-западной и северо-восточной Руси. Рост городов с их ремесленным «черным» людом и купечеством, естественно, вызывает усиление, на первых порах, правда, еще незначительное, внутренней торговли. Новгород скупал хлеб «на низу», т. е. во Владимирской земле, а сам перепродавал здесь «немецкие товары», изделия своего ремесла и продукты северных зверобойных промыслов. То же самое мы наблюдаем по отношению к Полоцку, Смоленску, Твери. Город начинает торговать с деревней, несколько оправившейся
[31]
от разгрома Бату. Кроме того, города завязывают торговлю между собой, и это в свою очередь вызывает их рост.
Начинает возникать рынок, связывающий отдельные, ранее самостоятельные экономические единицы и постепенно сплачивающий их в экономическое целое. В XIV веке только лишь зарождаются все эти явления, но и в этом зародышевом состоянии они влияют на политический строй страны.
Рост феодального землевладения, настоятельно диктовавшего создание сильной власти, способной держать в повиновении народные массы, и ослабление экономической обособленности феодальных княжеств, обусловленное ростом общественного разделения труда, усилением экономического общения между городами и отдельными областями древней Руси, — такова та внутренняя обстановка на Руси, которая создала условия для собирания русских земель.
Во главе процесса объединения русских земель становятся великие князья. Все князья стремились захватить побольше земель, накопить побольше ценностей, этим самым усилиться и подчинить себе других князей, но все шансы на успех в этой борьбе были на стороне сильнейших великих князей.
Чем больше была территория, принадлежащая князю, тем больше было городов, тем многочисленнее было городское и сельское население, платившее князю всевозможного рода налоги и несущее ряд повинностей, тем больше было у князя слуг и воинов, тем богаче и могущественнее он был.
Князья боролись между собой за обладание землей и крестьянами, за доходы, и это толкало их к собиранию русских земель.
Это стремление великих князей к объединению русских земель под своей властью совпадало с общим ходом исторического развития страны, с общими задачами, стоявшими перед Русью.
Великих князей — собирателей Руси — в их борьбе с удельными князьями за объединение русских земель поддерживали различные социальные группы населения.
Объединительные тенденции великих князей поддерживает боярство. Боярство выступало противником дробления земель потому, что вотчины боярские, располо-
[32]
женные в различных местностях, зачастую оказывались на территории двух, а то и трех враждующих между собой княжеств. Между тем бояре связаны были определенными повинностями с тем удельным князем, в земле которого располагались его вотчины. Бояре должны были «судом и данью тянуть по земле и воде». Боярин как княжой слуга волен был служить князю и не служить, мог служить не тому князю, в чьем уделе была его вотчина, но как землевладелец он был обязан подчиняться княжескому суду и платить дань по месту расположения своих вотчин. В княжеских усобицах боярин мог выступить «по службе» против того князя, в уделе которого находились его земельные владения, но как землевладелец он подчинялся последнему. Кроме того, бояр связывала с князьями повинность, называвшаяся «городной осадой». Если город подвергался нападению врага, защищать его и «садиться в осаду» обязаны были все землевладельцы уезда, независимо от «службы». Но как было поступать в тех случаях, если город, в земле которого располагались владения боярина, подвергался нападению со стороны князя, которому он служил?
Чересполосица боярских владений, обусловившая необходимость нести ряд обязанностей «по земле» и одновременно служить зачастую враждующим между собой князьям, была первой причиной, заставившей боярство выступить на стороне великих князей-«собирателей», так как централизация в единых руках земли и власти давала возможность боярам служить одному князю, в пределах владений которого находятся все их вотчины.
Второй причиной, заставившей бояр объединиться вокруг великого князя, было естественное стремление служить более богатому и более сильному, от которого можно получить «жалованные вотчины», чины и т. п. Боярские роды один за другим «отъезжают» от удельных князей к великому князю.
К великим князьям по тем же причинам тяготел и низший слой феодального класса — дворянство. Это были «слуги вольные», несшие «ратную службу» и за это получавшие земли, «кормления и доводы», т. е. административно-служебные доходы, связанные с несением ими службы в качестве княжеских чиновников, управителей и т. п. К ним примыкали и свободные «слуги под двор-ским» (псари, конюхи, садовники, сокольники и т. д.),
[33]
обслуживавшие княжеское хозяйство и непосредственно подчиненные княжескому «дворскому», т. е. дворецкому. За службу свою они получали земли. Эта группа феодалов — зародыш будущего дворянства, помещиков — усилилась в XIV веке и, естественно, стала играть известную политическую роль. Они имели право перехода от князя к князю и использовали это право для того, чтобы перейти на службу к более сильному и богатому, а таким был великий князь.
Феодалы — бояре и дворянство — тяготели к великому князю и в силу того обстоятельства, что они были заинтересованы в закрепощении крестьянства.
Укрепление и расширение феодальной земельной собственности диктовало для феодалов необходимость закрепощения крестьян, расширения их «прав» на крестьян и крестьянский труд. Обеспечить закрепощение крестьян в масштабах «всея Руси» могла только сильная великокняжеская власть.
На сторону великого князя стала и церковь. Церковь была не только крупнейшим феодалом на Руси, в руках которого сосредоточилась четверть всех земель, но и единственной организованной политической силой. Церковь имела свой центр и своего владыку-митрополита. Церковь также стремилась к установлению «одиначества», т. е. такого порядка, при котором во главе светского государства также был бы один владыка, на которого можно было бы оказывать определенное влияние, тогда как справиться с десятками князей и подчинить их своему влиянию церковь оказывалась не в силах. Кроме того, от богатого и сильного князя можно было добиться пожалований и привилегий, что не в силах были сделать отдельные удельные князья.
Большое значение играло и то обстоятельство, что церковь всегда поддерживала князей в борьбе с внешним врагом, боясь, что иноверцы могут искоренить «веру православную» н тогда православное духовенство отойдет на второй план. Нужно было заботиться о своем, «православном князе», могущем защитить Русь и прекратить княжеские усобицы и споры.
Идея единства среди духовенства появляется очень рано, еще в начале XIV века, когда митрополита Максима именуют митрополитом «всея Руси». Церковь начинает интересоваться общерусскими делами и, есте-
[34]
ственно, поддерживает идею единства Руси, а следовательно, и великого князя. Интересно, что к этому времени относится составление первого общерусского летописного свода, доведенного до 1305 года.(14)
На сторону великих князей становится и посадское население.
Посадское население древней Руси — купечество и ремесленники — было заинтересовано в том, чтобы прекратить межкняжеские усобицы, разорявшие города, препятствовавшие нормальному обмену и работе ремесленников. Оно стремится к ликвидации политических границ между княжествами, тормозящих развитие торговли, ставящих ее в зависимость от княжеских споров и войн, удорожающих товары и приводящих к тому, что повышается риск каждого купца. Отсутствие единой денежной системы, единства в мерах веса и т. д. — следствие феодальной раздробленности — является еще одним фактором, препятствующим развитию торговли. Купца на дороге могли ограбить не только разбойники, но и дружинники князя, по земле которого проезжал его караван; на каждом шагу он платил «мыт»—таможенную пошлину, везде сталкивался с особыми местными законами и правилами. Ремесленники и купечество нуждались в «порядке», а единственной представительницей «порядка в беспорядке» была великокняжеская власть.
В XIV веке проявляются первые признаки процесса складывания великорусской народности. Товарищ Сталин подчеркивает, что многонациональные государства Восточной Европы (в том числе и Россия) состояли «.. .из нескольких народностей, еще не сложившихся в нации, но уже объединенных в общее государство» (15) (подчеркнуто мною. — В. М.).
Постепенное подтачивание перегородок, воздвигнутых между княжествами и превративших их в обособленные
[35]
национальные области, приводит к формированию великорусской народности.
Обширные торговые связи, регулярные торговые сношения постепенно разрушают культурную и языковую разобщенность. Сношения между национальными областями — княжествами — способствуют постепенному слиянию диалектов в единый язык, постепенной нивелировке обычаев, быта, нравов, порядков и т. и. И первыми стали на этот путь городские жители и, в частности, купцы, как более подвижной элемент среди остального населения. Рост рыночных связей и формирование великорусской народности — явления, тесно связанные одно с другим и вытекающие одно из другого. «Рынок есть центр торговых сношений, — указывает Ленин. — Главное орудие человеческих торговых сношений есть язык».(16) Общность языка есть основа народности.
Нужно одновременно отметить, что на Руси в XIV веке далеко еще не полностью созрели все экономические основы для объединения, но собирание земель великими князьями шло все же весьма энергично и успешно. Что же ускоряло процесс объединения Руси?
Русь со всех сторон была окружена враждебными и агрессивными государствами. Они пользовались слабостью Руси, раздробленной на множество враждовавших между собой феодальных полугосударств и стремились к захвату русских земель и покорению русского народа.
Этими враждебными государствами, как уже указывалось, были Польша, Ливонский орден немецких рыцарей, Швеция, Литва и Золотая Орда.
Товарищ Сталин указывает, говоря о странах востока Европы — Венгрии, Австрии, России, что «в этих странах капиталистического развития еще не было, оно, может быть, только зарождалось, между тем как интересы обороны от нашествия турок, монголов и других народов Востока требовали незамедлительного образования централизованных государств, способных удержать напор нашествия».(17)
[36]
Таковы были причины, ускорившие постепенную ликвидацию феодальной раздробленности и образование феодальных союзов—«великих княжеств», начавших борьбу за Владимирское великое княжение.
Несмотря на непрерывно растущие стремления к объединению, одновременно наблюдаются тенденции к дальнейшему раздроблению земель.
Налицо противоречивый процесс — с одной стороны усиление объединительных стремлений, с другой — продолжающееся раздробление земель.
Возникают феодальные союзы — «великие княжества», состоявшие из множества мелких удельных княжеств, во главе со своим «великим князем».
К середине XIV века существуют, кроме Московского, три великих княжества: Тверское, Рязанское и Нижегородское. Наряду с ними существует великое княжение Владимирское, считавшееся главным русским княжеством. Великий князь Владимирский был «старшим» князем на Руси.
Великие князья — Тверские, Нижегородские, Рязанские, Московские — ведут свою политику, интригуют в Орде, борются, заключают союзы и стремятся к овладению ярлыком на великое княжение Владимирское.
В этой борьбе победа остается за Московскими князьями.
Чем объяснить успех Московских князей, каким путем Московские князья объединили русские земли?
[37]

Примечания:

1) К.Маркс, Хронологические выписки, Архив Маркса и Энгельса, т. V, стр. 224.
2) Так была разрушена Рязань, и ныне это название носит Переяславль-Рязанский. На месте Рязани осталось лишь городище «Старая Рязань». Исчезло также много городов и в Переяславской земле: Баручь, Римов, Вырь, Вьяхань и ряд других.
3) К. Маркс. Secret diplomatic history of the eighteenth century, Лондон, 1899, стр. 78.
4) К. Маркс, Secret diplomatic history of the eighteenth century, Лондон, 1899, стр. 78
5) Там же.
6) Ф. Энгельс, О разложении феодализма и развитии буржуазии, Соч., т. XVI, ч. I, стр. 444.
7) Магистр — глава рыцарского ордена.
8) К. Маркс, Хронологические выписки, Архив Маркса и Энгельса, т. V, стр. 344.
9) Хлоп — холоп, крепостной.
10) Быдло — скот.
11) К. Маркс, Secret diplomatic history of the eighteenth centurv, Лондон, 1899, стр. 79.
12) К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, 1935, стр. 15.
13) Ганзой назывался союз торговых городов северной Германии.
14) До этого, и XII—XIII веках летописи велись в разных княжествах и отражали историю главным образом данного княжества.
Были летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Суздальская и др.
Митрополит Петр па основе местных летописей решил составить общерусскую летопись, что свидетельствует об объединительных стремлениях церкви.
15) И.В.Сталин. Марксизм и национально-колониальный вопрос, 1935, стp. 73.
16) Ленин, Национальный вопрос (тезисы по памяти), Ленинский сборник, т. XXX, стр. 62.
17) И.В.Сталин, Марксизм и национально-колониальный вопрос, 1935, стр. 73.

! сохранена орфография оригинала.
! сноски в оригинале подстрочные.
! квадратными скобками обозначены номера страниц оригинального издания.
! без иллюстраций.
! номера страниц с иллюстрациями не учтены.